Факультет тестирования ПО — короткая дорога в IT

Свершилось! В GeekUniversity открылся факультет тестирования ПО!
9 минут12089

 

 Рассказываем, для кого он, чему там учат и какие возможности открываются перед студентами и выпускниками. 

В нашем блоге масса историй успеха тестировщиков. Пока не было факультета, люди даже после трех небольших курсов находили крутую работу в IT. Ведь тестирование — сфера с низким порогом вхождения, в которую быстро и без лишнего стресса может попасть даже далекий от технологий человек.

Теперь историй успеха станет гораздо больше — ведь факультет, в отличие от отдельных курсов:

  • дает обширные систематизированные знания в разных областях тестирования;
  • предусматривает дополнительные курсы и факультативы, участие в проектах от компании;
  • гарантирует трудоустройство;
  • обеспечивает год практики, который можно указать в резюме.

Программа факультета разработана так, что студентом может стать человек совершенно без подготовки. А выпускник факультета может работать:

  • мануальным тестировщиком веб-приложений (устроиться на эту должность реально уже после I четверти);
  • инженером по автоматизации тестирования на Java;
  • мануальным тестировщиком мобильных приложений;
  • инженером по автоматизации тестирования мобильных приложений на Java.

Подробнее о факультете и его программе рассказал методист образовательных программ GeekBrains Александр Скударнов.

— Александр, чем руководствовались при составлении программы факультета? Что лежит в ее основе?

— Затрагиваемые темы и временные пропорции во многом соответствуют программе международной сертификации по тестированию — ISTQB® Certified Tester. Базовый уровень. Конечно, студенты, желающие получить этот сертификат, должны понимать, что это как знать английский и сдавать IELTS или TOEFL — перед экзаменом нужно отдельно подготовиться к его формату.

— Чем обучение на факультете отличается от того, что предлагают конкуренты?

— Не видел на рынке каких-то очень хороших продуктов. Где-то программы — фактически наш факультет, но за три месяца. Не знаю, как можно в человека впихнуть столько информации за такое время. Если у нас нагрузка примерно 10 часов в неделю, то там 30 будет? :) У нас все довольно размеренно, аккуратно, без перегибов — чтобы все усвоилось.

Обучение проходит в формате вебинаров, предусмотрено живое общение с преподавателями и возможность узнать об их личном опыте. Всегда можно получить обратную связь по практике в ключе: «Молодец! Но у нас в компании еще так делают...», — то есть полезный совет и конструктивную критику. У нас четкие дедлайны и задачи, а обучение проходит в группах, что дополнительно мотивирует возвращаться к занятиям.

— Какая будет практика?

— Будет исследовательское тестирование работающих продуктов, когда нет никакой документации и требований, а ты просто ищешь баги «на ощупь». Также я сейчас общаюсь с несколькими компаниями, которые будут давать свои продукты на тестирование. Пока NDA подписано только с одной, но скоро их количество, вероятно, увеличится до трех. 

Будет работа в группах со студентами с других факультетов: они готовят курсовые проекты — пишут свои приложения, и там тоже нужны тестировщики. Студенты будут присоединяться к полноценным командам, где есть разработчики, дизайнеры, продакт-менеджеры. Там они прокачают soft skills и получат опыт непосредственного участия в разработке продукта с нуля. 

Еще планируем создать свою «песочницу» — «игрушечный» сайт, куда можно заводить свои баги.

— Скажешь что-то мотивирующее напоследок? :)

— Ниша тестирования огромная! Вот я зашел на HeadHunter и вбил «тестирование ПО» по Москве — он выдал 5 000 вакансий. По России — 15 000 вакансий. Просто для понимания, насколько это крутая возможность, чтобы сменить профессию и войти в сферу IT. 

Еще есть такой миф, что тестировщики — это те, кто какие-то баги ищет, лазит в HTML-верстке. Но плох тестировщик, который хочет просто «ломать систему», искать баги, а не смотреть чуть выше, чуть шире — выступать с позиции силы. 

А ведь тестировщики имеют очень большое влияние в компании. Хороший тестировщик — специалист по качеству продукта. Он должен не только найти баг, но и дать рекомендации коллегам, чтобы такие ошибки не повторялись в будущем. Хороший senior уже отстраивает бизнес-процессы — это человек, который действительно знает продукт полностью! В общем, плох тестировщик, который не хочет стать инженером по качеству продукта!

А еще факультет тестирования ПО — это бренд. Я как методист понимаю, что мы не можем облажаться, и это для меня стимул привлекать лучшие ресурсы.

Преподаватели, которые любят свою работу и людей, — самый ценный ресурс факультета. После общения лишь с несколькими из них стало очевидно, что это специалисты с горящими глазами, им действительно не все равно. Кстати, многие из них пришли в IT из других сфер. 

Ручное тестирование

Раиль Закиров, Senior Software Validation / Integration Engineer в международном проекте, работал в EPAM и группе компаний FIX. Имеет два высших образования — оба в нефтегазовой сфере. Отработал несколько лет в нефтяной отрасли, разочаровался в ней и сменил профессию. 

— Раиль, чему научите студентов?

— Базовой теории тестирования — основным инструментам, которые необходимо знать, а также понимать, для чего они. Объясню, как пользоваться литературой и достоверными источниками, а не первыми строчками результата запроса к поисковику. А еще — как задавать правильные вопросы. Ведь умение их формулировать очень важно не только в этой работе, но и в жизни тоже. 

Хочу научить их не просто найти работу, а правильно относиться к ней. Дать понимание, как происходит командная работа, насколько важны навыки коммуникации. Показать, как помогать друг другу, делиться знаниями и информацией. 

Подготовлю студентов к вопросам, которые задают на собеседовании. Хочу научить их спокойнее относится к результатам первых интервью и лучше готовиться. На начальных этапах им нужна поддержка. Очень важно сказать, что первые отказы или сложные собеседования — это НОРМАЛЬНО. У меня самого в начале пути были такие интервью: во время одного хотелось просто повесить трубку и выбежать из квартиры, чтобы как-то снять стресс — настолько тяжело было в первые разы. 

— Как сделаете занятия интересными?

— Студентам интересно, КАК все происходит в реальности. Скучно слушать сухие лекции. Интересны примеры из реальных проектов. Поэтому я буду давать информацию из практического опыта. Расскажу, с какими ошибками я столкнулся, когда менял профессию. Где были провалы, где успехи. Как не разочаровываться при неудачах или малых результатах. Сколько времени уходит на разные этапы в работе и на что стоит обратить внимание в начале пути. Это все интересно студентам — особенно тем, кто меняет профессию. 

Кроме того, я стараюсь давать тем, кто хочет побыстрее набраться опыта, не только обязательные задания, но и дополнительные. Стараюсь избегать заданий на тестирование котиков и будильников, а предлагать учебные приложения.  

Еще будет много практики: по написанию отчетов о дефектах и тест-кейсов, по тестированию приложения, по поиску багов, по работе с повседневными инструментами для тестирования. 

— К чему стремиться студентам? Как относиться к учебе, чтобы все получилось?

— Хороший инженер по качеству ПО — это специалист, которому не все равно. Не обязательно иметь знания в огромном количестве инструментов — инструмент можно выучить за один-два дня или месяца, в зависимости от сложности. Гораздо сложнее встретить ответственного человека или же воспитать в сотруднике ответственное отношение и чувство вовлеченности в процесс. 

Мне нравится подход в европейских компаниях — там очень скрупулезно относятся к тому, насколько хорошо вольется потенциальный инженер в команду. Будет ли он ее дополнять или же вносить разлад? Технические моменты тоже важны, все-таки на серьезные проекты нужны технически подкованные специалисты, но soft skills не менее важны (на мой взгляд, даже более). 

Очень важно, чтобы у студентов была мотивация учиться и получать знания. Нужно идти смело вперед и стараться прикладывать больше усилий, если хочешь получить результат быстрее.

Важно, чтобы студенты давали не просто оценку курсу, а обратную связь — как во время занятий, так и после окончания программы: что понравилось и нет, что недостаточно понятно было, где быстро прошли материал, а где было слишком много деталей. Есть студенты, которые поверхностно к этому подходят. Считаю, что при таком отношении к учебе и к работе подход у них будет формальный.

Владлена Бонк, работает тестировщиком три года, получила опыт в геймдеве, банковской сфере, ip-телефонии. Сейчас работает с энергетикой и промышленностью. Закончила ОмГУ им. Достоевского по специальности «экскурсоведение и охрана природных и культурных объектов» — то есть училась на музейного работника.

— Владлена, чему научите студентов?

— Я преподаю курс «Тестирование. Уровень 1», где изучаются азы тестирования. Научу тому, как все устроено: как проходит организационный процесс, как выглядит типичный день тестировщика в компании, как находить баги, как их фиксировать. Будем учиться тестировать новую функциональность — там много-много видов тестирования: функциональное, нефункциональное и другие. Также определим как тестировать старый функционал - научимся регрессионному тестированию. На практику каждый раз буду давать новое приложение — чтобы студенты получили как можно более широкий опыт тестирования. На этом курсе также затрагивается тема тест-дизайна, мы тренируемся не только понимать что тестировать, но и как. Так что при ответственном подходе к учебе после курса уже можно идти на должность Manual QA Engineer.

Автоматизация тестирования на Java

Александр Фисунов, Senior Java Developer, разработчик ПО в области компьютерного зрения и видеоаналитики. Консультирует зарубежных тестировщиков. Кандидат технических наук, лауреат стипендии Президента РФ для молодых ученых и аспирантов.

— Александр, хватит ли знаний, полученных во время обучения, чтобы устроиться на работу инженером по автоматизации тестирования?

— На младшего инженера автоматизации тестирования можно спокойно идти. Для тестирования достаточно хорошего знания Java Core: циклы, массивы, методы, условия, типы данных, переменные. ООП — без него никуда. Коллекции, исключения, немного многопоточности, обобщения, работа с файлами, JDBC, Apache Maven — самые основы. Все это и инструменты, которые понадобятся в работе, мы изучим на курсе. 

Небольшая история для вдохновения. Несколько лет назад через «знакомых знакомых знакомых» со мной связался человек, который работал в Америке, он тогда занимал позицию Manual QA Engineer. У него было время, и он хотел изучить Java, Selenium, TestNG, SQL, а в процессе работы сюда еще добавились SoapUI, Zap Proxy, Jersey Client, Jbehave, Appium, Selenide и другие вещи. За три-четыре месяца еженедельных консультаций по два-четыре часа он разобрался с необходимой базой языка Java, которая как раз будет преподаваться в курсе, и устроился на позицию Middle Automation QA Engineer. 

После того как он нашел эту работу, мы продолжили с ним обучение. Чтобы не тратить время на отдельные примеры, стали разбирать рабочие задачи. Где-то после пяти месяцев такой работы он перешел на позицию Senior QA Engineer в компанию, которая занимается разработкой веб-приложений для сферы страхования. Еще через год он перешел работать на позицию ведущего автоматизатора тестирования в Disney. 

Как видите, знаний, приобретенных на курсе, будет более чем достаточно для работы в сфере автоматизации тестирования. У нас будет общий чат для группы — там сможем обсуждать и решать все вопросы и задачи, которые возникают в процессе обучения. И даже вне его, если кто-то хочет разобраться поглубже в каком-то инструменте. Так что все дело за желанием и мотивацией студентов.

Мобильное тестирование

Александр Данилов, более десяти лет опыта в тестировании. Разрабатывает и проводит интерфейсное, функциональное и регрессионное тестирование веб- и мобильных приложений в компании CDC. Начинал с ручного тестирования крупного аналитического инструмента в ООО «Мегапьютер ТЕК», был старшим тестировщиком в Diasoft. Окончил два факультета Чувашского государственного университета им. И. Н. Ульянова: электротехнический и экономический. 

— Александр, чему научите студентов? Какие задачи будут под силу выпускникам?

— Научу принимать правильные решения в процессе тестирования. Чтобы занятия были интересными, будет много примеров и практики с учетом современных тенденций. Выпускники получат опыт использования современных инструментов автоматизации (UI Automator, XCUITest, Appium и Espresso), смогут внедрить их на своих проектах.

У вас вопрос по программе обучения? Напишите консультанту в чат или оставьте комментарий к статье. Либо запишитесь на факультет тестирования ПО и задайте вопросы менеджеру.

qa-engineerпрограммированиетестирование
Нашли ошибку в тексте? Напишите нам.
Спасибо,
что читаете наш блог!