Какой бывает маркетинг?
Для того, чтобы продвинуть свой товар или услугу на рынок и при этом победить конкурентов, необходимо освоить различные методы и приёмы маркетинга. Маркетинг — слово английского происхождения, буквально означающее «рыночная активность», «действие на рынке». В это действие включаются несколько процессов:
- создание товара;
- продвижение продукта на рынок (раскрутка);
- организация предоставления продукта покупателю.
Какие существуют типы маркетинга?
В зависимости от таких критериев, как охват рынка, состояние спроса, сфера деятельности, маркетинг можно разделить на множество различных типов. Так, по охвату рынка маркетинг бывает:
- массовым;
- концентрированным;
- дифференцированным.
Виды маркетинга, исходя из охвата рынка
Задача массового маркетинга — 100% охват всех клиентов. Смысл такого маркетинга есть только в том случае, когда ваша продукция действительно необходима всем. Одним из инструментов массового маркетинга является установление доступных для покупателя цен.
Концентрированный (или целевой) маркетинг, как правило, используют компании, ориентированные на узкую рыночную нишу. Например, на выпуск товаров для молодожёнов, товаров для детей, продукции для ритуальных услуг.
Цель дифференцированного маркетинга — захват большей части интересующего вас рынка. Для этого нужно выпускать различные модификации одного и того же товара. Например, если речь идет о товарах повседневного спроса, то можно предлагать своим покупателям разные виды молочной продукции. Если вы собираете электронику, выпускайте на рынок разные ноутбуки для работы и для игр.
Маркетинг в зависимости от спроса
Исходя из состояния спроса на определённый продукт или услугу, маркетинг бывает:
- конверсионным;
- стимулирующим;
- развивающим;
- ремаркетинг;
- синхромаркетинг;
- поддерживающим;
- противодействующим;
- демаркетинг.
Основная цель конверсионного маркетинга — изменить отрицательный спрос на продукт или услугу на положительный. Для этого можно переделать свой товар, снизить на него цену и пересмотреть политику продвижения продукта.
Стимулирующий вид маркетинга применяется для продвижения товара (услуги), на который полностью отсутствует спрос. Маркетолог обязан чётко понимать предпосылки такого безучастия потенциальных покупателей и принять меры к его преодолению.
Развивающий маркетинг используется в том случае, когда спрос на продукты и услуги только формируется.
Цель ремаркетинга — оживить спрос на товары или услуги. Похожая цель и у синхромаркетинга: он используется при периодически изменяющемся спросе.
Поддерживающий маркетинг вступает в силу тогда, когда спрос полностью отвечает предложению.
Противодействующий маркетинг должен снизить спрос, часто бывающий слишком иррациональным (табачная продукция, алкоголь).
Целью демаркетинга является регулировка спроса в обстоятельствах, когда у компании нет возможности расширить производство и удовлетворить новые потребности своих покупателей.
Для чего нужен маркетинг?
Этому вопросу посвящено множество книг. Целые тома описывают различные сферы экономики и бизнеса, где можно и нужно использовать маркетинг. И в таком объёме информации трудно вычленить основные цели и задачи маркетинга. Если отвлечься от теории и обратиться к практическому маркетингу, то можно выделить 4 главных задачи, для решения которых маркетинг необходим в первую очередь.
Изучение рынка
Маркетинг, собственно говоря, изначально и был создан для этой задачи. Исследование рынка - это большой спектр задач, в которые входит определение и описание структуры участников рынка, изучение количества конкурентов, цен, товаров, сезонности, моды, качества и прогнозирование тенденций.
Выявление конкурентных преимуществ и отличий
Это вторая главная задача, которую помогает решать маркетинг. Не секрет, что современная экономическая среда, в которой приходится вести бизнес, может быть охарактеризована одним термином – нестабильность. Чтобы не потеряться среди сотен фирм, "фирмочек" и предпринимателей, необходимо уметь особым способом отличаться. Найти такие отличия и обратить на них внимание не только клиентов, но и сотрудников компании, помогают технологии практического маркетинга. Такие особенности внедряются в уникальное торговое предложение компании.
Планирование
Роль планирования растёт с каждым годом. Однако многие компании до сих пор ведут свою деятельность без него. Более того, в небольших компаниях у менеджеров преобладает мнение, что в формальном планировании нуждаются только большие компании. Их основной аргумент: быстрые изменения на рынке делают любые попытки составления планов не более чем формальной процедурой. Однако планирование может дать много преимуществ любому предприятию: большому и малому, начинающему и уже имеющему опыт работы на рынке.
Оно заставляет руководителей предприятия постоянно думать о своём будущем, чётче определять цели и стратегии развития, обеспечивает лучшую согласованность в работе и позволяет определить основные показатели эффективности получаемых результатов. Планирование как процесс управления позволяет компании решать проблему эффективного распределения ресурсов для достижения поставленных долгосрочных целей и решения текущих задач его деятельности. Это, в свою очередь, означает, что процесс маркетингового планирования деятельности предприятия должен стать важнейшей и ответственной функциональной обязанностью руководителей.
Управлене бизнесом
Эффективное управление является основной задачей любого менеджера, особенно когда идёт речь о рыночных условиях существования компании. Управление – это комплекс мер по воздействию на выбранный объект для достижения поставленных целей. Процедура постановки и выбора целей получила название "целеполагания". Процесс целеполагания начинается с понимания философии бизнеса, рынка, на котором планируется вести бизнес, понимания экономической ситуации на рынке. И на большинство вопросов здесь снова отвечает маркетинг, так как все вопросы проистекают из задачи №1 – изучение рынка.
Заключение
Как вы можете оценить сами маркетинг является очень важной технологией для ведения бизнеса. Однако надо понимать, что я рассмотрел далеко не все задачи, которые позволяет решать маркетинг, а только самые ключевые.
Взаимоотношения с постоянными клиентами можно сравнить с крепкой дружбой. Поэтому вслушивайтесь, будьте доброжелательны, узнавайте больше о жизни людей, никогда не врите и не надоедайте - всё это чувствуется издалека и запоминается надолго. Ну а если вы решили заниматься маркетингом серьёзно, то эта специальность научит вас разбираться в людях, их потребностях, особенностях их поведения и находить общий язык практически с каждым.
Высоких вам конверсий!