Как выбрать шрифт для проекта: антиква
Почему важно понимать, как тот или иной шрифт соотносится с эпохой? Шрифт, как и дизайн, очень тесно связан с культурными событиями и историей. Постоянно создаётся немыслимое количество самых разнообразных, диких, классных, странных, консервативных шрифтов, которые так или иначе отвечают трендам. Такое многообразие сначала пугает — ведь когда нужно выбрать шрифт (или шрифтовую пару) для проекта, многие не понимают, как это сделать.
На самом деле всё не так сложно. Нужно помнить, что у всех шрифтов, которые создаются сейчас, есть прототип. Да, начертаний и шрифтов очень много, но если правильно классифицировать их и знать историю возникновения, поле выбора значительно сужается.
Итак, чтобы правильно выбрать шрифт, нужно учитывать культурный контекст проекта и знать этапы развития шрифта. Существует два больших семейства, на основе которых создаётся новый шрифт — антиква и гротеск. Есть и иные классы шрифтов, которые имеют признаки антиквы и гротеска, но не являются ими. О них поговорим в конце статьи. А сейчас, чтобы не запутаться, разберём основу основ — антикву.
Антиква. Старый стиль, переходный и антиква нового стиля
1445 год. На смену рукописным книгам и несовершенным оттискам, производить которые было сложно и дорого, приходит книгопечатание. Прорыв совершил Иоганн Гутенберг: он предложил использовать литеры (металлические буквы) и сразу отпечатывать по целой странице текста. Скорость печати возросла до 100 экземпляров оттисков одной страницы за час, а Гутенберг вошёл в историю как человек, придумавший книгопечатание.
Немаловажную роль в печати играла не только скорость набора, но и удобочитаемость и гармоничность шрифта.
Библия Иоанна Гутенберга. Набрана шрифтом-текстурой, но расширенной и доработанной. Первая половина 1450-х гг.
Разворот книги, который набрал Николя́ Жансо́н (1420–1480 гг.), французский пуансонист, гравёр, печатник и типограф. Работал в основном в Венеции
С зарождением книгопечатания появилась антиква старого стиля, её ещё называют гуманистическим минускулом. Очень много элементов взято из рукописного набора, но, несмотря на это, шрифт выглядит более собрано и функционально. Если рассмотреть наиболее характерные черты антиквы старого стиля, можно вывести некоторые закономерности, которые впоследствии будут изменяться, но основа останется прежней.
Возьмём для примера шрифт Adobe Garamond. Внимательно смотрим на засечки: они более «рукописные» и немного выгнуты наружу (это обусловлено спецификой пера). Они выполняют не только декоративную функцию, но и визуально отделяют один знак от другого. Старинной антикве свойственны мягкие, округлые засечки.
Особое внимание стоит обратить на ось у овальных букв (она сильно смещена вправо) и скругление засечек в местах примыкания. Это верный признак антиквы старого стиля.
Шрифт Adobe Garamond. Сам набор выглядит очень живым и не слишком контрастным, без лишних отвлекающих элементов
Шрифт Sabon, автор — Ян Чихольд
Знаменитые типографы того времени: Клод Гарамон, Альд Ману́ций, Джамбаттиста Палатино, Франческо Гриффо.
Типографы, которые сделали современный аналог шрифта: Герман Цапф, Стэнли Морисон, Уильям Кэзлон, Ян Чихольд.
Переходный стиль и эпоха барокко
После антиквы старого стиля появилась антиква переходного стиля. Она развивалась в XVII веке, в эпоху барокко. Если старым стилем в основном набирали религиозную литературу, то переходная антиква отвечала потребностям общества эпохи барокко.
Шрифт основан не на рукописном рисунке, а на геометрии в сочетании с природными мотивами. Появился сильный контраст и сам набор стал более изящным. Традиционно считается, что новый рисунок шрифта впервые создавался для короля Франции Людовика XIV.
Засечки в переходной антикве становятся прямыми и без дополнительных прогибов, каплевидный элемент более выражен, ось у овальных букв стала почти вертикальной, а форма знаков — полузакрытой.
Шрифт Baskerville
Шрифт Times New Roman
Если внимательно присмотреться, становится понятно, насколько разные начертания объединились в одной группе
Знаменитые типографы того времени: Уильям Кэзлон, Джон Ба́скервилл, Пьер-Симо́н Фурнье́.
Типографы, которые сделали современный аналог шрифта: Мэтью Картер, Чонси Х. Гриффит, Стэнли Морисон.
Антиква нового стиля. Эпоха классицизма
Антиква достигает расцвета. На смену барокко с его декоративными элементами приходит классицизм, где ясная структура вместе с функциональностью становится во главе угла. Теперь всё в единой системе. Звонкий, чёткий контраст. Связь с рукописной техникой пера совсем не ощущается — этот шрифт уже полностью отрисован.
Главные изменения в начертании: каплевидные элементы становятся более округлыми и выраженными, исчезает перемычка возле засечки. Сами засечки становятся очень длинными и тонкими. Ось выравнивается и становится симметричной.
Шрифт Bodoni
Знаменитые типографы того времени: Джамбаттиста Бодони, Фирме́н Дидо́ , Иоганн Юлиус Вальбаум.
Типографы, которые сделали современный аналог шрифта: Моррис Фуллер Бентон, Линн Бойд Бентон, Теодор Лоу де Винн.
Ленточная антиква
Отдельный вид, который сложно отнести к классу антиквы или гротеска. Скорее, этот класс шрифтов — современная модификация антиквы. Сохранён контраст между вертикалью и горизонталью, сам набор выглядит тонко и изящно, но нет засечек — основного, что отличает антикву от гротеска.
Шрифт Optima, создатель — Герман Цапф
Шрифт Meridian, создатель — Имре Рейнер
Напоследок — фото каллиграфа за работой. Это художник Ллойд Рейнольдс (1902–1978) в 1961 году