Вклад в других и передача знаний, или Кто такой наставник

Кто такой наставник и зачем он нужен? Узнаете в этом материале!
5 минут3254

Наставничество — крутая возможность, но не все студенты знают о ней. Мы поговорили с наставником GeekBrains Сергеем Ерёменко и узнали, какова его роль на пути студента к новой специальности.

— Расскажите, как давно вы в роли наставника?

Наставник я уже четыре года. Последнее время на курсах по React наставничаю. Освоил профессию веб-разработчика. Ещё был наставником по HTML, JavaScript.

— А чем сейчас помимо наставничества занимаетесь?

Работаю в IT-компании, которая занимается сайтами и мобильными приложениями. Сейчас разрабатываю мобильные приложения на React Native. В довольно известных компаниях :)

До этого делал сайты: и лендинги, и разные многостраничники. Примерно три года такого опыта у меня. Постепенно развивался — и уже полгода я на React Native, хотя раньше этим не занимался. Только чуть-чуть начал изучать, потому что React Native похож на обычный React, сделан на его основе.

Сначала меня взяли на испытательный срок, и всё получилось. Я сдал проект — и пошло-поехало.

— Супер! А было время, когда вы работали не в сфере IT?

Да, я вообще по профессии инженер по метрологии. Это всё, что связано с измерениями и приборами для них. Сертификация, стандартизация. Работал на заводах: сначала слесарем, потом инженером по качеству (проверял продукцию), следил за техническими процессами на заводе. Делал доклады по улучшению качества на производстве. Но особо не было развития и роста. К тому же на заводах в основном такая статистика: могут зарплату немного повысить, но потом твоё развития останавливается. Начальники сидят на одних местах. И тут либо знакомства нужны, либо через 10 лет опыта в управлении ты можешь стать кем-то выше. Поэтому решил, что лучше развиваться в IT.

— Как открыли для себя наставничество? Почему решили начать помогать?

Когда я только начал всё изучать, лет десять назад, я смотрел разные сайты, документации, и было не у кого что-то спросить. У меня был только один знакомый программист, но немного в другой области. То есть не к кому было подойти и спросить: «А что тут делать? А как ты делаешь?». В общем, посоветоваться или просто пообщаться. И когда я прошёл курс, то стал наставником. Хотелось помогать людям, у которых есть вопросы, а они не знают, к кому обратиться. С наставником можно пообщаться, поделиться опытом, чтобы быстрее усвоить информацию.

— Какие вопросы обычно прилетают?

Бывает какая-то непонятная тема. Прослушали урок, начинается домашнее задание и возникают вопросы о том, как вообще это делается. Ученики выполняют его по-своему. Я смотрю и подсказываю, как сделать лучше.

Либо возникает ошибка в коде, и не получается что-то. Смотришь — то скобочку пропустили, то межсайтовый запрос.

— Вы говорили, что были наставником в нескольких направлениях. Можете рассказать, почему переходили?

Наставничество — это как закрепление информации. В первую очередь сам для себя повторяешь материал, чтобы ничего не забыть. Ну и чтение чужого кода, конкретно в веб-разработке, в пунктах по программированию. Если в течение года не повторяешь, всё быстро забывается. Особенно когда большой стек технологий в голове держится, а работаешь на чём-то одном — тогда технологии, которые не используешь, стираются из памяти. Поэтому постепенно, как курсы мне открывались, так я и наставничал.

Сначала на JavaScript сидел, помогал преподавателю. Потом на React перешёл — там было мало наставников, так как курс сложный. Я мог помочь, поэтому и пошёл.

Наставничество — это и просто больше общения. С некоторыми учениками мы переписывались. А одна студентка даже предлагала пожениться :)

— А наставничество приводило вас в новые проекты?

В чате наставников один из ребят сказал, что есть проект, но сам он не силён во фронтенде и вёрстке. А проект был на React. И мне предложил сделать фронтенд, а сам отвечал за бэкенд. Плюс взяли дизайнеров. То есть собрали команду в основном из наставников. Проект длился пять месяцев, я добавил его в резюме. Благодаря этому проекту меня взяли на работу — у меня уже появился опыт.

— Приходили ли в процессе наставничества новые решения, инсайты?

У меня был наставник, он ведёт чат по вебу. Мы там общаемся, но в основном это не связано уже с обучением. Обсуждаем более высокие технологии, продвинутые вопросы. И просто переписываемся, помогаем друг другу. Наставник может поделиться своим опытом и с другими коллегами.

— Почему вы продолжаете заниматься наставничеством? Что вами движет?

Люди по-прежнему ждут ответов на свои вопросы. А у меня есть знания, и я помогаю другим развиваться в IT-сфере. Лучше, чтобы они сразу задавали вопросы на курсе. И потом, устроившись на работу, могли кого-то просветить. В основном джуниоры приходят в компанию и целую неделю (а то и месяц) бегают, спрашивают, просят подсказать. Хотелось бы, чтобы таких моментов было меньше.

— Почему для вас важна эта забота о других? В чём ваш кайф от этого?

Мне нравится делать вклад в других и делиться знаниями. Я не могу сказать, что это доставляет прямо супер удовольствие, но это и правда интересно. Просто мне хочется делиться с людьми информацией и помогать им. Потому что знаний столько, что могу уже сам вести курсы.

— А что останавливает? Стать преподавателем и взять поток, к примеру.

Мне больше нравится что-то создавать. Я по складу, скажем так, инженер. То есть мне хочется писать код, делать приложения. А преподаватель — всё-таки немного другое направление. Тут нужно и педагогику знать, и психологию, и уметь стримить на аудиторию — когда ты сидишь в тихой комнате, разговариваешь с монитором, а тебе что-то пишут :)

— Вы говорили, что наставничество — это про «не забывать технологии, повторять материал». А есть примеры, когда вы так освежили в памяти тему, а потом нашли удачное решение для рабочей задачи?

Было на JavaScript с классами. Вроде бы урок прошёл, я всё понял. Но только после третьего потока, когда я три раза пересказал материал другим, сам для себя полностью осознал, что они представляют собой. После первого прохождения курса остались поверхностные знания. А когда уже несколько раз повторил, то понял более детально и глубоко.

— С опытом наставничества вам стало проще коммуницировать, обучать джунов?

Скажем так: появилось умение на пальцах, коробках, птичках объяснить тему с разных сторон :)

— А были ещё интересные истории и бонусы, связанные с наставничеством?

Была пара случаев, когда ученики, устроившись на работу, предлагали к ним присоединиться. Это вообще нормально — приглашать в компанию знакомых айтишников. Можно сказать, я получил в роли наставника хорошую рекомендацию.

Ещё однажды я долго помогал преподавателю, а потом он пригласил в проект — у самого не хватало времени. Так я получил первый заказ.

А в общем наставничество — это в основном общение. Чат, чат и ещё чат, плюс порой и созвоны.

— Есть ли у вас база частых вопросов и подготовленных ответов, примеров? Может, сформировали свои методы наставничества?

Да. Я написал методичку, чтобы каждый раз одно и то же не писать в чат. Создал гугл-документ и в нём собрал всё, что нужно знать ученикам, прежде чем они дальше пойдут учиться по React.

К примеру, по Git тоже делал методичку и рассказывал, как правильно установить клиент на ПК. Потому что постоянно одни и те же вопросы задавались. Я уже и скриншотами отвечал, объединив все однотипные вопросы.

— Что пожелаете ребятам, которые сейчас приходят в наставничество?

Наставник — не просто статус, а состояние души. Если ты хочешь и можешь помогать людям — то стоит становиться наставником. Но если не готов делиться знаниями и уделять время — вряд ли что-то выйдет. Добавится статус в профиле на портале, но толку от этого не будет.

наставничествоgeek university
Нашли ошибку в тексте? Напишите нам.
Спасибо,
что читаете наш блог!