Концепции маркетинга

Классические и современные
11 минут2746

В статье рассказывается:

  • Понятие концепции маркетинга

  • Традиционные концепции маркетинга

  • Современная концепция маркетинга

  • Правила выбора концепции маркетинга

Что это такое? Концепции маркетинга – исторические вехи развития философии продвижения товара и услуг на рынке. Впервые о них заговорили в 1860 году. До сегодняшнего дня они здорово модифицировались, и то, что было актуально в маркетинге раньше, сегодня уже не имеет значения, так как на первый план вышли новые потребности.

Какие различают? Существуют классические концепции, которые разве что изучают только в университете. Большим спросом пользуются современные концепции, более рассчитанные на покупателей, их интересы, чтобы максимально соответствовать нынешним условиям. Можно выбирать готовую схему продвижения или же комбинировать составляющие, создавая свою.

Понятие концепции маркетинга

Термин «концепция маркетинга» рассматривается как философия бизнеса и система идей, ориентированных на управление производством продукции, ее продажами в сложившихся рыночных условиях и конкурентных отношениях. Концепции маркетинга направлены на получение дохода от предпринимательской деятельности и удовлетворение покупательских потребностей.

На их основе формируются основные задачи, которые должны решить предприятия для выполнения намеченных планов реализации товаров и услуг, с учетом особенностей продукта и ситуации на рынке.

Развитие маркетинговых концепций отражается не только на теоретических взглядах и методологических разработках. Такая эволюция меняет структуру маркетинговых идей. Можно выделить пять основных концепций маркетинга, формировавшиеся на различных стадиях развития бизнеса и общества в ответ на появление новых рыночных тенденций и запросов среды.

Конечн о, маркетинг значительно изменился в результате своего развития, но и в наше время каждая из основных концепций может в определенной мере использоваться компаниями для решения своих задач.

Традиционные концепции маркетинга

Идеи совершенствования производства

Маркетинг начинает свою историю с идеи, направленной на улучшение производства, или с производственной концепции маркетинга. Она получила развитие в период с 1860 по 1920 годы. Согласно этой концепции, успеха добивается предприятие, у которого есть возможности для массового выпуска продукции по самой выгодной стоимости. Цели организации в этом контексте выглядят следующим образом:

  • Создание условий для массового производства продукции.
  • Увеличение показателей производительности.
  • Поиск новых каналов для сбыта.
  • Сокращение производственных затрат и расходов на сбыт продукции.

Особенность этой стадии развития концепции маркетинга состоит в массовом выпуске однотипных товаров, поэтому быстро развивается конвейерное производство, впервые внедренное Генри Фордом.

Идея совершенствования продукции (товарная концепция)

Следующая стадия развития маркетинга связана с идеями, направленными на совершенствование выпускаемой продукции. Товарная концепция развивалась в период с 1920 по 1950 годы.
По мере того, как рынок насыщался однородной продукцией, у покупателей стала формироваться потребность в товарах более высокого качества. В соответствии с товарной концепцией, производителям необходимо было обратить внимание на сам продукт и его потребительские качества. Особенности целей предприятий и их маркетинга на этом этапе:

  • Инвестиции в научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки.
  • Повышение рекламной активности (предоставление покупателям информации о преимуществах продукта).
  • Анализ потребностей покупателей.

Казалось бы, развитие маркетинга идет в правильном направлении, но в этой концепции прячется хитрая ловушка. Увлекаясь совершенствованием своего продукта, производитель может и не заметить, как в науке и технике появились важные разработки. В результате, его опережают более гибкие конкуренты и т.д. Товарный маркетинг может привести к непрерывному совершенствованию продукта, который уже не интересует покупателя.
Приведем в качестве примера Kodak. Компания была так увлечена производством и улучшением своих пленочных фотоаппаратов, что пропустила появление цифровых фотокамер, и это упущение привело к огромным потерям на рынке.
Похожие истории имели место с такими брендами, как «Моторола» и «Нокия». Они являлись ведущими производителями сотовых телефонов, но «проспали» появление смартфонов, что и привело к потере значительной рыночной доли, а лидирующие позиции были отданы конкурентам.

Идея сбыта

Цель третьей концепции маркетинга состоит в более интенсивном развитии коммерческих инструментов, направленных на продажу продукта. Сбытовая идея получила распространение в период с 1930 по 1960 годы.
На этой стадии рынок заполнен товарами, но не всегда высококачественными, и не всегда покупатель испытывает в них острую необходимость (товары пассивного спроса).
На этом этапе рынок наполнен продукцией среднего качества и товарами пассивного спроса
Ключевой задачей для руководства фирм и маркетологов стало повышение количества продаж уже существующих товаров, постоянное информирование о новой продукции, поиск дистрибьюторов. Особенности сбытовой концепции:

Вложение больших средств в рекламное продвижение.

Акцентирование внимания на увеличении продаж. Для решения этой задачи разрабатываются специальные тренинги для сотрудников, повышается мотивация работников, формируются более современные методы торговли.
Развитие послепродажного обслуживания продукции (особенно бытовой техники и автомобилей).

Программы по уменьшению товарных остатков.

К положительным сторонам, которые появились в рамках сбытовой идеи, можно отнести появление высококачественной рекламы, внедрение постпродажного обслуживания, развитие психологии продаж и технологий сбыта.
К негативным факторам сбытовой концепции маркетинга можно отнести тот момент, что она не предполагает наличие высокого профессионализма при организации продаж и искренней заботы о потребителях. Продавцы могут оказывать давление на потребителей в стремлении продать свою продукцию любой ценой. У покупателей это может вызвать негативное отношение к конкретной фирме, и впоследствии компания потеряет клиентов.

Потребительская направленность

Следующая стадия концепции маркетинга связана с развитием потребительских идей. Концепция потребления стала формироваться с начала пятидесятых годов прошлого века и стала самой первой клиентоориентированной идеей.
Концепция потребительского маркетинга является своеобразной революцией философии системы управления. Это связано с переходом от рынка продавца, где действовало большое количество потребителей небольшого круга товаров и услуг, к рынку, на котором предложение уже превышает спрос.
Компании начинают обращать внимание не только на свои потребности, но и на запросы потребителей. Они изучают, насколько продаваемый продукт способен удовлетворить все потребности покупателя.
Большинство компаний активно переходят к потребительской концепции. Они уже не гонятся за количеством продаж, а создают условия для установления длительных взаимоотношений с постоянными покупателями, поддерживают их удовлетворенность от приобретенного продукта. Особенности потребительской концепции:

  • Детальный анализ рынка: оценка потребностей покупателей, их поведения и механизма принятия решений.
  • Улучшение рекламных инструментов: потребителю нужно правильно донести, как при помощи определенного продукта можно удовлетворить свои потребности.
  • Формирование конкурентных преимуществ, которые будут актуальны длительное время. Работа над улучшением сервиса и качества продукции.
  • Создание специальных программ лояльности для потребителей.
  • Использование возможностей маркетинга для увеличения рентабельности бизнеса и удовлетворенности потребителей.

Уже сегодня потребительские идеи играют важнейшую роль в развитии бизнеса. Маркетинговый отдел отделяется от подразделений, занимающихся продажами, и интегрируется со структурами, отвечающими за планирование, работу с постоянными клиентами, расширение рынков сбыта и т.д.

Социально-этические идеи

В конце 20-го века концепция маркетинга приобретает социально-этическую направленность. Главными причинами такой трансформации выступают появление новых заболеваний, экологические проблемы, загрязнение планеты и т.д.
Согласно социально-этической концепции необходимо не только удовлетворить потребности покупателя, но сделать это таким образом, чтобы избежать отрицательных последствий для него, окружающей обстановки и всей среды в целом.
На сегодняшний день мы видим, что большие компании создают новейшие технологии, которые снижают выброс вредных веществ в атмосферу. Производители делают предупреждающие объявления о вреде употребления конкретной продукции (курение, спиртные напитки), создают экологически чистые товары, жертвуют средства на благотворительные акции и пр.
Для этой концепции нужен баланс трех факторов: рентабельность фирмы, потребности покупателей, социальное благосостояние. Стоит отметить, что данная идея еще не настолько популярна, как хотелось бы. Она применяется лишь небольшим количеством фирм. Хочется верить, что такие примеры будут расти и появится больше компаний, придерживающихся данной концепции.
Современная концепция маркетинга
Современные маркетинговые идеи базируются на всех основных концепциях маркетинга 20-го века. Они являются продолжением классических теорий. При этом новый подход к реализации задач маркетинга учитывает и более новые критерии.
Еще в 1981 году Б. Бумс и М. Битнер предложили идею расширить концепцию маркетинг-микс 4P. Были введены три дополнительные P, в результате чего родилась современная концепция 7P.
В плане теории можно говорить, что 7Р представляет собой развернутый и улучшенный вариант концепции 4Р.
На сегодняшний день этот расширенный вариант стал очень популярным в большинстве областей бизнеса. Изменилось и само представление о 4 основных элементах концепции маркетинг-микса.

 

Сравнительный анализ концепций маркетинга 4P и 7P

P’s

4P

7P

Продукт

(Product)

Создание и подготовка нового продукта к выходу на рынок, модернизация продукта и т.д.

Ассортиментный перечень, качественные характеристики, бренд и т.д.

Стоимость

(Price)

Исследование цен фирм-конкурентов, разработка новой политики ценообразования и т.п.

Размер стоимости, субъективная обусловленность и т.п.

Реклама

(Promotion)

Определение целей маркетинга, выявление необходимых вариантов продвижения и т.д.

Профилирование, разработка системы поощрения личных рекомендаций и т.п.

Место реализации

(Place)

Исследование разных каналов реализации и формирование новых направлений сбыта и т.д.

Местоположение, простой доступ и т.п.

Люди

(People)

Персонал, корпоративные стандарты, отношение, внешний вид и т.п.

Процесс

(Process)

Структура обслуживания, информационное обеспечение и т.д.

Физическое свидетельство

(Physical Evidence)

Действия и предметы, оказывающие помощь в рекламной деятельности, а также обстановка (среда, оформление), где проводится обслуживание.

Концепция маркетинга 7P является самым действенным инструментом для оценки комплекса производств и маркетинга, в отличие от 4Р, так как более точно демонстрирует качество и эффективность маркетинга компаний.
Обратите внимание, что три дополнительные Р можно отнести к внутренним параметрам деятельности компании, а первые 4 Р являются внешними критериями. Концепция 7Р доказывает, что все, происходящее внутри производства, имеет непосредственное отношение к маркетинговой деятельности, поэтому важен не только внешний, но и внутренний маркетинг.
Анализ концепции маркетинга 7P демонстрирует, что она в большей мере отвечает всем требованиям бизнеса в области предоставления услуг. Эта сфера стала на сегодня самым важным направлением приложения инструментов маркетинга.
Итак, в настоящее время вместо традиционного подхода 4Р, применяется концепция маркетинг микс 7Р:

  • product (товар)– составление плана ассортимента, исходя из исследований рынка, а также стабильное обновление продукции;
  • price (стоимость) – целый комплекс подходов к политике цен;
  • place (местоположение продажи) – создание действенных распределительных каналов и гарантия сбалансированного сбыта;
  • promotion (продвижение продаж) – различные средства привлечения внимания потребителей;
  • people (люди) – сотрудники организации;
  • process (процесс) – данный сервис обеспечивает полное обслуживание покупателей, их информирование и организацию торгового процесса;
  • physical evidence (физическое свидетельство) – удовлетворение потребителя от приобретенного товара.

Составляющие концепции маркетинга 7P применяются для привлечения внимания целевой аудитории.
Новая маркетинговая концепция базируется на абсолютном понимании рыночной системы, желаний покупателей и возможных перемен в будущем. Товарное производство и сбыт тесно связаны с рынком и непосредственно зависят от него.

Правила выбора концепции маркетинга

Разные концепции маркетинга могут отличаться степенью эффективности в современных условиях, но компания может применять определенную комбинацию, составленную из отдельных элементов разных идей, чтобы составить свой план развития. Для формирования маркетинговой политики нужно постараться найти ответы на несколько вопросов:

  • Как выглядит ваш потенциальный клиент? На какие демографические группы ориентирован ваш продукт и заинтересованы ли они в нем?
  • Где потребители ищут такой продукт и какое решение вы сможете предложить?
  • Какие преимущества имеет ваше предприятие с точки зрения потребителя?
  • Как лучше использовать свои сильные стороны, чтобы сделать из таких потребителей постоянных клиентов?
  • Есть ли у вашего бизнеса другие цели, кроме получения прибыли? К примеру, вы решаете задачу по формированию базы лояльных клиентов?
  • Есть ли у вас цель максимально заполнить сегмент, в котором вы продаете свой продукт? Хотите ли вы определенным образом обеспечить «спасение мира»?
  • В чем уникальность вашего бренда?
  • Насколько высока конкуренция в выбранной вами отрасли?

Чтобы бизнес соответствовал современным требованиям, предпринимателям необходимо регулярно анализировать состояние рынка и показатели конкуренции. Концепция маркетинга определяется исходя из выгод, которые может получить бизнес, и времени, на протяжении которого он стремится присутствовать на рынке. Она формируется не навсегда, а корректируется с учетом меняющихся ситуаций.
Концепция маркетинга выступает совокупностью идей по реализации продукта. Она выстраивается на основании конкретных целей, учитывающих экономическую успешность и социальную ответственность бизнеса в определенном рыночном сегменте.
Может ли предприятия эффективно развиваться без концепции маркетинга? Нет, потому что бизнес в любом случае работает, учитывая такие идеи, только этот процесс становится неуправляемым. При выборе основы для концепции маркетинга предприятие определяет комплекс последующих шагов по реализации продукта и взаимодействию с его потребителями.

маркетингконцепция
Нашли ошибку в тексте? Напишите нам.
Спасибо,
что читаете наш блог!