Коммерческая фотография — новый факультет в GeekUniversity
В 2021 году грань между профессиональными фотографами и фотолюбителями постепенно стирается: зеркальная цифровая камера есть у каждого второго и почти все активные пользователи интернета владеют хотя бы минимальными навыками обработки фотографий. Как же в этом мире стать по-настоящему успешным коммерческим фотографом?
Мы запускаем новый курс для тех, кто хочет не просто «снимать», а стать профессионалом, к которому обращаются крупнейшие бренды, глянцевые журналы и знаменитости.
Мы попросили педагогов курса — Даниила Кудрявцева и Соню Петрову — рассказать о том, как кризис 2020-го повлиял на рынок коммерческой фотографии, чем работа реального специалиста отличается от стереотипного образа «фотографа Vogue» и где, как и сколько смогут зарабатывать выпускники их курса.
Что сейчас происходит на рынке коммерческой фотографии?
Преподаватели нашего курса отмечают, что рынок коммерческой фотографии не находится в упадке — несмотря на то, что в 2020 году заказов действительно стало чуть меньше, а съёмочные бюджеты (как и почти все другие) частично урезались. Когда действовали жёсткие ограничения на мероприятия, часть свадеб была перенесена. Но это отчасти компенсировалось тем, что многие бренды переосмысляли свой ассортимент и выпускали новые товары, для которых нужно было проводить продуктовые съёмки.
Немного изменились организационные аспекты: фотографы смягчили условия по возврату денежных средств при отмене фотосессии накануне событий. Ведь нельзя исключить риск, что модель перед съёмкой заболеет или окажется в контакте с теми, у кого подтвердился COVID-19. Тогда съёмку потребуется перенести. Также некоторые заказчики просят фотографов и визажистов обязательно носить маску — но сейчас это разумно практически для любой работы.
В целом бренды продолжают выпускать новые продукты и коллекции, артисты и блогеры — публиковать контент, журналы тоже выходят регулярно — а потому без работы в 2021 году хороший фотограф не останется.
Соня Петрова: «Что касается трендов в коммерческой фотографии. Во-первых, последние пару лет в индивидуальной съёмке или при съёмке контента для социальных сетей особенно актуальна натуральность. Фотографы постепенно отказываются от заметного использования фотошопа. Хотя для стандартных рекламных форматов (каталогов, лукбуков) глянцевая «причёсанная» картинка по-прежнему в почёте.
Также есть тренд на минимализм и естественность — клиенты хотят, чтобы итоговые снимки выглядели более живыми, «лайфстайловыми». Часто даже дорогие бренды заказывают съёмку на смартфон, чтобы фотографии были больше похожи на блогерский, а не на классический журнальный контент.
Наконец, есть тренд на съёмку коротких видео (по 10–30 секунд) в процессе фотосессии — так что начинающим фотографам полезно овладеть и этим навыком».
Кто может стать клиентами фотографа и есть ли шанс устроиться на постоянную работу в штат?
Штатные фотографы есть у крупных брендов и шоурумов, таких как Lamoda и Wildberries. Они регулярно проводят съёмки для каталогов, работа поставлена на поток. Но большая часть фотографов работает на фрилансе — и скорее не потому, что им так хочется, а из-за специфики рынка.
Частным заказчикам съёмка обычно нужна разово и по конкретному поводу: свадьба, новогоднее торжество, love story, фотосессия для будущей мамы, индивидуальный портрет «на аватарку». Дизайнеры из небольших проектов заказывают съёмку два-три раза в год, к выходу новой коллекции. Крупные бренды обращаются к фотографам чаще — и зачастую готовы к экспериментам. Им хочется новых взглядов и трактовок, поэтому они предпочитают сотрудничать с разными фотографами.
Журналы постепенно переходят на работу в веб-формате — а значит, они чаще пользуются стоковым контентом или платят критически низкие гонорары. Сотрудничество с журналами даёт ценный опыт, но сейчас вряд ли может стать основным источником заработка.
Поэтому оптимальный вариант для фотографа — это постепенно наращивать клиентскую базу: установить контакты с десятком брендов и частных заказчиков, которые будут время от времени обращаться за его услугами. Благо потенциальных клиентов у фотографа много — это все, кому нужен визуальный контент:
- бренды — одежды, косметики, украшений, техники и т. д.;
- блогеры — все, кто регулярно ведёт соцсети, а не только те, для кого публикации стали основным источником заработка. Так что это и артисты, и спортсмены, и профессионалы в самых разных областях;
- индивидуальные клиенты — тоже десятки вариантов: от родителей, заказывающих съёмку крестин, до актёров, собирающих портфолио.
Как начинающему фотографу доказать свою компетентность?
Даниил Кудрявцев: «Профи и не-профи в любой сфере много. И доказать свою компетентность — всегда очень сложная задача. В творческих профессиях, к сожалению, объективных критериев мало — либо нравится, либо нет. У любого творчества и видения найдутся почитатели и недруги. Поэтому, если что-то не получается, то стоит просто больше работать. Лучше — в разы больше.
Профессиональный фотограф для меня — это тот, кто не уродует человека на фото: не стирает мимику и черты лица ретушью, светом преображает, а не старит. А одежду снимает так, что я уже бегу заказывать её онлайн».
Соня Петрова: «В работе фотографа важна совокупность профессионализма и личностных качеств. Иногда решающим фактором оказываются именно вторые, поэтому не стоит агрессивно «набивать себе цену». Лучше помимо работ публиковать и отзывы реальных клиентов, где они говорят не только о результате съёмки, но и о том, насколько с вами комфортно иметь дело.
Современному фотографу важно быть коммуникабельным, пунктуальным, искренним и честным. Если вам ставят задачу, с которой вы ещё не сталкивались, — стоит об этом предупредить и дать клиенту выбор: работать с вами или обратиться к другому фотографу, который сможет гарантировать результат».
Что должен уметь профессиональный коммерческий фотограф?
Важно уметь работать со светом — естественным, постоянным, импульсным. Также профессионал свободно владеет фоторедакторами — Adobe Photoshop, Lightroom, Capture One…
Профессиональный коммерческий фотограф должен быть хорошим психологом, уметь слушать и тонко чувствовать людей, договариваться, работать в команде. А ещё — быстро и точно выполнять задачи по техническому заданию, грамотно ставить условия, но при этом быть гибким в общении.
Для профессионального роста важно постоянно развиваться и расширять навыки, не бояться экспериментировать — тренды постоянно меняются, нужно идти в ногу со временем. Личные качества, которые помогут в профессии: ответственность, пунктуальность, стрессоустойчивость, коммуникабельность, эмпатичность, общительность, уверенность в себе, умение слушать. А ещё скромность — в противовес излишнему хвастовству и пафосу, который порой показывают фотографы.
Чем представления о работе фотографа отличаются от реальности?
Соня Петрова: «Многие, приходя в коммерческую фотографию, думают, что вся их дальнейшая жизнь будет похожа на красочный бэкстэйдж со съёмки для журнала Vogue. Но фотографов много, а Vogue один — и даже он проводит съёмки не каждый день. Поэтому стоит понимать, что многие проекты, в которых вы будете участвовать, будут не в бюджете Vogue — с менее профессиональными визажистами, моделями, в студиях с не лучшим оборудованием. И в таких условиях всё равно нужно стремиться к максимально качественному результату.
Также не все осознают, что доход фотографов не очень стабильный и напрямую зависит от личной активности и инициативы.
Наконец, каждый фотограф рано или поздно столкнётся с проблемами в коммуникации — в том числе в вопросах оплаты. У каждого бывали клиенты, которые пытались обесценивать его труд, торговаться, называть его цены завышенными. А то и вовсе не выплачивали гонорар и ставили «в игнор». В таких ситуациях важно сохранять спокойствие и уметь извлекать для себя уроки на будущее».
Даниил Кудрявцев: «Я бы выделил такой топ-3 заблуждений:
- „Неважно, на что ты снимаешь, — важно как“. Если бы это было так, то все бы работали с мобильными камерами стареньких смартфонов и не носили бы с собой огромные «тушки» стоимостью в сотни тысяч рублей.
- „Клиент всегда прав“. Не всегда. Конечно, мы работаем в первую очередь для клиентов — но это не значит, что нужно всегда и во всём подчиняться и соглашаться. Так фотограф рискует совсем потерять самоуважение. Бывают расхождения с точки зрения вкуса — но всё же профессионал, который вложил время и силы в обучение, здесь вы.
- „Фотограф должен только снимать“. Опять-таки, тогда его можно было бы заменить на штатив с автозадержкой. Фотограф — ещё и организатор, психолог, художник…»
Сколько начинающий фотограф получает за одну съёмку и как растёт эта сумма
Начинающие фотографы обычно берут около 2 000–3 000 рублей за час или фиксированную сумму в 6 000 рублей за съёмку. В дальнейшем, если спрос на ваши услуги планомерно растёт, можно поднимать стоимость с шагом в 500–1 000 рублей.
При этом стоит понимать, что помимо двух часов непосредственно съёмки фотограф также потратит 1–2 часа на её продюсирование (подбор референсов, выбор и аренду студии, поиск команды) и ещё 1–3 часа на ретушь. Это не считая проектов, требующих особенно кропотливой работы, вроде бьюти-каталогов, которые необходимо ретушировать по 6–8 часов. И важно эти дополнительные рабочие часы сразу закладывать в стоимость.
Даниил Кудрявцев: «Вот пример того, как обычно у меня проходит портретная съёмка. 2–3 часа я трачу на общение с клиентом до съёмки — слушаю, стараюсь понять максимально точно, какого результата он хочет, мы выбираем вещи для съёмки из его гардероба, обсуждаем реквизит и команду, ну и оговариваем гонорар. Иногда я дополнительно договариваюсь с дизайнерами или беру напрокат вещи в магазинах — это ещё пара часов работы.
Ещё около двух часов занимает дорога и подготовка к съёмке (сбор техники, работа по студии). Затем сама съёмка, отбор и ретушь снимков — это может занять до нескольких суток. В общем, «двухчасовая съёмка» — это совсем не два часа работы. Именно поэтому я считаю, что хорошая фотосессия просто не может стоить дёшево».
В целом стоимость услуг фотографа растёт вместе со спросом конкретно на него. Если фотограф понимает, что число поступающих ему интересных предложений заметно превышает его возможности и он не справляется с потоком заказов, то есть смысл поднять цену и брать меньше заказов. При этом динамика роста строго индивидуальна — кто-то может за год поднять цену в два раза, а для кого-то рост на 10% будет более чем достаточным.
Даниил Кудрявцев: «Всё, что связано с фотографией, в России пока новинка. Ещё 10 лет назад фотографов в нашей стране можно было пересчитать по пальцам — а сейчас у многих домашняя техника лучше, чем у профи того времени.
Разброс в ценах появляется из-за того, что клиенты не знают, что и сколько стоит. Я и сам иногда затрудняюсь, какую цену назвать, потому что тарифицировать продукт мышления и творчества в принципе очень сложно. Хотя можно точно высчитать минимальную сумму, в которую надо включить расходы на еду, транспорт, амортизацию техники — а дальше к этому добавить объём работы и её сложность. Понятно, что один час снимать в комфортной студии и 10 часов пахать на съёмке каталога или свадьбе — это совсем не одинаковая работа, и она должна оплачиваться по-разному. А вот сколько должен стоить час работы в конкретных условиях — каждый решает сам для себя».
Как ещё может зарабатывать фотограф?
Первый вариант — работать контент-мейкером, то есть регулярно снимать и публиковать контент для брендов или блогеров, получая ежемесячную зарплату. При этом зачастую бренды просят снимать не на зеркальную камеру, а на флагманские модели смартфонов.
Вторая опция — ретушировать снимки. Чаще всего ретушёр — это отдельная профессия, и в команде коммерческого фотографа есть такой специалист. Но в начале карьеры можно подрабатывать ретушёром у опытных фотографов, заодно изучая их работы и набираясь знаний.
Третий вариант — работа с фотостоками. Это очень узкий жанр, в который многие уходят с головой, снимая только контент в определённом стиле.
Даниил Кудрявцев: «У фотографов часто есть сторонний заработок. Кто-то работает по будням в офисах, а на выходные берёт заказы и творит. Многие фотографы снимают видео, кто-то занимается контент-менеджментом или работает с модельным агентством. Я сам занимаюсь стилем и обучением — это связанные с фотографией дела, которые очень помогают мне работать.
Вообще один из больших плюсов нашей профессии — то, что у фотографа всегда есть альтернативы, и работа может приходить с совершенно разных сторон. Важно только не увлекаться и не брать больше, чем можешь, — от этого страдают и здоровье, и психика, и сроки, и качество результата».
Наконец, ещё одна карьерная возможность — работа в качестве съёмочного продюсера. В обязанности такого специалиста входит планирование съёмок под запрос клиента: организация модельного кастинга, подбор студии и реквизита, команды, составление сметы, тайминга, управление съёмочным процессом, решение нештатных ситуаций. Это очень востребованная профессия — в таких специалистах нуждаются многие бренды.
Правда, чтобы стать успешным съёмочным продюсером, нужно иметь базу контактов и большой опыт — но их можно нарастить, работая фотографом.
Даниил Кудрявцев: «В России фотограф обычно, сам того не осознавая, в 80–90% случаев ещё и продюсирует съёмки. Составление мудбордов, поиск команды, кастинг моделей, организация трансфера, отбор и обработка фото — на Западе это обычно работа нескольких специалистов, в первую очередь продюсеров и арт-директоров. Но поскольку индустрии фотографии и моды в России, можно сказать, только зарождаются, сейчас эти обязанности лежат на самих фотографах.
Я считаю, что продюсер — очень хорошая профессия, которая отлично прокачивает организационные и коммуникативные навыки. С такой базой можно идти на ТВ или в рекламу — там всегда нужны ответственные люди, которые умеют быстро реагировать на проблемы и оперативно их решать».
Как создавался курс по коммерческой фотографии и почему у него два основных педагога?
Коммерциализация фотографии — это сложная и обширная тема, достойная освещения в отдельном курсе. Но обычно ей уделяется буквально 1–2 занятия в фотошколах. При этом профессиональный путь успешных фотографов может сильно отличаться — поэтому выпускникам будет полезно учиться на примере сразу нескольких профессионалов. Кроме того, творческие работы студентов получат разностороннюю оценку — «второе мнение» важно, ведь всегда есть доля субъективности, какие бы профессионалы ни рассматривали ваши работы. Так что для разработки курса мы пригласили сразу двоих профессиональных фотографов высокого уровня.
Даниил Кудрявцев располагает огромным опытом в продюсировании съёмок (от подбора команды до распределения бюджетов), знаниями по истории моды и фотографии, а ещё разбирается в правовых аспектах работы фотографа. Также он представит авторский модуль по fashion- и beauty- фотографии и расскажет, как продвигать свои съёмки в локальный и международный глянец.
Соня Петрова расскажет о психологических нюансах работы на съёмках и с заказчиками, проведёт авторский модуль «Пирамида коммерческого роста». По его итогам студенты смогут определить, какие навыки им стоит развить: от личного позиционирования и ведения социальных сетей до технических скилов.
Как будет проходить обучение на курсе «Коммерческий фотограф»?
Занятия два раза в неделю в формате zoom-вебинаров — исключением будут только уже записанные лекции от партнёров курса, компании Canon, крупнейшего мирового производителя фототехники.
Также студенты будут получать домашние задания — результатом которого должен стать отснятый материал. Студент будет получать от педагогов курса подробную обратную связь.
Особенность курса — максимум индивидуального подхода, ведь одна из основных задач факультета — раскрыть творческий потенциал каждого и «упаковать» его в максимально подходящий ему коммерческий формат.
Даниил Кудрявцев: «Я считаю, что фотографам лучше иметь чёткую основную специализацию. Мультижанровый фотограф — как терапевт в поликлинике: может, конечно, и сердце послушать, и зрение проверить, но по серьёзным поводам вы всё же отправитесь к офтальмологу или кардиологу.
Каждый жанр фотографии требует углублённого изучения. При этом прокачка в fashion-съёмке мало поможет в развитии свадебному фотографу — ведь у этих направлений совсем разная эстетика. Бесспорно, «полиглоты» в фотографии тоже существуют — но настоящих талантов среди них мало. На мой взгляд, лучше сначала научиться «бегло говорить» хотя бы в одном стиле, прежде чем погружаться в другие».
Помимо стандартных zoom-семинаров, будут проводиться live-воркшопы. Это вебинары особенного формата: к каждому такому занятию студенты должны будут подготовить большую работу, которую группа будет разбирать с преподавателем онлайн. Так будем закреплять знания, полученные в пройденных модулях.
Каков порог входа на курс? Какие навыки и техника необходимы?
Для поступления нужно иметь только камеру, с который вы привыкли работать, и любой удобный вам фоторедактор. Большую часть заданий можно делать в домашних условиях. Только для крупных курсовых работ (их будет 3–4 за курс) может понадобиться арендовать студию или технику — впрочем, это можно предусмотреть заранее и совместить с выполнением собственного коммерческого заказа.
Чтобы успешно учиться на факультете, не нужно быть гуру фотографии — достаточно владеть камерой на уверенном любительском уровне. Если вы умеете работать в режиме ручных настроек, пробовали снимать в студии и на улице, то этих навыков вполне хватит.
Стоит учесть, что курс заточен именно на то, чтобы рассказать о коммерческой стороне работы: какие фото продаются и привлекают клиентов, что ищут агентства на тендерах, какие навыки нужны от фотографа на съёмке для журнала или для любой рекламной кампании… Главная цель курса — дать начинающим профессиональным фотографам или любителям полное представление о том, как снимать в коммерческом направлении и как монетизировать хобби. Поэтому детально разбирать прикладные моменты вроде техник ретуши мы не будем — за этим лучше пойти на базовый курс GeekBrains по фотографии.
Но если вы уже уверенно держите камеру в руках и готовы покорять новые профессиональные вершины — заходите на страницу курса «Коммерческий фотограф», где можно узнать подробнее о программе, преподавателях, условиях обучения и оставить заявку.