Краткое руководство по командной работе
Программист — профессия для одиночек, ведь максимальной концентрации на задачах вы добьетесь, только абстрагируясь от окружения. Однако без коллег создать качественный продукт в сжатые сроки физически невозможно. Поэтому необходимо искать точки соприкосновения.
Недавно мы обсуждали, как важно быть вежливым и добродушным со своими коллегами. Давайте расширим корпоративный вопрос, попытавшись понять, как правильно вести себя с окружающими, чтобы добиться максимального карьерного и профессионального роста. Вот несколько советов из моего опыта.
Прямолинейность и такт
Любому человеку, желающему добиться успехов в карьере, важно уметь доносить свою мысль до собеседника максимально быстро. Скромность и воспитание — прекрасные черты характера, но в работе они часто работают против вас. Если вы будете постоянно задумываться о том, как не обидеть и не «загрузить» человека, рискуете так и не донести до него свою точку зрения, не указать на ошибки, выдать размытые условия.
Но не путайте прямолинейность с бестактностью. Говорите прямо, будьте открыты, но не переходите незримую черту, где рабочее встречается с личным. Идеальным способом держать дистанцию являются приятельские отношения с каждым членом команды. Но так как это физически невозможно, просто демонстрируйте хорошие манеры во внерабочее время.
Общая цель
На какой бы ступени иерархии в вашей компании вы ни находились, стремитесь быть тем человеком, который постоянно напоминает окружающим об общих целях. Даже если вокруг новый коллектив — вы уже часть команды.
Продемонстрировать приверженность коллективному духу очень просто — искренне переживайте за выполняемую работу, то есть будьте внимательны, исполнительны, хотя бы в рабочее время забудьте о личных неурядицах.
Ответственность
В случае срыва сроков, ошибок в коде, невыполнения пунктов ТЗ, не бойтесь брать на себя ответственность. Признавайте вину, и вы повысите уровень доверия окружающих и, как бы парадоксально это ни звучало, выйдете из ситуации «белой овечкой».
Не стоит впадать в крайность и взваливать на себя чужие проблемы. Во-первых, это выглядит смешно, а во-вторых, это в ваших интересах, чтобы коллеги следовали примеру и тоже умели признавать свои ошибки.
Свои задачи
Не пытайтесь завоевать доверие окружающих, постоянно оказывая помощь и ведя светские беседы. Прежде всего покажите себя классным специалистом в решении собственных задачи. Но есть один важный момент: если коллега к вам подошёл за советом — отвлекитесь хотя бы на 1 минуту, чтобы выслушать, дать краткий ответ, пообещать подойти попозже. Эта простая вежливость принесет вам уважение и финансовые бонусы.
Иерархия
В любом IT-коллективе есть чёткое разделение на сильных и слабых программистов. Как бы плохо это ни звучало, но ваша первостепенная задача — завоевать авторитет ведущей группы. Именно они являются опорой всего коллектива, именно они помогут вам с решением задач и карьерой. Добиться их уважения можно только одним — упорной и продуктивной работой. Тех, кто внизу иерархии, тоже не стоит игнорировать. Постарайтесь помочь им в профессиональном росте и поддерживайте после публичной критики. Это будет всем на пользу.
Слова важнее действий
Забудьте про стереотип, что поступки важнее слов. Если вы не закладываете коллег за их спинами — оценивать они вас будут по тому, что и как вы говорите. Будьте вежливы, не забывайте в разговоре с коллегами отмечать их достоинства и достижения. Не стесняйтесь признавать, что чему-то учитесь у них. Всё это поможет быстрее влиться в коллектив.
Отлаженная работа в команде несет выгоду каждому из её участников. Менее амбициозные получают достойный заработок и комфорт, остальные шагают по карьерной лестнице, иногда безжалостно меняя команды. Какой бы путь вы не выбрали, помните — грандиозного успеха в одиночку вам не достичь.