Как я выучилась на маркетолога в Испании после университета

Сравниваем испанский центр профессионального образования и русский вуз
6 минут7585

Об учебе за рубежом мечтают многие будущие студенты, но все, в основном, остаются учиться в России. С другой стороны, что мешает вернуться к учебе после первого, «обязательного» высшего? В этом посте я расскажу о том, как через семь лет (и после рождения двоих детей) я выучилась на маркетолога в Испании.

Как все начиналось 

В лохматом 2008 году я с облегчением выдохнула, закончив учебу в университете и получив степень магистра по экономике. После непродолжительной работы по специальности я два раза полностью меняла сферу деятельности — сначала ушла в туристический бизнес, а затем и во фриланс. Меня это полностью устраивало до тех пор, пока мы с мужем не приняли решение переехать в Испанию. Солнце, море, апельсины — это все прекрасно, но путь к ПМЖ лежал через студенческую визу. И чтобы ее получить, мне логичным образом нужно было где-то учиться. 

Приступаю к диджитал-маркетингу 

В 2015 году уже все занимались диджитал-маркетингом. У меня на тот момент было экономическое образование и неплохой опыт работы копирайтера, плюс знания по смежным областям. На семейном совете мы решили, что получить профессию маркетолога — неплохой шаг как для нашего будущего в Испании, так и для моей личной трудовой деятельности.

Изначально выбор упал на университет Гранады с почти 500-летней историей. Мои документы позволяли мне поступить в магистратуру на 2-х годичное обучение. Забегая наперед, скажу, что меня приняли, но учиться я не стала. За год я выучила испанский до уровня В2-С1, но в последний момент поняла, что физически не потяну программу магистратуры — к тому моменту у меня было двое детей, одному из которых было всего полгода.

Проконсультировавшись с адвокатом, мужем и парочкой опытных соотечественников, я решила снизить планку и подала документы в Centro de Formación Profesional. Эта организация предоставляет возможность получить среднее и высшее профессиональное образование, а также поступать в университеты без сдачи вступительных экзаменов (только по проходному баллу). Мой выбор пал на профессию главного специалиста по маркетингу и рекламе. Стоимость годового курса составила около 2700 евро с возможностью помесячной оплаты. Никаких экзаменов перед поступлением не требовалось, единственное — нужно было предоставить доказательство завершения хотя бы средней школы в своей стране. У всех иностранцев (во всяком случае, выходцев из стран СНГ) просят омологированный диплом хотя бы о законченном среднем образовании. 

В моей группе было около 25 человек, среди них подавляющее большинство — выпускники средней школы. На момент поступления мне исполнился 31 год, и поэтому я выделялась не только своим иностранным происхождением и акцентом, но и возрастом. Правда, два студента были старше меня и осознанно выбрали направление маркетинга, так что стало не так страшно. 

Остальные студенты поступили на этот курс по разным причинам: 

  • обучение здесь значительно дешевле, чем университет;
  • не нужно сдавать вступительные экзамены;
  • не определились с профессией;
  • родители сказали (здесь такое тоже практикуется);
  • как трамплин перед поступлением в университет без экзаменов. 

Учеба делилась на три триместра:  с сентября по декабрь, с января по апрель и с апреля по июнь. Последний триместр второго года был полностью уделялся практике в компании или организации и написанию дипломной работы. 

Формат обучения и проблемы с ним 

Сразу скажу: было сложно. Моей первой проблемой стал график учебы. Только перед самым началом занятий нам сообщили, что наш курс будет учиться с 15.00 до 21.00. А ведь, как я уже упоминала, на тот момент у меня двое детей, один из которых - грудной. Поразмыслив, мы решили, что снова отступать нельзя и перестроили свои графики так, чтобы справляться со всеми задачами. 

Из предметов на первый год у меня были: 

  • управление экономическими и финансовыми ресурсами компании,
  • стратегии маркетинга,
  • коммерческие исследования,
  • профориентация и обучение,
  • обслуживание клиентов, потребителей и пользователей,
  • английский язык.

На втором году обучения предметы поменялись на: 

  • дизайн и разработка материалов коммуникаций,
  • запуск продуктов и услуг,
  • digital-маркетинг,
  • средства и носители массовой информации,
  • PR и организация маркетинговых мероприятий,
  • оперативные работы коммерческих исследований.

По каждому предмету давалось много теории, которую мы постигали через практику. Чисто теоретических лекций было совсем немного. Некоторые вещи у меня, получившей фундаментальное образование на родине, вызывали крайнее недоумение. Например, элементарную формулу чистого дохода мы мучили на каждой лекции в течении более чем трех месяцев. И проблема у моих сокурсников заключалась не столько в понимании принципа расчета, сколько в отсутствии знаний в решении простых линейных уравнений, которые мы проходим в пятом классе. Все, что можно было посчитать в уме, часто считалось в столбик и так далее. 


Вот, кстати, расчет чистого дохода

Домашние задания давались с завидной регулярностью, и, если по финансовому учету и экономике нужно было использовать лишь сухие формулы, то по всем остальным предметам приходилось креативить. Около 70% заданий мы выполняли в группах из нескольких человек. Мы должны были не только сдать проекты на бумаге, но и подготовить групповую презентацию. К финальным презентация готовились особенно тщательно: репетировали каждый фрагмент выступления, брали креативностью и даже надевали одинаковую одежду или костюмы, чтобы выделить команду. Это было похоже на соревнования между командами группы, после чего выбирали лучшую, которой и ставили наивысший балл. 

К слову о презентациях. Испанцы их обожают, и если по какому-то заданию ее можно подготовить, то они обязательно это сделают. Насколько я знаю, эта практика применяется в школах, университетах и на курсах, вне зависимости от предмета обучения. 

В конце блока теории и практики мы сдавали экзамены, или, по-нашему, контрольные работы. В конце триместра в течении 1-2 недель мы сдавали финальные экзамены по всему курсу и всем темам. Чаще всего это были письменная проверка знаний, когда нужно было написать развернутый ответ по вопросу. Таких вопросов обычно было около 10, и за час необходимо было исписать 2-3 листа формата А4. 

При несдаче экзамена никаких трагедий не устраивалось. Его пересдавали еще раз, и еще раз, и до тех пор, пока оценка не была приемлемой, а именно 4 из 10. Если после нескольких попыток у студента ничего не выходило, этот экзамен переносился на следующий год. Стоит ли говорить, что выпустились все до единого? Также оценка на экзамене могла быть 5,2 или 8,6. В конце курса она округлялась по усмотрению преподавателя. 

Практика проходила по простой схеме. Все студенты распределялись по разным компаниям, которые выбирались учебным центром. В моем случае я напросилась на практику в адвокатскую компанию моей подруги, где провела два совершенно спокойных месяца и писала диплом. Несколько раз руководитель нашего курса наведывался в гости без предупреждения, чтобы удостовериться в том, что мы не пропускаем практику, пишем финальную работу и находимся в приличных условиях. 

Что касается дипломной работы, то тема у всех была одна — составление плана создания компании с нуля, начиная от названия и слогана и заканчивая маркетинговой политикой. Нам давался четкий план с пунктами, которые должны были быть в работе. Как я наивно полагала. На 60 странице диплома, столкнувшись с какой-то проблемой, я решила проконсультироваться с руководителем, который пришел в ужас от объема моей работы. Как выяснилось, мы должны были выбрать всего несколько пунктов, которые нам нравились. Но, напомню, в университете нас учили по-другому, поэтому в своей дипломной работе я расписала все от стоимости аренды здания, заканчивая финансовым балансом и маркетинговыми мероприятиями. Моя 120-страничная работа в итоге выгодно выделялась среди дипломных работ сокурсников с объемом от 20 до 40 страниц. Я даже не уверена в том, что руководитель ее полностью прочитал, а не просто поставил высшую оценку, впечатленный объемом работы. 

Обучение в Испании и России — есть ли разница? 

В чем были принципиальные различия между испанским подходом к учебе и отечественным?

  • Много практики и творческих заданий: мы создавали слоганы, рисовали дизайны сайтов в Photoshop, верстали книги и разрабатывали маркетинговые стратегии для реальных предприятий
  • Презентации и еще раз презентации. Не было и недели, когда мне бы не пришлось выходить к экрану с файлом Power Point на флешке. 
  • Командная работа, которой уделялось очень много внимания. Мы должны были научиться взаимодействовать друг с другом, понимать и выдавать достойный результат. Если ленился или факапил один член команды, страдали все. Поэтому нередкими были и межличностные разборки после презентаций. 
  • Серьезное подход к учебе. Все мы слышали о “поверхностном” уровне образования на Западе. Если вначале я пришла на курс в расслабленном настроении, то уже к первым контрольным работам осознала, во что я ввязалась. 

Подытожив все сказанное, могу с гордостью сказать: ya soy especialista de marketing!  Вообще стоит отметить, что эти два года морально и физически были самыми сложными в моей жизни. Но опыт, который можно получить от обучения в другой стране по другим подходам — неоценим. Учитесь, друзья, если есть возможность, и не отказывайте себе в удовольствии перейти очередной Рубикон.

internet-marketingобучение в испаниидополнительное образованиеобучение маркетингуобучение за рубежоммаркетинг
Нашли ошибку в тексте? Напишите нам.
Спасибо,
что читаете наш блог!