Россия против всего мира

Кто лучше в IT.
5 минут6990

Чуть больше месяца назад один уважаемый юный падаван нашего ресурса обратился ко мне с вопросом: «Почему в веб-дизайне такая колоссальная разница между отечественными продуктами и зарубежными? На западе, что не сайт – радость для глаз и души, а у наших подавляющее большинство ресурсов – тихий ужас».

Скажу честно, до того момента я даже никогда не пытался мыслить такими категориями веб-дизайна. Но данный вопрос заставил меня не только провести экспресс-анализ, но и задуматься над более общим вопросом: а есть ли вообще разница в качестве между отечественными и западными продуктами IT-индустрии?

Веб-дизайн

Раз уж этот вопрос послужил поводом, то с него и начнём. Сравнение «их» и «наших» произойдёт в результате лобового столкновения первых соответствующих запросу результатов в поиске Google. Запрос «производство жгутов и проводов» натолкнёт нас на заказчика с большим финансовым оборотом, но отсутствием острой необходимости вкладывать лишние деньги в свой сайт. Итого:

http://kamavtozgut.ru/ vs http://www.wiretechltd.com/

Визуально «наш» претендент побеждает: большие яркие картинки, разметка радует глаз, навигация кажется удобной. Но если попробовать оценить функционал (найти описание проводов, способы заказа, условия поставки и пр.), то придётся констатировать синхронное поражение обоих ресурсов стандартному представлению о том, как это должно работать.

Дальше переходим на измерение скорости загрузки через компьютер и мобильное устройство, для этого использовался ресурс pr-cy.ru/speed_test. Здесь уже по всем параметрам победу одерживает американское детище. С таким контентным наполнением это совсем не удивительно.

Итог: боевая ничья. Где-то хуже, где-то лучше, но в целом победу даже в 12-раундовом противостоянии никто не заслужил.

Но шутки в сторону. Всё же опыт показывает, что хоть и не критично, но качество сайтов «made in Russia» уступает западным аналогам. Для этого есть 2 причины.

Во-первых, зачастую отечественные сайты выглядят вырубленными из топора, потому что именно так хочет заказчик. Типичный заказчик – человек с плохим пониманием того, что он хочет видеть, но с чётким – что не хочет. При этом, что «здесь», что «там», ему наплевать на советы профессионалов. Вот только западные люди чуть более приспособлены к IT-миру, отсюда и понимание гармонии между скоростью, красотой и информативностью.

Во-вторых, ошибочное мнение о отставании отечественного веба складывается из-за неточности сравнения. Безусловно, если сопоставить сайт провинциальной компании и аналогичного западного гиганта индустрии, выбор будет не в пользу первого. Но в случае двух равных заказчиков, качество продукта уступает довольно редко.

Поэтому здесь миф всё же считаем разбитым.

Мобильные приложения

Избежим сравнения приложений «в лоб» по двум причинам: во-первых, достаточно трудно по одному лишь поиску найти идентичные образцы, а во-вторых, элементарно лень каждый раз залезать в описание, дабы узнать страну-производителя. Справедливости ради отмечу, что при просмотре топ-подборки игр и обучающих приложений в Google Play наткнулся сразу на несколько очень приятных отечественных творений, что безусловно радует.

Но сравнивать сейчас будем 2 популярных мессенджера: WhatsApp и Telegram. Почему их? Да потому что оба этих приложения находятся в топе самых скачиваемых, а похожи они друг на друга, как братья-близнецы, отдыхавшие в разных странах. Но главное — вопрос превосходства уже давно вышел за рамки локальных бесед.

Если вы человек, который просто время от времени переписывается с друзьями сообщениями с помощью данных приложений, то отличия сводится к цвету фонового экрана и «стикерам». И да, я думаю точно так же. Ну а если серьёзно, то проведя опрос и небольшое исследование, удалось найти несколько более существенных отличий:

  1. Telegram не пугает пользователя сообщениями о надвигающейся необходимости скорой покупки;
  2. Если вы любите пересылать картинки блоками из нескольких штук, то Telegram вновь удобнее и быстрее;
  3. Звуковые сообщения — преимущество WhatsApp;
  4. WhatsApp охватывает большую аудиторию;
  5. WhatsApp проще, быстрее и «хардкорнее» практически всех конкурентов;
  6. Telegram хоть и требует регистрации при первом запуске, но в дальнейшем использовать приложение можно и без сохранения номера;
  7. У WhatsApp долгое время отсутствовала десктопная версии, из-за чего многие махнули на этот мессенджер рукой;

На данном месте я предлагаю закончить перечисление, потому что в исполнении и заботе о клиенте чуть-чуть, но побеждает отечественный Telegram. Конечно, только если вы не 30-летний серьёзный человек, которому просто нужна скорость и простота. Тогда WhatsApp или просто SMS.

Итог: неубедительная, но победа российского продукта.

Здесь тоже важно сделать одно небольшое отступление. Вполне логично, что более новый мессенджер, построенный по принципам старого, но с учётом зрительских оценок, всегда будет чуть функциональнее. Однако, как и в случае с Telegram, это совсем не показатель популярности.

Но и без того в магазине приложений на любой платформе вы найдёте несколько отечественных приложений, которые пользуются бешеной популярностью по всему миру. Чего только стоит Prisma, которая вызывает уже даже лёгкую неприязнь из-за сумасшедшего потока обработанных фото в социальных сетях и Instagram. А то что в количественном отношении российские продукты проигрывают, так это нормально. Во всяком случае, пока не опустится железный занавес.

Программы для ПК

В этом разделе и вовсе не будем проводить хоть какое-то исследование, ибо и так понятно, что за исключением считанного количества продуктов, в нашем государстве не создаётся продуктов мирового уровня. А если исключить программы для внутреннего пользования (переводчики, обучалки, программы для внутреннего бизнеса), то останутся лишь антивирус Касперского, браузерные игры, да несколько программ с главным преимуществом – бесплатность.

Но это отнюдь не является показателем плохой работы IT-сферы в России. Для создания по-настоящему большого и популярного продукта, использование которого на ПК будет актуальнее чем на мобильных гаджетах, требуется 3 фактора: относительно пустая ниша, благоприятная экономическая ситуация и лишь потом собственно реализация. Из-за всех неурядиц в экономике и политике российский IT-рынок пропустил момент выхода на международную арену, а сегодня в условиях дешёвой рабочей силы из Китая и Индии догнать этот самый мир категорически невозможно.

Оценивая качество исполнения внутренних популярных продуктов, вроде ABBYY или 1С, достаточно трудно предъявить серьёзные претензии. Все они прекрасно выполняют заложенный объём работы, уже несколько поколений россиян ими пользуется и добровольно не рассматривает аналоги. А значит все комплексы находятся в области менталитета, маркетинга и экономики, нежели именно исполнения.

Вывод

Несмотря на то, что нет никакого смысла делить IT-продукты на «наши» и «их», стоит отметить, что российская школа программирования ни в чём не уступает мировому сообществу. По большому счету, ни в одном сегменте, за исключением разве что не затронутого нами «железа», отечественная IT-сфера не показывает признаков упадка. Так что прежде чем решить, что надо двигать на запад, так как там газон растёт быстрее, ровнее и зеленее, подумайте: так ли это?

приложенияобзорweb_developer
Нашли ошибку в тексте? Напишите нам.
Спасибо,
что читаете наш блог!