Ищу Программиста
Древнегреческий философ Диоген известен тем, что ясным днём бегал по улицам города с фонарем. На вопросы о том, чем он занимается, неординарный мыслитель отвечал: «Ищу Человека». А как насчёт поиска Программиста? Станислав Фомин, Senior Program Manager компании Virtuozzo, задумался о том, кто это такой и каковы его атрибуты.
Что можно сказать на одной страничке о программистах, разновидностей которых больше чем пород собак? Их в мире уже десятки миллионов, и если плюнуть (не надо в реальной жизни) в молодого мужчину в крупном городе или в любой индийской деревне (надо!) — с большой вероятностью попадешь в оного.
Бессмысленно искать признаки программиста в психологических классификациях. «Юнг, Майерс-Бриггс, соционика, гороскопы» — можно смело выбрасывать. Когда-то это было призвание, теперь кто только ими не становится, и говорить стоит лишь о профессиональной деформации.
Надо понять, что на самом деле делают программисты. Как в «Молчании ягнят»:
— Что он делает?
— Он убивает женщин…
— Нееет! Он шьет одежду.
Программисты — это те, кто больше кого бы то ни было работает с текстами. Текстами, написанными по безумным изменяющимся правилам. Текстами, магически творящими миры.
Это неестественно для человеческого мозга, он работает на износ. Подобное раньше было только у писателей и поэтов, ученых и магов. Мозг вынуждает программистов быть сладкоежками, пока хитрые менеджеры подкидывают им «free cookies», разрушая для производства их здоровье. Жаль, что при этом обычно забывают про кислород в офисе.
Программисты много пишут и еще больше читают. От этого отмирает аудио-канал и устное общение. Из этого раньше возник стереотип «аутичного программиста», но это не так. Просто их основной интерфейс с миром — клавиатура. Они ненавидят собрания-совещания, но с удовольствием добуквенно разберут вашу писанину и потроллят мегабайтами текста. Их мозг в постоянном информационном голоде, требует чтива даже на холостом ходу. Хотя бы такой ерунды, как фантастика.
Программисты — оптимисты. Поговорка «хороший инженер – параноик» только объясняет, почему программист — не инженер. С опытом прогрессирует паранойя и уходит вера в магию — поэтому старых программистов мало. В России их практически нет. Любой HR знает, что программист «за 35», не ушедший в бизнес, менеджмент, или тестирование — или бракованный, или и так нарасхват.
Они боятся:
- Ошибок. По сути, это магия, управляющая могучими непознаваемыми силами, где малейшая ошибка в заклинании критична, а научное понимание всего — невозможно. Они постоянно критикуют и проверяют себя. И окружающих. Отсюда синдром «злобный доктор Хаус». Служба тестирования помогает, но панацеи нет.
- Нецелостности, неполноты. Поиск простоты, эстетики в коде – единственный шанс избавиться от невообразимых ошибок. В жизни, мозг программиста защитно отключается при столкновении с любой юридической простыней, ибо все инстинкты воют, что этот канцелярит полон копипасты и багов и его надо полностью переписать.
- Изменений и прерываний. Постоянное ощущение, что магия шатка и любое изменение в окружающем мире может все сломать. Классический анекдот про «Солнце всходит и заходит. Проверял — не трогай». В жизни программистов не стоит часто устраивать переезды, перестановки, революции, и другие неожиданные сюрпризы.
Они любят:
- Состояние потока. Вроде все в курсе про «Chicks sent me high», но увы, не везде программистов спасают от open-space и пинков возбужденных от мультизадачности менеджеров. Фрилансерам приходится объясняться с семьей и соседями.
- Эффективность. Они согласны на инструменты с безумными интерфейсами, лишь бы выиграть миллисекунды реакции и оставаться в потоке, или одной нечеловеческой командой сотворить магию, сэкономив месяцы работы. В жизни они тоже ищут «серебряные пули» и обходят ненужные действия и ограничения. Отсюда ненависть к «вахтерам/чиновникам», всем бессмысленным людям, которых можно заменить парой строчек кода.
- Право на ошибку. На работе у них куча инструментов страхующих от ошибок — системы контроля версий, автоматическое тестирование… в жизни же часто простейший выбор никак не переиграть.
- Свободное творчество и обучение. На самом деле, это скорее «Стокгольмский синдром». Постоянное обучение — это необходимость, а open-source разработка — удобная практика. Ведь в программировании надо «бежать в два раза быстрее, чтобы оставаться на месте»©, и если застрять на несколько лет в каком-нибудь проекте, можно внезапно обнаружить, что все вокруг изменилось, а ты — устарел.
А еще это мужская профессия. Да, все эти бородатые шутки про «девушку-программиста как морскую свинку» может быть и неправы, но даже в IT полно профессий, где девушке удобней проявить себя. Например, ей будет легче управлять не компьютерами, а программистами, общаться с людьми, а не бездушной техникой.
Тема конечно, необъятная, но теперь понять программистов можно даже из развлекательного маскульта. Это сериалы «Кремнивая долина», «Теория большого взрыва», «House M.D.», комиксы «Dilbert», «XKCD».
А по-вашему, кто такой Программист?