Нетворкинг: 5 советов фрилансеру
Вероятно, вы слышали о важности нетворкинга. Понятие определяется как деятельность, направленная на установление полезных связей. А исходя из того факта, что 60% наемных сотрудников находят работу через знакомых, возможно, не понаслышке.
Сменив прежний режим деятельности и жизни на online, вы можете подумать, что "связи" здесь работают уже не так, но в действительности, вам все еще будут крайне полезны навыки установления полезных контактов - как в сети, так и оффлайн.
Как расширить сеть знакомств и находить полезные контакты более быстро и эффективно? Основные приемы и правила нетфоркинга для фрилансера:
1. Говорите "Да"
Когда вы переходите на фриланс, вы начинаете четко понимать зависимость между занятостью, количеством заказчиков и своим доходом. Это уже не тот случай, когда вы можете неделю осознавать задачу, и только после этого неспешно взяться за ее выполнение. "Время - деньги", и сейчас вы это понимаете.
Принимайте приглашения от знакомых и малознакомых людей, даже если они не работают в вашей сфере. Поскольку многие доверяют "своим" больше, чем сторонним исполнителям, во время (или после) непринужденного разговора о том, кто чем занимается, вы можете получить новый заказ: какое-нибудь несрочное дело,а вместе с ним и полезный контакт с последующими заказами.
2. Используйте социальные сети
На то есть три причины:
а) сторонний заказчик сможет лучше узнать вас, принимая решение о том, кому отдать заказ;
б) вас могут найти как активного участника каких-либо обсуждений;
в) ваши друзья из реальной жизни не забудут о том, чем вы занимаетесь, и будут иметь вас в виду (хотят они того или нет).
3. Будьте готовы к контакту
Классический жест - обмен визитками. Кто-то назовет это поведенческим атавизмом, но все же, иногда очень удобно быстро делиться своими контактными данными с новым знакомым, не вынуждая его пытаться расслышать вас, пока вы диктуете номер или второпях запомнить ваше имя, чтобы потом найти вас где-то в социальных сетях.
А еще неплохо носить с собой бумагу и ручку: обратная ситуация - когда вам нужно запомнить контакты нового знакомого. Мобильный телефон тоже хороший вариант, но главное - уметь принимать и давать контакты максимально быстро и незатруднительно в любых ситуациях (вечеринка, транспорт и т.д.).
4. Говорите красиво и не пытайтесь ничего продать
В ситуации, когда вы не можете ничего показать или привести прошлых заказчиков, чтобы они рассказали, как здорово было с вами работать (например, если вы, опять же, на вечеринке или в гостях), лучше всего показать вашу компетентность сможет речь.
Знайте, о чем вы будете говорить. Две вещи, о которых вы должны быть готовы говорить в любую минуту: за что вы любите свою работу и почему жизнь ваших клиентов становится лучше.
Правило номер один: не пытайтесь никому ничего продать: разговор о работе с неудержимым желанием показать, что вы ее любите, и продажа услуг в неподходящей ситуации - это совершенно разные действия. И последнее, к сожалению, может отвернуть от вас собеседника.
5. Будьте на связи
Отношения между людьми - это улица с двусторонним движением.
Если вы видите статью, которая может пригодиться знакомому, отправьте ее ему; вы получили приглашение на мероприятие - возьмите с собой того, кому оно может принесет пользу, а если вам или вашему клиенту требуется сотрудник, поищите среди своих. Обе стороны будут благодарны, если сотрудничество станет успешным.
Всегда имейте в виду своих новых и старых знакомых - не стоит вспоминать о людях только тогда, когда вам что-то от них нужно.
Тем, кто хочет стать программистом, рекомендуем профессию «Веб-разработчик».