Хитрый ход Ubuntu Touch или теория заговора?
В середине-конце ноября этого года у нас в стране в продаже должен появиться смартфон BQ Aquaris E5 HD Ubuntu Edition под управлением мобильной ОС Ubuntu Touch. Это событие вновь подняло волну интереса к этой операционной системе и личности её идеолога. На первый взгляд, и рынок смартфонов, и операционных систем для них перенасыщен до предела. Ан нет, находятся люди, готовые искать и находить своё место под солнцем.
Напомним, Ubuntu Touch — мобильная платформа, разработанная компанией Canonical Ltd. для смартфонов и планшетов на ядре Linux. Её главный посыл сообществу — обеспечить удобство работы, как в настольной Ubuntu Desktop Edition. Сама система была выпущена в январе 2013 года, и стала доступна как образ системы для некоторых устройств Android, с возможностью установки также и на других смартфонах.
Но задача нашего анализа не разобрать по косточкам эту операционную систему. Кому интересны ее сравнительные характеристики с другими мобильными ОС, Википедия предоставляет прекрасную возможность. Хотелось бы понять, каким отцы-основатели Canonical видят будущее своего детища, в которое они уже вложили не один десяток миллионов долларов.
О перспективах
Уже полтора года эксперты пытаются расшифровать, что имел ввиду Марк Шаттлворт (Mark Shuttleworth, основатель Canonical), когда постоянно называл «возникающими» те рынки, что станут полем битвы, где Ubuntu Phone будет бороться за влияние…
По его словам, это сектора с быстроисчерпаемыми первичными ресурсами потребителей, где вскоре борьба за сердца, умы и руки менее технически подкованных пользователей будет иметь место». Надо сказать, что Шаттлворт был одним из разработчиков операционной системы Debian. И взявшись за Ubuntu, надо полагать, понимал, что именно он финансирует.
Со временем выяснилось, что Ubuntu Phone (а затем и Touch) и не претендовала на доли рынка от компаний Apple или Google. Функция превращения телефона в полноценный десктоп с помощью док-станции не является главной приманкой. А главными борцами с монополией стали в итоге Samsung, Windows и BlackBerry.
В массовом сознании твердо укоренилась следующая версия. В июле 2013 года Canonical благодаря яркой и запоминающейся краудфандинг-кампании намеревалась собрать $32 млн на производство смартфонов Ubuntu Edge. Тогда операционную систему хвалили за удобный интерфейс, доступность для разработчиков, возможность нативного программирования на HTML5 и концепцию «конвергентности».
Сам же смартфон должен был стать весьма неординарным устройством с двумя операционными системами (Ubuntu Phone и Android) и «новейшими технологиями не готовыми для массового рынка, сродни с «Формулы-1» в автомобильной индустрии», как писали тогда в прессе. Но господина Шаттлворта, увы, ждало разочарование.
Но он не сдался, и через год продаже появился BQ Aquarius E4.5 радикально отличающийся от концепции Ubuntu Edge, ориентированный на нижние сегменты рынка. Новый E5 имеет 5-дюймовый дисплей с разрешением 1280 x 720 пикселей, 4-ядерный процессор MediaTek с частотой 1,3 ГГц и графический ускоритель Mali 400-MP2, оперативную память -1 ГБ и постоянную - 16 ГБ.
Всё говорило о том, что Ubuntu Touch должно занять нишу в относительно дешевом сегменте, где маркетологи Canonical надеялись собрать вокруг себя ядро поклонников бренда. Т.е. «быстроисчерпаемыми первичными ресурсами потребителей» должны были, по мнению участников рынка, стать именно они. И им необходимо было порвать порочный круг, ведь чтобы набрать долю на рынке, нужна поддержка разработчиков. Нет приложений — нет доли на рынке.
Отчасти всё так. Но вот совершенно неожиданно владельцы культового автомобиля Tesla Model S обнаружили в своих автомобилях Ubuntu, управляющую центральным touch-screen экраном. Иными словами «первичными ресурсами» Шаттлворта стали состоятельные владельцы автомобилей Tesla и сам Элон Маск?
А почему бы и нет? Во-первых, уникальный продукт требует и уникального ПО. Во-вторых, Google (со своим Android) сам разрабатывает «беспилотные» автомобили. В-третьих, автомобильная электроника может взаимодействовать с владельцем через смартфон. Почему бы этим устройством не стать родственнику из семейства BQ Aquaris? И, наконец, если проект господина Маска проникнет в уже широкие слои автопрома, почему бы в комплекте к машине не продавать этот смартфон не менее широкому кругу водителей?
Вот такая теория заговора имеет место в умах ряда поклонников Ubuntu. А что думаете Вы? Не пора ли вливаться в ряды «сектантов» этой ОС?
А мы тем, кто хочет разрабатывать под мобильные устройства, рекомендуем профессию «Разработчик мобильных приложений».