3 вещи, которые заказчики хотят сказать разработчикам
Посмотрим на больные места во взаимодействии с программистами с позиции клиентов. Какие просьбы заказчики бы записали в «Книге жалоб и предложений для разработчиков», если бы она была?
Говорите на нашем языке
«Не пытайтесь показать свою „крутость“ за счет употребления профессионального сленга и терминологии. Заказчик не хочет чувствовать себя дураком, он вряд ли будет переспрашивать через слово, что вы имели в виду. В результате взаимного непонимания сотрудничество будет либо очень сложным, либо вообще не сложится. Говорите на понятном заказчику языке — так вы получите долгосрочное и эффективное общение», — говорит Олеся Панарина, экономист в ООО «Гидротехника».
Именно так иногда выглядит разработчик с позиции клиента:
Дмитрий Егоров, директор GreenMinds, рассказывает такую историю: «Как-то заказчик у меня спросила: „Дима, а ты умеешь объяснять не на птичьем языке?“. Птичий язык — яркий образ, характеризующий способ коммуникации программиста с внешним миром. Наверное, это из-за профессиональной психологической деформации. Разработчик не может выразить свои мысли на простом обывательском языке».
Можно ли от такой профессиональной деформации избавиться? Можно, и Дмитрий даже рассказывает как: «Чтобы эффективно доносить свои идеи до заказчиков, программисты должны читать как можно больше качественной художественной и академической литературы».
Не избегайте вербального общения
Большая часть программистов — интроверты, которые стараются избежать вербального общения. Ведь действительно проще отправить e-mail, чем ехать к заказчику и лично обсуждать детали проекта. А заказчик скорее всего хочет посмотреть в глаза исполнителю хотя бы по видеосвязи.
И это не каприз, так действительно легче договориться. Дмитрий Егоров, который связан с ИТ больше 16 лет и неоднократно примерял роли как программистов, так и заказчиков, советует: «Программистам надо „вылезать из своей раковины“ и учиться общаться с самыми разными людьми. Человек — существо социальное, поэтому проще и дешевле решать вопросы на личных встречах».
Во имя долгосрочного сотрудничества и сарафанного радио — делайте на совесть
Качественная работа — это когда выдаешь наилучший результат, даже если никто не проверяет.
«Вот приходит к нам заказчик за, например, сайтом. Мы видим, что клиент не додумал тут, тут и ещё вот тут, потому что он не специалист в создании сайтов. Правильный программист потратит время и силы, чтобы объяснить клиенту все узкие места. Другой же программист закроет на это глаза и истолкует недопонимание клиента в свою пользу. Нет, он формально не обманет заказчика, но сделает так, как удобно программисту, а не так, как того мог захотеть клиент», — объясняет Дмитрий Егоров.
Поэтому совет номер три: если ты взялся за работу, то делать надо так, чтобы ты мог честно сказать себе: «Я сделал всё, что было возможно».
«Если ты позволяешь себе делать что-то «на отвали», то заказчики это быстро почувствуют и перестанут с тобой дружить. Возможно, в короткой перспективе разработчик может выиграть, но в длинную он, безусловно, проиграет», — продолжает Дмитрий.