Тренд на открытые стартапы

«Первая версия чего угодно — всегда отстой. И только работая ты можешь превратить её во что-то большее»

Подзаголовок этого поста — слова Питера Левелса о том, как он запускал свой первый открытый стартап — Hoodmaps. В этом выступлении Питер детально рассказал не только о развитии продукта, но и о том, почему Hoodmaps был сделан именно таким. 

Левелс организовал трансляцию, где в онлайн-режиме дописывал продукт. В среднем около 100 человек одновременно следили за его успехами и неудачами. По его словам, это мобилизовало его как никогда, сделало ответственным и внимательным к пользователям. Именно такие концентрированные усилия должны претворять в жизнь любой амбициозный стартап. 

Теперь по такому пути идёт множество стартапов. Они открывают свои данные: не только детали разработки, но и статистику по трафику, платежам и прибыли. Какой в этом профит?

Компания может считаться открытой, если она в онлайне делится данными о доходе, трафике и количестве клиентов на своём сайте или сторонней площадке. Пример открытой статистики приложения leavemealone: 

Тренд на открытую статистику стал результатом маркетинговой политики в прошлом десятилетии. Крупные компании ставили задачу максимально охватить целевую аудиторию ювелирно выверенными сообщениями. PR-поводы, выгодная статистика и манипулирование предпочтениями пользователей вызвали у людей потребность в искренности и человечности. Поэтому персонализация и открытость брендов в 2020 году выходит на первый план в коммуникации с потребителями.

Ещё одна причина — появление распределённых команд. Сейчас сделать качественный продукт, закрывающий узкую, но денежную нишу, может и команда внутри Mail.ru Group, и компания друзей в любом городе. Очевидные плюсы последнего варианта: низкая стоимость разработки, гибкость, скорость. Недостатки: тяжёлый путь доставки решения, отсутствие средств на исследования. Маленьким коллективам недоступны масштабные издания, свои пиарщики и выход в инфополе супербрендов. Поэтому блоги о собственных наработках для них — одно из немногих доступных средств продвижения, причём весьма стоящее. 

Так в чём же профит?

Открытые стартапы привлекают внимание любопытных зрителей, которым интересно изучить изнанку проектов. Часто целевая аудитория IT-продуктов — такие же программисты и IT-специалисты, как и сами разработчики. В этом случае гораздо эффективнее выступать с потребителем на равных: открывать документацию, показывать динамику, рассказывать сложности в интеграции и вообще всё, что может поддержать пользователей в освоении нового продукта.

Но не обязательно быть IT-специалистом, чтобы заинтересоваться процессами. Многим людям просто нравится наблюдать за историями успеха или провала героев, которые решили заработать денег на своей идее. 

Команда, которая старательно делает свой продукт, не хвастается и не боится признавать ошибки, имеет все шансы завоевать симпатии. Иногда пользователи даже могут принимать участие в проекте: тестировать приложение, давать обратную связь. В этом случае они более вовлечены и чувствуют причастность к успеху продукта. Такие пользователи становятся самыми лояльными клиентами.

Сейчас в блогосфере есть явный тренд на формирование комьюнити — на таких ресурсах, как vc.ru, Хабр, DTF, GitHub и так далее. Там вовлечённые читатели наверняка заметят блог стартапа в новостной ленте. Пусть вас читает небольшая группа людей, но если вы активно обсуждаете ключевую боль всех небольших предпринимателей, то она вполне может выйти в треды. 

Ну и наконец, видеть внимание со стороны пользователей очень важно для самой команды. Если потенциальных клиентов становится больше и они неравнодушны к продукту, у разработчиков есть мотивация довести начатое до конца. В качестве примера приведу блог онлайн-сервиса Welnes.ru на vc.ru .

А какие сложности?

Открытая статистика, за которой наблюдают, напоминает курс акций: вы делаете всё, чтобы он рос или хотя бы оставался на уровне. Постоянно поддерживать продукт в тонусе, особенно при высоких темпах, — задача, которая может потребовать работы 24/7. Увеличивается и нервное напряжение: часто кажется, что кону ваша репутация. 

При этом делать размеренные по срокам открытые стартапы — не всегда хорошая идея. Зрителям нужны регулярные результаты и возможность постоянно что-то «пробовать на зуб».

Что же с этим делать?

Если у вас ещё недостаточно опыта, чтобы спланировать свою работу, становиться открытыми рано. Поддержка открытой статистики тоже потребует вашего внимания. Но можно начать двигаться к цели небольшими шагами, перенимая знания у коллег. Открытость стартапов помогает и всей индустрии — это бенчмарки, которые так тяжело собрать на молодых рынках. 

  • Участвуйте в «открытых микрофонах», где можно запитчить свой продукт среди предпринимателей и получить обратную связь. Например, такие мероприятия регулярно проводит Высшая школа экономики.
  • Ведите дневники разработчиков на vc.ru, DTF, Reddit или даже в Telegram. Примеры интересных работ можно найти в геймдеве.
  • Не бойтесь рассказывать об ошибках и сложностях. Статья формата «сегодня мы сделали вот это, и нам снова всё удалось» больше похожа на пресс-релиз. Людям интересно читать и извлекать уроки, а также видеть конкретные примеры. А способность на прототипе проверить неудачную идею, отказаться от неё и в следующей итерации пилить уже новую фичу — ценный талант.
  • Разместите на сайте страницу с минимальными данными о проекте. Можно начать просто с текущего количества клиентов. Кстати, нефинансовая, но показательная информация о потенциале проекта — retention, k-фактор, churn rate — уже многое скажет о вас.

Приведу в пример проект Startup Costs, где стартапы делятся информацией о своих ежемесячных расходах.

За кем из открытых стартапов интересно понаблюдать:

  • сервис по рассылке учебных материалов Failory;
  • сервис дизайна и печати Placecard;
  • сервис для оптимизации рассылок KanbanMail.
менеджментproductmanagement
Нашли ошибку в тексте? Напишите нам.
Спасибо,
что читаете наш блог!