Кто и как создаёт IT-продукт. Часть 1: менеджеры и дизайнеры
Над выпуском мобильного приложения или онлайн-сервиса трудятся разные специалисты, у каждого — свои задачи и своя зона ответственности. В новой статье из гайда из гайда «Как начать карьеру в IT и digital» Иван Волков, экс-CTO (Chief technical officer или Chief technology officer — технический директор) «Бизнес Молодость», экс-CTO Spletnik, основатель testoid.io и nonstop.run, рассказывает, кто за что отвечает и на каком этапе подключается.
Сколько IT-предпринимателей — столько и способов собрать команду. Количество и состав специалистов, которые составят костяк команды, зависят от бизнес-стратегии, поэтому на каждом проекте ситуация может сильно отличаться. Сегодня практически ни одна компания не может обойтись без специалистов из digital- и IT-сфер.
Продакт-менеджер
Цифровой продукт начинается с проблемы. Человек, который придумывает идею для её решения, — это продакт-менеджер. В зависимости от размера IT-компании, роль продакт-менеджера может выполнять её владелец или наёмный работник. Но даже в случае с наёмными специалистами ключевое видение остаётся за владельцем, он же доносит свои идеи до сотрудников.
Хороший продакт-менеджер мыслит как потребитель продукта. Он понимает, что нужно изменить в продукте, чтобы сделать его лучше для потребителя. Этот человек строит план, как должен развиваться продукт с этой идеей, на несколько месяцев и даже лет вперёд. Он должен постоянно предлагать новые гипотезы для тестирования, корректировать курс развития продукта по результатам тестирования — жить продуктом.
Продуктовая команда выполняет только свою часть работы над проектом, а продакт-менеджер видит всю картину целиком. На основе этого видения он принимает долгосрочные решения.
По этой причине ему нужно знать:
- рынок, на котором он работает, и своих конкурентов;
- все технические особенности продукта;
- целевую аудиторию и каналы, которыми она пользуется, азы маркетинга;
- как читать аналитические отчёты и разного рода метрики, например, «пиратские» (AARRR).
Поскольку почти весь рабочий день продакт-менеджера проходит в коммуникациях — на встречах, презентациях, в переписке и т. д. — ему важно уметь общаться с разными людьми и проявлять сильные лидерские качества, чтобы эффективно работать с командой. Если это наёмный продакт-менеджер, то на его плечи ложится управление ожиданиями владельца и передача тому обратной связи: что происходит в компании, как продвигается внедрение новых функций (фич), есть ли важные причины, почему стоит изменить первоначальный план и др.
Правилом хорошего тона для продакт-менеджеров считается самоходность, когда специалист может собрать прототип приложения или сервиса сам, без чьей-либо помощи.
Тёмная сторона этой должности заключается в том, что не каждый способен выдержать эту гонку за новизной. Мир меняется очень быстро, а в IT — особенно. Эта нестабильность заставляет продакта постоянно держать руку на пульсе, чтобы вовремя адаптировать план развития продукта к внешним изменениям. Мало решить, что продукту нужны изменения — нужно убедить в этом владельца бизнеса и команду.
Но если для вас естественно всегда быть на острие нового, а общение с людьми приносит удовольствие, возьмите эту позицию в качестве карьерной цели. Хорошая новость заключается ещё и в том, что продактов предпочитают растить внутри компании. Некоторые крупные IT-компании нанимают младших продакт-менеджеров, чтобы погружать специалистов нетехнических сфер в подробности разработки. Хорошо, если за плечами у вас есть опыт разработчика: чтобы создать продукт, нужно понимать, как он устроен. Перейти из маркетинга или дизайна тоже можно, но для этого потребуется самостоятельно изучить другие стороны продукта.
Хотите стать продакт-менеджером? Выберте свою программу обучения здесь.
Проджект-менеджер
Если продакт-менеджер задаёт общий вектор и обозначает, какая фича нужна, чтобы сделать продукт лучше в долгосрочной перспективе, то проджект-менеджер определяет, как и в какие сроки она будет сделана. Если компания небольшая, продакт-менеджер или владелец бизнеса может брать на себя функции проектного менеджера.
Хороший проджект-менеджер — это человек с безупречным тайм-менеджментом и управленческими навыками. Он умеет составить чёткий и поэтапный план действий команды (road map), проконтролировать ход его выполнения и найти решение, если возникла проблема.
При этом он не безучастный надзиратель: он объединяет команду и помогает ей в создании продукта. Он проводит встречи с дизайнерами и разработчиками, чтобы понять, на каком этапе находятся все процессы, выслушивает команду, сверяется с планом, даёт обратную связь по выполненным задачам. Кроме того, он сообщает продакт-менеджеру, как идёт работа по намеченному плану, и нужна ли корректировка.
Проджект-менеджеру важно:
- чётко понимать процесс разработки продуктов;
- владеть инструментами для ведения проектов, например, Microsoft Project или Merlin;
- быстро принимать решения в меняющихся условиях;
- быть стрессоустойчивым;
- иметь лидерские качества;
- следить за личной эффективностью и эффективностью команды.
В большинстве случаев проектный менеджер — это бывший штатный разработчик или тестировщик, который знает продукт изнутри и понимает, в какие сроки можно решить технические задачи. Исключения, конечно же, бывают. Успешными проджектами становились и люди из маркетинга или дизайна. Однако в этом случае им требуется приложить большие усилия, чтобы быстро разобраться в специфике кода продукта.
По этой причине профессия подойдёт системным людям, у которых уже есть опыт работы в IT. Вам должно нравиться наводить порядок в задачах, а также планирование, коммуникация и мотивация сотрудников и решение сложных задач.
Все программы обучения проджект-менеджменту GeekBrains собраны здесь.
Дизайнер
Дизайн в продукте очень важен, поскольку приложение или сайт пользователь сначала оценивает визуально и только потом идёт вглубь. Направлений специалистов, которые придумывают, как будет выглядеть продукт, много, но если мы говорим о разработке в среднестатистической IT-компании, то там всегда нужны UX-дизайнеры — люди, которые создают интерфейсы программ. Именно они предлагают, где будут находиться кнопки и как будет выглядеть меню в сервисе, чтобы человек пользовался им легко и с удовольствием.
Хороший дизайнер прежде всего думает об удобстве продукта для пользователя, а потом подстраивает графические решения, поэтому академическое высшее образование в сфере дизайна, как правило, не даёт преимуществ в этой работе — в вузах редко учат тому, что такое пользовательский путь. А ещё хороший дизайнер выполняет задачи в срок.
Для UX-дизайнера прежде всего важны:
- насмотренность — специалист должен знать, как выглядит дизайн конкурентов, и должен изучать новые тенденции, чтобы продукт выглядел современным;
- владение коммуникативными навыками, умение аргументировать свои предложения по изменениям в интерфейсе;
- владение специальными программами для проектирования интерфейсов, например, Figma или Sketch.
Бытующее мнение, что дизайн — это про творчество и полёт фантазии, в корне ошибочно. UX-дизайн — это ежедневный труд с чёткими дедлайнами, и фраза: «Настроения не было, поэтому я просрочил дедлайн» в нём неуместна. Однако, если у вас есть навыки работы с нужными для дизайнера программами и базовые знания о том, что такое пользовательский опыт, вы можете начать с этой специальности.
Пройдите программу обучения GeekBrains, чтобы стать специалистом в дизайне в любом направлении. Выберите подходящую программу обучения здесь.
В следующей статье из гайда «Как начать карьеру в IT и digital» вы узнаете, какие бывают виды разработки, почему ошибки аналитиков обходятся дорого и почему специалисты службы поддержки — это очень ценные работники в IT-компании.