Как основатель Lamoda занялся виртуальной реальностью
Панорамное видео на 360 градусов? Легко! Благодаря разработкам компании Panorics. О том, как устроена технология сферической видеокамеры, занята ли ниша виртуальной реальности и почему так важно окружать себя людьми умнее нас, рассказал CEO компании Алексей Бочкарев.
- Алексей, расскажите, когда был создан проект?
- Компания Panoircs была запущена в 2014 году, хотя фактически начали работать над технологией задолго до этого. Panorics занимается разработкой специального программного обеспечения и созданием сферических видеокамер, с помощью которых можно снимать контент для виртуальной реальности, а также использовать их на беспилотниках, в системах безопасности и других областях. Сейчас компания имеет офисы в Нью-Йорке и Москве.
- Несколько слов о создателях проекта.
- Основателем являюсь я и Алексей Дмитриев.
- А что заканчивали?
- Я окончил МГУ, учился в Гарварде и получил степень МБА в Wharton Business School. Алексей Дмитриев учился в МИЭТ.
- Какие бизнесы запускали ранее?
- Отдельно друг от друга работали в разных областях. Я был основателем Lamoda.ru и eDarling.ru. У Алексея Дмитриева был свой интернет-магазин и несколько консалтинговых проектов. Совместно запускали Looksima.ru.
- Как возникла идея создания Panorics?
- Алексей Дмитриев начал работать над идеей уже за несколько месяцев до того, как мы объединили усилия. Он создал несколько прототипов сферической камеры (камеры 360 градусов, или, как ее называют, в других странах, 360-degree video camera). Это специальная камера, которая позволяет снимать все, что происходит вокруг нее, и именно с помощью такого девайса можно создавать контент для виртуальной реальности. Алексей занимался изучением технологии съемки панорамного фото и был одним из первых в России, кто развивал эту тему и продвигал услуги панорамного фото в нашей стране еще много лет назад. Со временем, когда процессоры стали более производительными и ученые занялись изучением фасеточного зрения насекомых, стало возможным построение видеокамеры, позволяющей записывать полную сферу (то есть 360х180 градусов) вокруг себя и сшивать различное количество видеопотоков (камера состоит из нескольких линз). Именно в этот момент мы и увидели возможность построить глобальную компанию в этой области.
- Я думаю, нашим читателям будет очень интересно узнать подробнее о технологии.
- "Видео 360", "сферическое видео", или иногда его еще называют "панорамное видео" (хотя последний термин неточен применительно к камерам Panorics) - это видео, в котором видно все, что происходило либо происходит вокруг видеокамеры. Отсюда и название камеры - сферическая видеокамера (spherical video camera или 360-degree video camera). Оптическая система, позволяющая достичь такого эффекта, называется "фасеточная оптико-электронная система". Единое устройство состоит из нескольких камер, у изображений с которых есть пересечения по углам охвата линз. Используя специальное программное обеспечение, можно "сшивать" изображения в единую картинку, на которой незаметны границы изображений с каждой линзы - будь то фото, или видео. Именно такая технология съемки позволяет создать полное впечатление погружения в видео, когда вы просматриваете его в очках виртуальной реальности.
Принципы построения таких устройств заимствованы у природы. Так, например, некоторые насекомые имеют "составные" глаза. Один из наиболее известных видов в этом смысле – стрекоза. Глаза стрекозы могут состоять из 30 000 составных частей, известных как омматидии. Омматидии охватывают изображение, находящееся перед ними (вокруг них), с разных углов. Получая изображение с разных омматидий, стрекозы могут видеть общую картину. В настоящее время фасеточное зрение становится важнейшим направлением научных исследований, поскольку оно может существенно изменить представление людей об оптических системах.
- Впечатляет! Но вернемся к вашему проекту. С какими сложностями столкнулись при запуске бизнеса?
- Сложностей было очень много. Мы запускали компанию в среде, абсолютно не подготовленной к этой технологии. По сути, еще полтора года назад никто не говорил и не писал о виртуальной реальности, и уж тем более почти ни у кого не было возможности даже надеть очки виртуальной реальности. Возможности же записывать видео для очков не существовало вовсе, были лишь эксперименты на основе GoPro. Oculus Rift, который был создан, прежде всего, для геймеров, был недоступен обычным пользователям. Да и выйдет пользовательская версия только в первом квартале 2016 года. Других очков не было. В виду того, что люди просто не знали, что возможность записывать видео в сферическом формате потенциально существует, нам приходилось постоянно рассказывать и объяснять, как эта технология работает. Когда Samsung прислал нам свой GearVR еще до того, как он появился на рынке, нам стало проще объяснять партнерам и инвесторам, в чем идея бизнеса.
Другой сложностью был поиск опытных инженеров, которые могли бы реализовать и создать подобную технологию. Мы разговаривали с профессорами МГУ, МГТУ им. Баумана, ИТМО и многими другими университетами и институтами по всей стране – никто не понимал, как это реализовывать. В лучших университетах США, с которыми мы связывались, было всего несколько специалистов, занимающихся исследованиями в этой области. К счастью, мы нашли профессора Соломатина из МИИГАиК, который и сформулировал начальные принципы построения оптической системы и рассказал нам про научные исследования, ведущиеся в этой области в России и за рубежом. Благодаря ему мы смогли лучше понять требования к такой системе и определить направление, в котором нужно двигаться. В конечном итоге мы смогли собрать лучшую инженерную команду, которая включает людей с образованием МГУ, МИЭТ, МГТУ и других. Многие из наших коллег занимались программированием и разработкой consumer electronics продуктов мирового уровня.
Поиск нужного процессора и выход на партнеров в Корее, Германии, США, Китае и других странах были еще одним препятствием. Получить доступ к ведущим производителям чипов, линз и других компонентов было очень сложно. Мы потратили много времени и усилий для того, чтобы установить партнерские отношения с ними.
- На какие деньги запускали стартап? Это были сбережения, инвестиции?
- Запускали на свои деньги. Учитывая, что «железные» проекты очень капиталоемкие, было непросто. Через несколько месяцев после того, как начали работать над проектом, компания стала резидентом Сколково и привлекла дополнительные инвестиции от частных инвесторов, включая известных людей на венчурном рынке России. Став резидентом Сколково, компания также приобрела доступ к грантовым программам и получила небольшой грант на разработку продукта. Сейчас мы находимся в переговорах с инвесторами из США и других стран о закрытии следующего раунда инвестиций.
- Какие инвестиции Panorics получил в ходе развития?
- За год с небольшим компания привлекла инвестиции в общем размере несколько сот тысяч долларов.
- В чем уникальность вашего проекта, как сами полагаете?
- При желании и наличии ресурсов, построить можно любую технологию. Можно и в космос полететь, если захотеть. В нашем случае, сдерживающим фактором для конкурентов являются очень высокие барьеры для входа на этот рынок. Наличие капитала, доступ к партнерам мирового уровня, архитектура камер, программное обеспечение, команда – все эти вещи помогают нам сохранять лидерство. Сама по себе технология уникальна и повторить ее достаточно сложно. Учитывая относительную инновационность этой темы, в том числе, в науке, на рынке очень мало людей, понимающих, как именно нужно реализовывать такие камеры.
- Расскажите об основной аудитории вашего проекта.
- У нас есть несколько продуктов, ориентированных на разную аудиторию. Сейчас мы продаем PTRig – холдер для GoPro камер, который вместе с камерами в совокупности представляет из себя систему, позволяющую снимать сферическое видео для очков виртуальной реальности или компьютеров и мобильных устройств. Основное преимущество этого продукта – возможность использовать только 3 камеры GoPro, а не 6, как в других холдерах. Один из первых клиентов, компания Planet360, дала нам очень хорошие отзывы о нашем риге. Они снимали несколько роликов и остались очень довольны. Сейчас мы делаем акцию, по которой пользователь может получить скидку на этот продукт.
Следующий продукт, который мы поставим на предзаказы в ноябре, – это камера PX3, ориентированная на профессиональных пользователей, т.е. компании, занимающиеся видеопродакшеном для индустрии виртуальной реальности или просто зарабатывающие на съемках такого видео. Эта камера будет иметь функционал стриминга сферического видео в режиме реального времени. В мире пока нет доступных камер с таким функционалом. Представьте, как эта технология изменит современный мир. Люди, которые не могут поехать на какое-либо событие, смогут в очках виртуальной реальности посмотреть все, что происходит на концерте, спортивном мероприятии, пройти экскурсию по музею, прямо сидя у себя дома на диване.
И третий продукт – это маленькая камера, ориентированная на широкую аудиторию обычных пользователей, которую мы планируем запустить на Indiegogo или Kickstarter в следующем году. Сейчас этот продукт находится в разработке.
- Каковы показатели компании на сегодняшний день?
- Мы недавно начали активно продавать PTRig и видим большой всплеск спроса с момента запуска.
- С чего стоит начинать бизнес в сфере видео? Есть ли какие-то потенциальные направления в этой сфере, которые можно развивать?
- Любой бизнес надо начинать с анализа перспективы конкретной вертикали рынка и команды. Индустрия видео – это очень многогранная область. Сейчас много говорят про виртуальную реальность, и при этом наличие контента в этой сфере является существенным ограничителем роста. Все, что связано с созданием контента, в ближайшие несколько лет будет очень востребовано.
- Алексей, как думаете, насколько успешным можно быть в данной сфере или эта ниша уже занята?
- Виртуальная реальность, видео 360, сферическое видео – все это ниши, в которых пока нет лидеров. Есть много компаний в мире, которые уже стремятся к преимуществу на рынке, но никаких стандартов пока не существует. Так что сейчас отличное время войти на этот рынок и стать лидирующей компанией.
- Несколько советов нашим читателям, которые только задумываются о запуске бизнеса.
- Важно понимать, что предпринимательство – это сложный путь. Нужно искать ресурсы, собирать команду, убеждать инвесторов, выводить продукт на рынок, мотивировать сотрудников и т.д. Это очень большая работа и часто работа без отдыха в течение длительного периода времени. Поэтому важно продолжать идти вперед, несмотря ни на что, раз вы уже выбрали этот путь. И нужно обязательно находить время для отдыха и для семьи, потому что если вы не будете это делать, то вы перестанете видеть «big picture» и мыслить стратегически.
- Могли бы вы выделить пять правил успешного ведения бизнеса?
- Да. конечно.
1. Соберите профессиональную команду, состоящую из людей умнее вас.
2. Создайте мотивирующую атмосферу и дайте людям возможность работать над интересными задачами с глобальной целью.
3. Находите время для отдыха. У предпринимателя нет начальника и нет строгих рамок, в которых он действует, поэтому всегда кажется, что вы не заслужили отдых. Если вы сами о себе не позаботитесь, никто за вас это не сделает.
4. Найдите людей старше и мудрее вас. Пусть они помогают вам советами.
5. Наслаждайтесь жизнью и всеми взлетами и падениями. Даже в провалах и неудачах находите позитив и новые возможности. Научитесь любить дорогу к цели, а не саму цель.
Хотите стать программистом? Рекомендуем профессию «Веб-разработчик».