Питч с инвесторами MediaSoft
15 мая студенты факультета продакт-менеджмента проходили отбор для питча и выступали перед инвесторами МедиаСофт. В течение 7 минут они должны были представить свой проект, а после ответить на вопросы инвесторов.
Участие в отборе на питч не гарантировало, что инвесторы заинтересуются каким-либо проектом. Однако мероприятие дало возможность участникам потренироваться в защите проекта, увидеть точки роста, узнать, какие вопросы заинтересуют инвесторов.
Инвесторы рассматривали проекты по критериям: SaaS-решения (с английского software as a service — программное обеспечение как услуга); готовое MVP (имитация продукта); мобильные приложения или игры; отсутствие оффлайн процессов и сформированный конкурентный рынок.
Участники получили полноценную обратную связь по проектам: что стоит улучшить, чтобы уверенно выходить на «продажу» идеи. Также в частном порядке инвесторы готовы рассмотреть продукты снова после доработок.
Студенты GeekBrains рассказали о своих проектах, поделились опытом питчинга и впечатлениями от общения с инвесторами.
«Мой край»
Игорь Трифонов представил сервис путешествий по России «Мой край», который помогает туристам и организаторам походов находить друг друга. Сервис объединяет гидов со всей страны и дает им возможность предлагать свои услуги, составлять маршруты и собирать группы. Путешественники же могут найти готовые маршруты с GPS-треком и полезной информацией для самостоятельного тура или отправиться в путешествие с гидом. Монетизация предполагается за счет работы с гидами по агентской схеме.
«Инвесторы подкинули идею о большем фокусе в продукте не на агентскую схему, а “библиотеку” с треками и путеводителями. Это всё и предстоит проверить», — рассказывает Игорь о своих впечатлениях.
Это первый проект Игоря, поэтому ему было важно получить максимум обратной связи от профессионалов. «Когда появилась возможность показать свои наработки инвесторам, то я решил воспользоваться возможностью: пройдет ли проект отбор, какую оценку дадут работе команды, есть ли шанс у проекта с точки зрения инвестора. На все эти вопросы хотелось получить ответ».
DoSport
Проект Сергея Коробкова — мобильное приложение по поиску спортивных площадок и партнёров для совместных занятий спортом. В приложении пользователи смогут найти в своём городе спортивную площадку и забронировать её, например, для игры в баскетбол. Также DoSport помогает организовывать встречи и собирать людей. Бизнес-модель приложения — подписка с различными вариациями обслуживания для В2В-сегмента: спортивных залов и секций. В будущем рассматривается монетизация через В2С.
Команда проекта DoSport уже составила базу площадок Москвы — больше 12 тысяч. «Мы достаточно долго работаем над нашим продуктом и уже перешли к стадии, когда понимаем, зачем нам нужны инвестиции и как скоро мы сможем выйти в точку окупаемости», — рассказывает Сергей.
В будущем DoSport будет масштабироваться: в приложение хотят внедрить авторские туры и видео-ленту с возможностью проводить онлайн-тренировки. «Мы продолжим работать над проектом, потому что уверены, что сможем дать рынку крутой инструмент роста, и наши старания окупятся. Все участники команды за время существования проекта выросли как профессионалы. И уже стали востребованными специалистами на рынке, чем я очень горжусь. Я же параллельно с проектом уже руковожу пользовательским продуктом в сфере MedTech. Но, несмотря на нагрузку, мы уделяем много времени нашему продукту и верим в него».
«После покупки»
Александр Слепов представил инвесторам проект «После покупки» — мобильное приложение, помогающее обслуживать товары и услуги после покупки. «Несмотря на раннюю стадию проекта, я решил участвовать ради собственного развития и получения обратной связи. Также я понимал, что чувство ответственности значительно ускорит работу над самим проектом», — объясняет Александр.
Команда проекта хотела с помощью приложения решить актуальную проблему покупателей: многие люди теряют бумажные чеки и гарантийные талоны, неправильно заполняют гарантию, не знают, сколько еще она действует и можно ли ее продлить. «После покупки» позволит пользователям сканировать QR-код на чеке, после чего вся информация о товаре подгрузится в приложение: гарантийный срок, страховка, продление гарантии. Сервис также помогает найти сервисный центр и запасные части в случае поломки товара. Монетизация приложения предполагается за счет В2В: продажа страховок, подбор сервисных центров.
«Чтобы подготовиться к выступлению, я поднял материалы, полученные в GeekBrains и собственные наработки. В итоге после презентации проекта я получил полезную обратную связь. Инвесторы дали понять, по каким критериям они оценивают проекты и на чем стоит сосредоточиться в первую очередь. Сейчас планирую продолжать работать над проектом в более узкой целевой аудитории и попытаюсь совершить первые продажи».
Презентация своих проектов инвесторам — полезный опыт для продакт-менеджера. Участие в питчах помогает посмотреть на свой проект со стороны инвестора: увидеть его сильные и слабые стороны, понять, на чем стоит сосредоточиться на старте развития проекта. И, конечно, это возможность пройти в следующий этап и получить необходимые инвестиции.
Если же вы только мечтаете о карьере продакт-менеджера, советуем не бояться действовать — новые потоки на факультете стартуют каждый месяц.
Комментарий Владислава Крайнова, директора по развитию Mediasoft:
«Хочу сказать спасибо всем участникам. Надеюсь, что сам процесс подготовки к питчу был полезен как для продуктов, так и для самих фаундеров.
Создавать что-то новое всегда трудно, не говоря уже о презентации своих трудов. Общаясь со стартапами в нашей программе для SaaS-продуктов MediaSoft Инвестиции, мы сформулировали шесть основных причин, которые мешают фаундерам получить инвестиции.
Нет MVP. Сложно поверить, что продукт будет успешным, если у него нет MVP, рабочих бизнес-моделей и проверенных гипотез. Запущенный продукт и наличие выручки любого размера повышает ваши шансы получить инвестиции.
Плохая презентация. Если инвестор не поймет, какая цель у стартапа, кто аудитория, и зачем вам инвестиции, он, скорее всего, не заинтересуется им. Перед питчем убедитесь, что в презентации есть вся информация о продукте, необходимая инвестору для принятия решения, а написана она понятным языком.
Вы уделяете недостаточно внимания. Вашу веру в успешность продукта показывает то, сколько времени вы готовы ему посвятить. Работа над стартапом part-time скорее всего оттолкнет инвестора. Если вы не готовы вкладывать время и усилия в продукт, почему инвестор будет вкладывать?
Время продукта еще не пришло. Перед запуском MVP убедитесь, что рынок для вашего продукта уже сформирован: есть необходимые технологии, юридическая база, потребность аудитории. Если рынок еще не готов, пересмотрите идею продукта или дождитесь подходящего момента.
Вы распыляетесь. На ранней версии продукта лучше сделать упор на самые перспективные направления: сократить количество функций до самых основных, выбрать небольшую аудиторию. По мере роста продукта вы сможете ввести новый функционал или увеличить географию.
Нет стратегии развития. Инвестор вкладывает свои ресурсы в стартап, чтобы ускорить его рост и помочь в масштабировании. Поэтому убедитесь, что в вашей презентации вы рассказали, как и в какую сторону планируете развивать продукт, и обосновали, для чего нужны инвестиций.
Изучите список и воспользуйтесь опытом участников программы при общении с инвесторами. Желаю успехов в проверке гипотез, запуске продукта и дальнейшем развитии. Главное не сдаваться, двигаться вперед, и успех гарантирован!»