Зачем они это делают? Понятная приоритизация задач (Score)

Алгоритмы приоритизации задач и фич для менеджеров проектов. Как разложить все цели по полочкам для digital проекта.
4 минуты16359

На офисной кухне или в курилке невольно слушаешь разговоры коллег о том, зачем и почему они «все это» делают и как донести до всех причастных важность нашей работы. Как доказать, что мы не тратим время других сотрудников и деньги компании впустую, а занимаемся действительно важными вещами? Ведь часто думаешь, что ты делаешь самую нужную и крутую фичу, которую все ждут.

И у вас такое было? Тогда вам будет интересно.

Вся наша работа, по сути, сводится к поочередному выполнению задач. Поэтому их приоритизация чрезвычайно важна.

Методов и алгоритмов приоритизации очень много. Каждому этапу развития, на котором находится ваша компания, может подойти один из них. Возможно, в данный момент приоритизация задач вам вовсе не нужна. Если вы работаете с проектами, где понятна последовательность выполнения задач и ресурсы в полном вашем распоряжении, — скорее всего, вам это не пригодится.

О приоритизации

Приоритизация задач проекта помогает понять, что следует выполнять в первую очередь, чтобы донести до пользователя максимум ценности продукта и, вероятно, заработать больше денег для компании.

В каждой организации по-своему распределяются ресурсы. Бывают команды с общими — и ограниченными — ресурсами: несколько менеджеров могут задействовать в разработке одних дизайнеров, программистов, аналитиков. В таком случае начинается борьба за них: на общих митингах надо быстро и достоверно (на цифрах) обосновывать, почему именно твою фичу, а не коллеги, должны взять в будущий спринт.

О важном

Обычно у компании есть цель, к которой она глобально стремится, — а значит, все выполняемые задачи должны приближать к ее достижению. Цели могут быть долгосрочными — они описаны в стратегии, — и краткосрочными, которые изложены, например, в roadmap’е на несколько месяцев. Но не стоит забывать: на каком бы уровне цели ни находились, они всегда связаны друг с другом. И наши задачи всегда должны следовать вектору глобальной цели. Если это не так, задайте вопрос «почему?» и, предлагая гипотезу, обязательно сверьтесь с целью бизнеса.

Можно просчитывать затраты на разработку вплоть до подсчета ROI по каждой цели, прибыли с нее или потерь, если ее не достичь. Другой вариант — не углубляться, а просто разбить цели на четыре категории: «не принесет прибыли», «принесет мало», «даст среднюю прибыль», «обеспечит большую прибыль». Меры «много» и «мало» вы устанавливаете сами.

Приоритизация задач в несколько шагов

Шаг 1

Сначала рассмотрим способ, который поможет отбросить ненужные гипотезы.

Сделайте табличку из строчек с описанием гипотез, а по вертикали обозначьте коллег, которые участвуют в процессе разработки и обладают знаниями по этой фиче. Каждый проставляет в своей колонке по всем строкам баллы по определенной заранее шкале. Выводим сумму и видим, какие фичи команда считает топовыми.

В первый раз таблицу создают вручную, а потом делают ретроспективы, автоматизируя. Таким образом мы смотрим, действительно ли все произошло так, как мы прогнозировали. Через несколько итераций вы поймете свои реальные коэффициенты и сможете зашить их в формулу таблицы.

Потом приходит время для следующей, более глубокой приоритизации.

Шаг 2

Посмотрим, какие существуют инструменты приоритизации:

  • RICE;
  • ICE Score;
  • Kano;
  • WSJF;
  • GIFT.

Разберем один из них — RICE. Это метод приоритизации гипотез по разработке фич. Расшифровка названия:

  • Reach — охват;
  • Impact — влияние;
  • Confidence — уверенность в вашей оценке охвата, влияния и трудозатрат;
  • Effort — трудозатраты.

Чтобы получить оценку по RICE, необходимо следовать следующему алгоритму приоритизации.

(Reach*Impact*Confidence)/Effort=Score

Reach — показывает, сколько пользователей будут применять новую функциональность. Посмотреть это можно по системам веб-аналитики, по прошлому опыту или по конкурентам.

Например, представим, что вы ставите баннер в новом формате на главной странице сайта, посещаемость которой — 10 000 уникальных пользователей в месяц. Получается, именно столько людей увидят вашу фичу. Если вы взяли месячный период, то используйте его при рассмотрении всех гипотез. Учитывайте это и тогда, когда начнете считать Impact в денежном выражении.

Impact — это величина, характеризующая влияние вашей фичи. В идеале ее нужно представлять в денежном эквиваленте, так как для бизнеса это понятнее всего. Но часто останавливаются на субъективной оценке.

Confidence — чтобы понять этот фактор, задайте себе вопрос: как быть уверенным в своих действиях? Правильно: подкрепить их.

Доказательства могут быть разными, и поэтому справедливо придать каждому из них свой вес.

Перечислим часто используемые и известные способы подкрепления:

  • UX-исследования;
  • опросы;
  • интервью;
  • наблюдения;
  • MVP;
  • A/B-тесты;
  • сторонние исследования;
  • аналитика;
  • и другие пользовательские исследования.

Не нужно забывать, что помимо результатов качественных и количественных исследований есть более простые доводы, почему вашу фичу должны взять в работу. Среди них:

  • собственные убеждения;
  • мировые тренды;
  • мнение команды, эксперта, руководителя;
  • «все конкуренты делают это», «продукт не работает без этого».

Еще важные каналы информации:

  • топ обращений в саппорт;
  • топ запросов от сейлз-менеджеров;
  • топ запросов от клиентов.

В итоге у нас сформировался перечень способов, как подкрепить гипотезу. Этот список с расставленными весами привел в удобный вид Itamar Gilad — продакт-менеджер Gmail и YouTube ☺. Рекомендую почитать его блог — https://itamargilad.com/.

Как видите, если гипотеза — это только ваше мнение, то у нее минимальный вес. Поэтому прежде чем что-то отдавать в разработку, подумайте, как проверить, насколько необходима эта фича, и сможете ли вы сделать ее с минимальным вовлечением программистов. Ведь все мы знаем, что самые большие затраты уходят в фонд оплаты труда разработки.

Effort — оценивается либо в часах разработки, либо в story point — это не меняет сути. Всегда можно привести к одной шкале.

В целом это все. Теперь можно заносить данные в таблицу, фильтровать по наибольшему значению Score и брать в работу.

Пример таблицы Score

Гипотезы

Reach

Impact

Confidence

Effore

Score

Гипотеза 1

1

10

0,2

10

0,2

Гипотеза 2

2

2

7

1

28

Гипотеза 3

3

1

0,5

10

0,15

Для каждого из параметров необходимо задать свою шкалу баллов. Рассмотрим это на примере Reach. Предположим, самую маленькую фичу могут увидеть/использовать 100 K уникальных пользователей, а самую крутую — 1 000 K. Берем 10-балльную шкалу и переводим наши значения:

Кол-во

Балл

больше 1000 K

10

900 K–1000 K

9

800 K − 900 K

8

700 K – 800 K

7

500 K – 600 K

6

400 K – 500 K

5

300 K – 400 K

4

200 K – 300 K

3

100 K – 200 K

2

меньше 100 K

1

Из таблицы видно, что гипотеза 2 наиболее приоритетна, — ее и нужно брать в работу первой.

Все это нужно, чтобы:

  • сфокусироваться на главных задачах;
  • обеспечить прозрачность работы;
  • мотивировать команду.

Редко бывает так, что методология идеально, без изменений подходит вашему проекту или бизнесу в целом. Имеет значение множество факторов: от особенностей менталитета до специфики продукта. Поэтому всегда, прежде чем использовать метод, убедитесь, интегрируется ли он в вашу компанию.

product-managerscoreменеджментуправление
Нашли ошибку в тексте? Напишите нам.
Спасибо,
что читаете наш блог!