«Караул, украли текст!»: как отстоять контент в интернете
Случается, что контент, на создание которого у автора ушёл не один день, появляется на сторонних ресурсах и там пользуется популярностью. В положениях Гражданского кодекса РФ написано, что авторское право защищает все типы контента. Но конкуренты продолжают воровать и без разрешения видоизменять чужие тексты, фотографии, видео, дизайн, выдавая их за свои личные наработки.
«Но как тогда вдохновляться?» — спросят многие и будут правы. Сложно представить, что копирайтер запрашивает право на использование материалов у 15 разных ресурсов, собирая фактуру для своей уникальной статьи. Но ситуация выглядит совсем иначе, если текст или другой контент копируется полностью или перерабатывается незначительно. Мы составили алгоритм борьбы с копипастерами, который может использовать каждый автор.
1. Использовать сервисы по поиску похожего контента
Google Alerts — один из самых простых инструментов, который помогает находить копии контента в интернете по ключевым фразам и темам. В поисковое окно нужно вставить часть текста, настроить параметры и создать оповещение. После этого Google будет присылать на почту уведомления о появлении подобного контента в результатах поисковой выдачи.
Сервис пригодится как копирайтерам, так и маркетологам, владельцам сайтов, PR-специалистам и редакторам — всем, кто публикует тонны статей и стремится сохранить их уникальность. Если вставить в строку поиска адрес ресурса с контентом, система выдаст список страниц с похожим текстом. Платная версия сервиса позволяет проверять до 10 000 страниц сайта за одну операцию.
Знакомый многим сервис не только выявляет в текстах плагиат, но и выдаёт список сайтов, на которых опубликован похожий контент, даже если это рерайт. Но чтобы получить доступ к неограниченной проверке, нужно пройти регистрацию. Возможно, придётся выждать несколько минут в очереди из текстов.
Один из самых лаконичных и удобных сервисов по проверке текста на уникальность. Content-Watch выдаёт внятный список сайтов с подобным контентом, а также указывает процент совпадения с исходным текстом. Без регистрации в сутки можно проверить всего 3 текста, но есть подписка — от 140 до 990 рублей в зависимости от услуги. Ещё можно заказать постоянный мониторинг опубликованного контента. Если статью опубликовали на другом ресурсе, владельцу текста сразу приходит уведомление о плагиате.
2. Связаться с владельцем сайта
Самостоятельно удалить украденный контент невозможно. Сначала стоит найти на сайте контакты владельца, связаться с ним и сообщить, что размещённый материал — чужая интеллектуальная собственность. Можно попросить удалить его полностью или поставить ссылку на первоисточник. Иногда такие обращения срабатывают. Но бывает, что на сайте просто не указаны контактные данные или владельцы не выходят на связь.
Если статья размещена на новостном ресурсе или в информационном веб-издании, можно обратиться к редакции сайта: направить письмо, в котором указано, кто именно является создателем и владельцем контента. Крупные порталы дорожат репутацией, поэтому чаще всего принимают меры — и по отношению к украденному материалу, и к тому, кто его опубликовал.
3. Обратиться к хостингу
Если предыдущий шаг оказался неэффективным, пробуем обратиться в службу хостинга, на котором размещён сайт с плагиатом. Найти контакты можно через любой онлайн-сервис для определения хостинга, например reg.ru. В строку поиска вводим домен сайта, и появляется название сервиса. Обычно служба поддержки реагирует быстро. Иногда по жалобам на плагиат могут удалить сайт полностью.
4. Оставить жалобу DMCA
Если все эти методы не помогают, остаётся ещё один вариант — удаление украденных материалов из индекса Google. Руководство корпорации соблюдает закон об авторском праве в диджитал-пространстве, поэтому в случае воровства любого типа контента можно отправить жалобу DMCA (Digital Millennium Copyright Act). Рассмотрение заявки занимает около 14 дней, и затем на электронную почту заявителя приходит письмо о решении. Если команда Google подтверждает факт плагиата, то в течение 24 часов страницы с копиями контента удаляются из индекса поисковой системы. Это касается не только текстов, но и визуальных материалов, в том числе фотографий и видеороликов.
Есть два способа подать жалобу DMCA:
-
Перейти на страницу Removing Content From Google и выбрать площадку Google, с которой нужно удалить контент. Затем в форме заявления указать точные страницы сайтов.
-
Если нужно удалить некоторые результаты именно из веб-поиска, можно сразу перейти в форму заявления о нарушении авторских прав и заполнить её. При этом Google не удаляет страницы сайтов, а только исключает их из поиска. Пользователь сможет зайти на них по прямым ссылкам или с главной страницы сайта. А владелец ресурса, нарушающего авторское право, получит уведомление от Google.
5. Обратиться в суд
Это самый сложный путь, поэтому его стоит применять лишь в том случае, когда контент по-настоящему инновационный и у него есть большой коммерческий потенциал. Перед таким шагом нужно заранее рассчитать, каких ресурсов и трат потребует судебный процесс и какой будет выгода, если суд примет решение в вашу пользу.
Если потенциальная выгода не стоит возможных жертв, а жалоба DMCA или обращение в поддержку хостинга не принесли результата — возможно, проще закрыть глаза на плагиат и заняться чем-то более продуктивным.
6. Совершенствовать уже опубликованный контент
Если один и тот же контент копируют и выдают за свой слишком часто, то проще всего периодически обновлять исходный текст. Например, добавлять более актуальные данные или просто частично рерайтить. Это поможет сделать материал более привлекательным для поисковых систем и заинтересовать читателей — они оценят вовлечённость автора в тему.
К сожалению, даже комплексная схема борьбы не всегда успешна. Закон в области авторских прав не успевает за развитием современных технологий и действует малоэффективно, а реально работающих правовых инструментов почти нет. Можно утешить себя мыслью, что конкуренты не станут копировать плохой контент. Значит, вы движетесь в правильном направлении, а плагиат — это похвала вашему таланту и трудолюбию.