Как попасть в стартап и каково быть в нем разработчиком? Ч 2

Продолжаем освещать тему найма разработчиков в проект и их жизнь в команде.
5 минут10009

В предыдущей части нашей статьи стартаперы начали освещать тему найма разработчиков в проект и их жизни в команде. Сегодня - продолжаем.

Екатерина Гаврилова, идеолог в Digitalhr.ru

В стартапах работает правило: если нет ответа на вопрос в Google - только тогда спроси руководителя. Нерабочее время тратится на самообразование, потому что рабочее время создано только для развития продукта. 

Плюсы работы в стартапе: мозг в хорошем стрессе, его постоянно заставляют шевелить извилинами, некогда философствовать, нужно всегда совершенствоваться. Поэтому идёт очень быстрый рост по профессиональным навыкам, особенно если вы попали в стартап на старте. Тогда очень высока вероятность, что с вами хотят идти как можно дальше вместе, если вы не будете факапить.

Критерии, на которые мы обращаем внимание при подборе разработчиков:
- Наличие мозга, любознательность, желание отслеживать новые технологии, пробовать их применять в своих проектах.
- Участие в хакатонах и open sourse проектах - это визитная карточка кандидата. 
- Отсутствие костылей в коде.
- Готовность впахивать вместе с командой.

Михаил Табунов, founder&CTO в Coub

Основная особенность работы в стартапе - ограниченное количество ресурсов. Поэтому руководство компании старается фокусироваться только на том, что дает результат. Это обычно более напряженная ситуация, чем работа в большой компании, потому что нельзя потратить несколько недель своего времени на то, что не приносит результата бизнесу (рефакторинг, переписывание легаси-кода, покрытие тестами).

К соискателям у меня три простых требования: желание работать именно у нас, быть хорошим специалистом и уметь работать на результат. Таких, к сожалению, немного на рынке, поэтому мы не требуем идеального знания языка программирования, библиотек или фреймворка, чтобы расширить круг возможного поиска. Для нас главное - это умение решать проблемы, а не просто писать код.

Процесс входа в команду нового кандидата занимает от месяца до трех. В этот период новые разработчики делают простые задачи и на них знакомятся с проектом. Потом сложность постепенно нарастает и через три месяца обычно человек полностью вливается. Новичкам никто ничего не разжевывает, все вопросы решаются по ходу рабочего процесса. Команда помогает новичкам находить ответы на всплывшие вопросы, но в целом новичок со всем справляется сам. 

Разработчик, который идет работать в стартап должен понимать, что это одновременно и риск и большая возможность. Риск в том, что в стартапе сильно больше требуют, обычно за меньшие деньги. А возможность в том, что можно быстро сделать карьеру в случае успеха проекта.

Харитон Матвеев, управляющий партнер онлайн-школы английского Skyeng

Стартап - компания, которая находится в поиске рабочей бизнес-модели. Эта компания должна быть максимально быстрой, гибкой и адаптироваться под любые изменения окружающего пространства, везде искать возможности и резать косты. Только так проект сможет выжить. Все эти принципы реализуются и в найме.

В стартап нужны сразу знающие люди - профессионалы своего дела, у нас нет времени брать «подходящих по духу», как это делает, например, Яндекс, и выращивать в течение нескольких лет - это слишком долгосрочная инвестиция для стартапа. Нужно искать недооценённых людей - поиск часто проходит долго, просматриваются десятки кандидатов и по закону больших чисел они обязательно находятся.

Важна увлечённость - в основе стартапа лежит идея, история, вера основателей в то, как можно сделать мир лучше. Если у кандидата, после того как он её услышал, «загорелись глаза», то всё отлично, в противном случае стоит задуматься, по пути ли вам с этим человеком. И еще, самоходность - стартап пока не дошёл до стадии регулярного менеджмента, здесь нет чётких регламентов, проектных менеджеров и инструкций. Поэтому требуются люди, которых нет нужды контролировать и думать, кто из них  возьмёт задачу и гарантированно доведёт её до конца.

Процесс входа нового специалиста в команду происходит быстро и, увы, не всегда безболезненно. Если человек до этого работал в огромной корпоративной команде, ему перестроиться на стартап бывает непросто: ни кучи людей, ни регламентов, ни фитнеса по вечерам. Мы со своей стороны стараемся помогать, отвечаем на все вопросы оперативно, сразу даем интересные задачи, показываем вклад каждого в тот или иной процесс.

Работа в стартапе - это точно интересно и причин тому множество. Ты работаешь над одним продуктом. Видишь его развитие. Знаешь, как и зачем он делается. Читаешь отзывы пользователей. Получаешь быструю обратную связь. Видишь развитие метрик и параметров. И понимаешь, что являешься частью всего этого. И еще, это трудно. Не всегда в проекте есть бизнес-аналитик, который вычитает все требования. Может не быть проектного менеджера, который печётся о ваших задачах и мотивации. Еще нет штата специалистов, к которым можно обратиться за review или помощью. Здесь есть только вы, интересные задачи и море возможностей.

В стартапе высокие риски - новый игрок на рынке, неудачный релиз, изменение в законодательстве или плохая обзорная статья журналиста - всё это может привести к тому, что стартап с его экономической нестабильностью разорится или начнёт резать косты и вас уволят. В то же время, в стартапе же и большие возможности - успешные проекты растут со скоростью, о которой обычные компании могут только мечтать - от сотен до тысяч процентов в год. Всё это приводит к сильным и быстрым внутренним изменениям: нанимаются новые сотрудники, формируются отделы. И если вы пришли в начале истории, у вас отличные шансы стать руководителем или получить опцион, который будет расти вместе с компанией.

Роман Спиридонов Head of product development в Excursiopedia

Основное отличие поиска и найма разработчиков в стартап вытекает из непосредственно отличия стартапа от другого типа компаний. По сути, стартап - временная организация, созданная для поиска масштабируемой и прибыльной бизнес-модели. Как правило ресурсы у стартапа ограничены, что создает не самые вольготные условия для поиска модели. 

Отсюда и вытекают требования к разработчикам - помимо написания кода, продумывания архитектуры, нужно изучать рынок (анализировать как существующих, так и потенциальных клиентов), брать на себя ответственность за самостоятельно принятые решения, связанные с проверкой различных гипотез, касающихся рынка и продукта, быть готовым писать код “на выброс”, заниматься “непрофильной” работой (общение с клиентами, тех. поддержка, контент-менеджмент). 

Быстрая и качественная проверка гипотез подразумевает, что разработчик представляет, как использовать a/b-тесты на практике, умеет применять когортный анализ. Далеко не каждый разработчик готов и может работать в таких условиях. К тому же, профессионально именно как разработчик развиваться в стартапе не получится так же быстро, как в стабильной технологической компании.

Как правило, есть сложность в непонимании разработчиком ответственности за свои решения. Это проявляется в том, что разработчик считает конечным результатом своей работы реализованную фичу на продакшене, но не очень заинтересован в том, какой эффект и какие знания о клиентах эта фича дает. В общем, то, что на реализации функциональности работа не заканчивается, поначалу смущает нового разработчика в стартапе больше всего, но, так как инженеры быстро учатся, то эта проблема решаемая. 

Тем, кто хочет стать программистом, рекомендуем профессию «Веб-разработчик».

стартапыкарьераitкейсинтервью
Нашли ошибку в тексте? Напишите нам.
Спасибо,
что читаете наш блог!