Почему идея VR всё ближе к провалу
На стыке 2015 и 2016 годов всё мировое IT-сообщество потирало руки в предвкушении настоящего VR и AR бума, ведь на рынок должны были вот-вот поступить три крупные рыбы: HTC Vive, Sony PS VR и Oculus Rift. И это при перманентной разработке Microsoft Hololens и нового поколения Google Glass. Тогда виртуальное будущее казалось таким ярким, что в сегодняшние редкие упоминания трудно было поверить.
Что ж, давайте попробуем разобраться, почему так произошло, что искусственная реальность оказалась ближе к истории, чем к революции.
Слишком долгая реализация
Существует экономическая теория, согласно которой инновационный продукт должен выйти на пик продаж не позднее, чем через 36 месяцев после анонса. Причем относительно гаджетов это означает не просто старт продаж, а порой даже выпуск второй, доработанной с учетом пожеланий покупателей, версии.
А теперь взглянем на наши продукты:
- Rift был анонсирован в 2012 году, вышел на пользовательский рынок в марте 2016;
- PlayStation VR впервые был упомянут в 2014 году, причем разработка к тому времени уже шла 3 года. Выпуск первой серийной партии — октябрь 2016;
- HTC в этом плане оказался чуть более успешен — с момента релиза в марте 2015 до реализации прошло всего лишь 13 месяцев.
На сегодняшний день 2 из 3 «революционеров» уже израсходовали заданный 3-летний ресурс. HTC Vive — пока нет, но тайваньцы пока даже не думают бороться с отпугивающей ценой в 800 $ (в России даже больше — 70 тысяч рублей). Время идёт, интерес падает.
И даже если опустить данную теорию, то достаточно просто взглянуть на медиарынок, чтобы понять — 3D и виртуальная реальность в 2017 не особо-то интересны широкой аудитории, и должны начинать завоевывать рынок практически с нуля. Идеальный момент выпуска был во времена анонса этих гаджетов, а теперь это просто дорогая забава для небольшого числа гиков.
Слабая активность СМИ
Да, Microsoft по-прежнему активно развивает различные продукты в экосистеме Hololens, Sony пытается не забывать о выпуске игр для PlayStation VR, но будем откровенны — этого катастрофически мало, чтобы удержать интерес к продуктам. Ничего принципиально нового не выходит, писать не о чем. Вы видите рекламу VR по ТВ, в интернете, на билбордах? Похоже, что сегодня даже небольшие помещения в торговых центрах, пришедшие на смену 5D кинотеатрам, делают едва ли не большую рекламу VR-устройствам, чем все СМИ вместе взятые. И пока не видно, почему тенденция может измениться.
Разрыв между ожиданием и реальностью
3D-фильмы, несмотря на снижение интереса, всё еще способны удивлять реалистичностью. Вы смотрите «Кредо убийцы» или новые «Стражи галактики», восхищаетесь графикой и эффектами. А потом приходите домой, надеваете шлем VR, желая погрузиться в подобный реалистичный мир, но перед вами только графика многолетней давности и ограниченные возможности. Нет, конечно есть исключения, но пока производительности железа и энтузиазма создателей явно не хватает, чтобы наделить термин «виртуальная реальность» заложенным изначально смыслом. Если говорить грубо, то VR — просто осовремененная игра с калейдоскопом, эффекта «Матрицы» существующие устройства производить не способны.
Высокая стоимость
Один из главных аргументов поклонников VR — технология не развивается из-за высокой стоимости устройств. Конечно, это не единственная проблемы, но если бы стоимость устройств была в 5−10 раз ниже, то они бы вошли в ранг универсальных подарков и ненужных покупок, что автоматически снизило требования и подняло бы спрос. Пока же самый доступный вариант PlayStation VR потребует от вас наличие консоли, Oculus Rift заставит вас сидеть неподвижно на одном месте, а за цену HTC Vive вы можете слетать в Париж, посетить Диснейленд, еще и на Мулен Руж останется. И это точно оставит у вас куда больше впечатлений.
Затишье от Apple
Контрольный выстрел в голову VR по сути произвела компания Apple — пожалуй, главный локомотив всех недешевых технологий. Тим Кук неоднократно заявлял, что виртуальная, а точнее, дополненная реальность — крайне интересная технология, и в Apple всерьез работают над её реализацией. Фактически же пока это выразилось лишь в покупке немецкой фирмы Metaio (разработчик ПО для AR) нескольких интересных патентах, а также бесчисленных слухах, основанных на возможностях, заложенных в новые iPhone, Apple Watch и EarPods.
То есть или Apple желает довести свою технологию дополненной реальности до совершенства, или ждет пока конкуренты выкинут белый флаг, разочаровавшись в перспективах. В любом случае, отсутствие сейчас такого крупного игрока среди производителей «виртуальных» девайсов определенно лишает весь рынок существенного спроса на технологию. Особенно это касается той целевой аудитории, для кого игровая консоль — не обязательный домашний аксессуар, а 70 тысяч рублей — не такие большие деньги за «произведение искусства». То есть именно та, которая способна обеспечить технологии счастливое будущее.
Кстати, а вы уже успели оценить VE-девайсы? Как впечатление?