Как подготовиться к собеседованию
Универсального рецепта, как заинтересовать своей персоной любого работодателя, нет. Кто-то, будучи по уровню знаний практически готовым специалистом, может терпеть постоянные неудачи из-за плохого резюме или склада характера. Кто-то же, напротив, способен заинтересовать HR-менеджера красивыми цифрами, формулировками и хорошо подвешенным языком при достаточно средней подготовке.
Сегодня речь пойдёт о таком немаловажном аспекте трудоустройства, как личное собеседование. Хоть это, по сути, и финальная стадия отсеивания кандидатов, но именно здесь от вас требуются профессиональная подготовка, описанная в резюме и продемонстрированная в тестовом задании.
Вот несколько советов, которые помогут пройти эту стадию максимально успешно:
Знать, чего хочет интервьюер
Во-первых, есть стандартный перечень вопросов к соискателям на любую должность в любой сфере. Вы должны четко и информативно говорить о том, почему вы выбрали данную компанию, почему уволились или увольняетесь из предыдущей, что ожидаете от нового места работы, на что рассчитываете в перспективе.
Во-вторых, оцените профиль и размеры компании. Посмотрите готовые запущенные проекты. Исходя из этого, составьте список возможных вопросов, не вытекающих из вашего резюме: работали ли вы когда-нибудь с тем или иным фреймворком, языком, библиотекой, есть ли опыт хотя бы частичной разработки похожих продуктов.
Третье — типичные для HR вопросы и задания на логику. Не все это практикуют, но если конкурс более 10 человек на место, то наверняка что-нибудь «хитрое» решить придется. Найти список таких вопросов труда не составит — любой поисковик в помощь.
Внимательно изучите своё резюме и тестовое задание
Тем не менее, основой для решения о найме вас на работу, станут ваше резюме и тестовое задание. Точнее говоря то, насколько описанное в них действительно соответствует уровню ваших знаний.
Хорошо составленное резюме, безусловно, привлечет внимание работодателя. Но откровенные недосказанности или абсолютная ложь вызовут обратный эффект на личном собеседовании. Поэтому ещё раз внимательно прочитайте каждый указанный навык, проект, и подумайте, какие вопросы вызывают они у HR или технического специалиста.
Относительно тестового задания, которое должно быть обязательно выполнено вами лично — обычно вопросы стандартные и касаются вариаций решения. Подумайте о том, как задачу можно было решить проще, быстрее, а главное почему вы этого не сделали.
Готовиться каждый день
В интернете часто можно наткнуться на вопросы из разряда: «Как подготовиться к собеседованию на должность Ruby-разработчика за 3 дня?». Вопросы, которые по сути своей не имеют смысла и ответа. Развиваться в IT вообще необходимо каждый день, иначе вас выплюнет на обочину профессии, а уж готовиться к собеседованию необходимо с появления желания о поиске новой работы.
Рецепт такой подготовки очень прост и примитивен: каждый день открываете какую-нибудь профильную книгу на заглавии и, глядя на разделы, начинаете проговаривать всё, что помните по темам. Потом бегло пробегаете глазами уже сам текст и удостоверяетесь, что всё помните и знаете, после чего приступаете к следующей книге.
Работать над слабостями
У каждого программиста на любой стадии развития есть пара пробелов в знаниях. Связаны они с недостатками обучения или узконаправленной практикой — другой вопрос, но «поплыть» на собеседовании с оправданием «просто давно этим не занимался» — одно из худших вариантов развития событий.
Поэтому при исполнении предыдущего пункта ни в коем случае не обманывайте себя и обязательно восполняйте выявленные пробелы.
Написать речь
Если вам свойственно волнение в стрессовых ситуациях, или вы боитесь, что завалитесь на первом же простом вопросе, то лучшее решение — заранее написать и выучить вступительную речь. Включите в неё хотя бы 4 основных пункта: 10 секунд о себе, как человеке, 30 секунд, как о профессионале, 10 секунд о том, что вы ждёте от работы, и 10 секунд на демонстрацию знаний о потенциальном работодателе.
Запишите, немного перемешайте разделы, чтобы это было похоже на живое общение, а потом выдавайте сразу после начала собеседования. Если вам удастся задержать внимание окружающих на эту минуту, то это и вам нервы успокоит, и положительное впечатление произведет.
Покажите голый энтузиазм
Всё хорошо в меру, но сумасшедших энтузиастов работодатели любят гораздо больше, чем сухо образованных гиков. Показать же энтузиазм необходимо не только демонстрируя ваше развитие, объем самостоятельной работы, но и не давая неловкой паузе зародить сомнения в вашей компетентности.
Рассуждайте вслух, задавайте свои вопросы, но не переборщите, превратив собеседование в неформальный базар. Ведь молчание, даже при хорошей подготовке соискателя, практически всегда говорит об аналогичном поведении на рабочем месте после найма в любых непонятных ситуациях. А кому нужен работник, не способный анализировать и задавать вопросы окружающим?
Имитировать интервью
Позвольте себе немного театральной подготовки: импровизируйте, ставьте себя на место HR или технического специалиста, задавайте себе неудобные вопросы. Как варианты имитации интервью - ответы другим новичкам на форумах, онлайн-тесты по вашей специализации и даже специальные игры. В общем, всё, что максимально вас приблизит к ситуации собеседования в формате «пан или пропал» — подойдет.
Расслабиться
За день до интервью потратьте не более пары часов на подготовку, а постарайтесь максимально расслабиться. Самое главное — выспаться, минимум 7 часов перед интервью ваш мозг должен бездействовать. Важно питание — полезная пища и тонизирующий напиток придадут вам немного бодрости, и помогут настроиться на продуктивную деятельность.
Не отвлекайтесь на бытовые мелочи: отложите мысли об ипотеке, царапине на машине и небольшой ссоре со второй половинкой на завтра. На самом деле, это достаточно просто, если поставить себе такую задачу и ограничить свое общение на пару дней.
И конечно же ни в коем случае не переживайте по поводу потенциального отказа или провала на интервью. Нет людей, которые бы всегда всем нравились. Отказ — тоже полезный опыт для вас, а его причины далеко не всегда важны.