Работа с продуктовой командой

Какие роли входят в разные типы продуктовых команд, как взаимодействует с участниками продакт-менеджер, где искать специалистов
5 минут17839

Продолжаем серию статей для быстрого погружения в продакт-менеджмент. Весь курс в видеоформате можно бесплатно пройти на GeekBrains. А здесь — первая часть третьей лекции в формате для чтения. Педагог — Андрей Попов, директор по информационным технологиям в 12 STOREEZ.

Кто нужен в продуктовой команде помимо продакта

Количество человек в продуктовой команде зависит от размера компании и сложности продукта, который она разрабатывает. Рассмотрим, какие специалисты входят в неё практически всегда.

Проджект-менеджер. Контролирует работу команды, следит, чтобы задачи выполнялись вовремя. Не генерирует гипотезы.

Back-end разработчик. Создаёт всё, что не видит и напрямую не трогает пользователь: связку полей формы регистрации и корзины, интеграцию с платёжным шлюзом, автоматические письма, подгрузку и обновление контента.

Front-end разработчик. Разрабатывает пользовательский интерфейс (вывод результатов поиска, форму ввода данных, корзину и т. д.). Делает так, чтобы сайты и приложения выглядели одинаково на различных устройствах.

Аналитик. Собирает у пользователей продукта информацию о фичах, которые нужно разработать, и оформляет в техническое задание для программистов. Сокращает неопределённость для команды.

Тестировщик. Всесторонне тестирует продукт. Помогает убедиться, что система ведёт себя корректно на всех этапах пользовательского пути.

Дополнительно в команду можно пригласить продакт-оунера, scrum-мастера и бизнеса-аналитика. Продакт-owner (владелец продукта) управляет созданием продукта и отвечает за то, что получится в результате. Scrum-мастер анализирует, как устроены процессы в команде, делит большие задачи на более мелкие и улучшает рабочие процессы. Бизнес-аналитик определяет слабые места бизнеса, помогает выстроить и развернуть инфраструктуру продукта. 

Стоит отметить, что во многом судьба проекта и его команды зависит от основателя. Представьте: у человека компания с оборотом в полмиллиарда рублей в год. Если завтра здание, в котором он арендует офис, сгорит вместе с серверами и бумагами, а сотрудники уволятся и уедут жить на Гаити — он воссоздаст свой бизнес. Снова соберёт команду, разовьёт идею, накидает бизнес-гипотезы и помчит. Каждый основатель должен быть именно таким или стремиться к подобному уровню.

Виды продуктовых команд

Продуктовые команды бывают двух видов: Growth Hacking и Core. 

Growth Team — это команда роста, которая отвечает за тестирование гипотез и развитие продукта. В неё обязательно входит front-end разработчик и дизайнер, а управляется она напрямую продакт-менеджером. 

Основные задачи команды Core — поддерживать продукт в стабильном рабочем состоянии и внедрять в продакшен уже протестированные гипотезы. В Core Team входят все специалисты, которых мы перечислили выше, а управляет ей руководитель разработки (Engineering Lead).

Работа продакта с командами

Чтобы продакт мог эффективно работать в команде Core, ему важно зарекомендовать себя как профессионала и научиться продавать свою идею. Причём сначала продать её себе, затем команде и после — всем остальным. Если продакт не умеет этого делать, команда не будет его слушать: он будет ставить задачу, специалисты — как-то её выполнять, но эффективность будет низкой. И это может длиться годами.

Чтобы команда слушала продакта, он должен доказать ценность доработок и показать на метриках, как внедрение той или иной фичи улучшит продукт или его конверсию. Постепенно, видя результаты, Core Team будет все больше проникаться доверием к продакту и прислушиваться к тому, что он говорит.

Что касается работы с командой Growth, то продакт обсуждает с ней фичи: они все вместе накидывают гипотезы, определяют объём работ, временные рамки и берутся за дело. 

Как собрать команду мечты

Со временем к вам начнут «прилипать» хорошие люди. Для этого нужно создавать комфортные условия, в которых они будут понимать, чем занимаются, как могут расти и какая для них ценность в продукте. Делайте это системно, планомерно и терпеливо. Тогда в среднем вы будете нанимать одного очень хорошего специалиста раз в три месяца.

Не ждите, что команда мечты появится у вас уже завтра. Так не бывает. Если вам кто-то скажет, что завтра придёт и наймёт супер-огонь-команду, не верьте. Во-первых, крутые специалисты не пойдут к вам сразу, потому что им может быть не интересен продукт. А во-вторых, у вас может не быть на это ресурсов.

Чтобы собрать команду мечты, ищите единомышленников, подключайте к работе над продуктом знакомых, перетаскивайте специалистов команды Core в команду Growth, рассказывайте о проекте в социальных сетях.

Как реагировать на изменения в команде

Кто-то приходит, а кто-то уходит — это нормально. Удерживать людей нужно, но не стоит делать это силой. Часто человек работает в компании, пока видит для себя ценность в продукте и развитии, которое может получить. 

Ситуации бывают разные. Например, специалиста нанимали под одни задачи. За несколько лет проект вырос, а человек — нет. Тогда его нужно либо прокачивать и учить решать более сложные задачи, либо ранжировать — находить более сильного специалиста на его место. Бывает иначе: человек нашёл новый проект и неожиданно покинул текущий. Основатель всегда должен быть к этому готов, думать на несколько шагов вперёд.

Как обосновать расширение команды

Если продукт развивается, команду нужно увеличивать. Рассмотрим, как продакту обосновать её расширение для основателя.

Рассчитать текущую ёмкость команды. Допустим, команда работает по гибким методологиям и двигается в рамках спринта. Внутри спринта продакт планирует задачи, формирует список на неделю. Если в команде пять программистов, которые работают по 40 часов в неделю, их общая ёмкость — 200 часов. Но часть этого времени уходит на устранение багов, так что на разработку остаётся только 100 часов. Продакт ставит задачи, и программисты оценивают, сколько времени потребуется на их решение. Продакт продолжает ставить задачи, пока 100 часов не закончатся. Если он считает, что команду необходимо расширить, то может привести основателю компании такой аргумент: «Проект будет выполнен за 90 дней. А если привлечь ещё двух человек, то за 30».

Указать на отсутствие нужного эксперта в команде. Например, вы приходите к основателю проекта и говорите, что нужно нанять специалиста по Google Analytics. Чтобы обосновать это решение, следует рассказать, какие задачи он решает, как поможет развивать продукт, какую зарплату будет получать. 

Где искать специалистов

Если вам нужно найти email-маркетолога, идите на Facebook, YouTube, Хабр, vc.ru, в LinkedIn. Ищите там специализированные группы, каналы — и напрямую пишите специалистам, которые вас заинтересовали.

Если планируете нанять front-end разработчика, изучите Upwork.com и другие биржи фриланса, HH.ru, а также загляните в систему вопросов и ответов о программировании Stack Overflow (это часть глобальной Stack Exchange Network).

Если ищете дизайнера, просмотрите рейтинги Tagline, напишите в дизайн-студии и digital-агентства и не забудьте посетить биржи фриланса.

Если хотите подобрать тестировщика, вам на помощь придут специализированные telegram-каналы, поиск в Яндексе и Google и, разумеется, сарафанное радио: поспрашивайте у друзей и знакомых, не знают ли они хорошего специалиста, который ищет работу.

В следующих статьях мы продолжим конспектировать лекции по быстрому погружению в продакт-менеджмент. Весь курс сразу, бесплатно и в видеоформате, уже доступен на GeekBrains.

менеджементproduct management
Нашли ошибку в тексте? Напишите нам.
Спасибо,
что читаете наш блог!