Как работает дизайн-студия, которую создал фотограф

В 2 выпуске нового сезона подкаста GeekBrains «Выхожу с понедельника» — основатель дизайн-студии Сергей Чирков
9 минут8993

Сергей Чирков — пример специалиста, который уже 4 года умело совмещает руководство собственной дизайн-студией CHYRKOV studio и должность креативного директора в туроператоре «Интурист». Об этом говорят и рейтинги: в 2018 студия Сергея заняла первое место в рейтинге Рунета по работе в туризме. Однако прежде чем стать востребованным дизайнером, он был коммерческим фотографом.

Поэтому Сергей знает мельчайшие особенности работы дизайнера и делится ими в новом выпуске подкаста. А для вашего удобства мы собрали некоторые мысли из подкаста в один материал.

Послушать выпуск вы можете на разных платформах:

Как ты пришёл в дизайн? 

Я посвятил около 13 лет активной работе фотографом. Снимал моду, рекламу, делал коммерческие заказы и не специализировался на свадьбах, корпоративах, детских утренниках. Я этого максимально избегал, хотя предлагали большие деньги. Всё шло очень хорошо. Я работал с разными, в основном западными, журналами, публиковался в итальянском Vogue. Но потом пришёл кризис, заказов стало меньше, и я задумался над тем, чтобы начать создавать что-то, что будет взаимодействовать с людьми. В итоге решил, что буду заниматься брендингом и сайтами, хотя ещё толком не понимал, что такое интерфейс. Ведь интерфейс — это как раз взаимодействие. Я начал этим заниматься в 2010 году, стал предлагать бывшим клиентам ещё и услуги дизайна. За год набрался опыта, потом самостоятельно за месяц прокачал знания в Illustrator и InDesign — Photoshop я, в принципе, знал хорошо, и в 2012 году подключил двух дизайнеров и открыл студию. Вначале мы делали только графический дизайн, потом стали заниматься и веб-дизайном. Так что, по сути, я сразу попал в арт-директора. Можно сказать, у меня был экспресс-путь в дизайн.

Мне по-прежнему безумно нравится фотография: вся её эстетика, сам процесс фотографирования, когда ты берёшь в руки фотоаппарат, нажимаешь на кнопку, слышишь звук затвора. Я, когда начинал, ещё снимал на плёнку, учился ручной печати и проявке в школе.

Насколько сложен путь в дизайн для человека, который был связан с менее творческими специальностями (финансами, бухучётом и т.д.)?

Я думаю, это несложно. В самом начале работы нашей студии у нас был разработчик, который после окончания юридической академии недолго проработал по специальности, а потом пошёл к нам. Мы его взяли практически с нулём навыков на позицию «джуна» (junior-разработчика). Он работал с нами несколько лет, пока его не «перекупила» американская компания с зарплатой в пять раз выше. Сейчас он уже тимлид с очень хорошей зарплатой. А главный дизайнер студии был по образованию фармацевтом.

Судя по курсу, который я веду, как раз очень много людей приходит в дизайн именно из сфер, далёких от креатива. Видимо, у них есть потребность развиваться и что-то создавать.

Я считаю, что нужно заниматься тем, чем хочется. Мои коллеги могут не согласиться, что дизайн — это творческая профессия, но я думаю, что именно так. А ещё дизайном нужно гореть. Если в тебе этого нет, если ты идёшь работать только ради денег, ты не сможешь развиваться в этой сфере. Ради денег лучше идти в финансы,  а в дизайне ты в каждый проект вкладываешь частичку себя. У нас и слоган компании: «Создаём проекты с душой».

Многие начинающие дизайнеры думают, что они всегда будут заниматься чем-то очень красивым и творческим. Но только от первых двух проектов ты получишь такой кайф. 

Конечно, дизайн — это не всегда про чистое творчество. Это, в том числе, ремесло, потому что нужно знать типографику, вёрстку, работать с миллионом правок. Это работа, которая может быть и дольше семи часов в сутки, и ночью, потому что пришла в голову идея и хочется срочно её реализовать. К сожалению, не всё можно выставить в портфолио, потому что будут приходить и менее творческие задачи. Например, мы уже два года работаем над порталом для инженеров. С его помощью они обслуживают крупногабаритную технику. В нём речь уже идёт скорее про UX-дизайн. Он не про красоту, а про рациональность. Он хорош для прокачки логики, как всё между собой должно взаимодействовать. Но если мы говорим об айдентике, рекламе, то эти проекты, конечно, более красивые. В них можно разгуляться.

Но напомню, что здесь нужно получать удовольствие от того, что ты делаешь и стараться совершенствоваться. В каждом проекте нужно пробовать что-то новое для себя, и тогда ты будешь расти. К сожалению, не все это делают и «застревают» на каком-то этапе, дальше не двигаются. 

Что лучше для начинающего дизайнера: сразу идти работать на фрилансе или в компанию?

Лучше всего, если есть возможность, устроиться в студию. Здесь больше разноплановых задач, чем в продуктовой компании. Если пока не можешь устроиться, выйти на биржу фриланса и набивать там руку параллельно с поиском работы или стажировки.

Я уверен, что в этой профессии фриланс будет всегда. Недавно общался с коллегами из Лондона, и там арт-директора, которым за 35 лет — директор моложе там нонсенс, берут «халтуру». Делают они так для того, чтобы размять руку, изучить новые приёмы, себя прокачать, и это им помогает оставаться в теме, что происходит в дизайне. Когда, например, произошёл переход от Photoshop к Sketch, мир будто перевернулся, а уж когда пришла Figma… Ребята, которые сейчас приходят в дизайн, не понимают этого кайфа. Они не представляют, как раньше мы верстали 100 страниц сайта в Photoshop и не использовали библиотеки, символьные компоненты и т.д. А сейчас полгода — и ты уже можешь брать заказы, проекты. 

Как строится работа дизайн-студии?

У нас небольшая команда. За 8 лет наш штат не превысил 10 постоянных сотрудников. Мы «бутиковая» история. В команде есть менеджер проектов, графические дизайнеры, UX/UI-дизайнеры, есть иллюстратор, разработчик и я, арт-директор. В таком ключе мы и работаем. Зато у нас есть подрядчики, в основном программисты, их достаточно много — 50—60 человек. Они помогают нам реализовывать сложные веб-проекты.

Когда приходит лид, мы его обрабатываем, выясняем его боли, задачи проекта и проводим встречи. Сейчас они чаще всего онлайн, но и раньше мы редко приглашали клиентов к нам — сами ездили в офис. После оформляем договор, берём предоплату, и всё, запускаем в работу. Предварительные работы всегда занимают половину времени от всего проекта.

Для меня очень болезненный вопрос делегирования. Я противный, я никому в команде не могу делегировать фотографии. Помимо того, что я получаю от этого удовольствие, я не вижу, кто может сделать их лучше меня. Возможно, такие люди есть, но пока всё остаётся так. Я понимаю, что в студии есть сотрудники, которые лучше меня сделают анимацию, айдентику или тот же UI — это только плюс. Мы студией создаём крутые проекты, зачем мне всё подбирать под себя и не есть-не спать? Но фото не отдам!

В «Интуристе», где я креативный директор, большой пул задач. Там я полностью отвечаю за брендинг компании, за все визуальные коммуникации, веб и диджитал-продукты, контролирую разработку и занимаюсь франчайзингом. Вопросы брендирования офисов и рекламных кампаний, в том числе их адаптация  — всё это тоже проходит через меня. Например, пару лет назад «Интурист» принадлежал британцам, поэтому все приходящие от них рекламные кампании нужно было адаптировать под российский рынок. Сейчас наш основной акционер — Турция, поэтому мне приходится ещё контактировать с турецким офисом.

На каком этапе работы над проектом в студии включается дизайнер?

В связи с тем, что студия небольшая, в ней люди выполняют чуть больше, чем входит в классические обязанности дизайнера. Поэтому когда мы прорабатываем проект, мы подключаем дизайнера уже на ранних этапах — во время обсуждения структуры и поиска референсов. Неважно, будет это айдентика или сайт. Мы клиенту должны показать, как проект будет выглядеть в момент реализации, чтобы он посмотрел и сказал: «Да, вот в этом стиле мне подходит». Здесь уже важно обсудить дизайн, например, сайта, потому что можно сделать какой-то простой дизайн за час, а можно потратить несколько дней, особенно если это портал или работа с анимацией. Соответственно, всё это нужно согласовать с клиентом, а ещё понять, справится дизайнер в одиночку или нужно два-три человека.

Были ли случаи, когда вы «забрифовали» клиента, а результат всё равно не устроил?

Прямо таких кейсов не было, но были случаи, когда мы недооценивали «масштаб трагедии» и приходилось работать больше, чем мы рассчитывали. Например, мы закладывали в стоимость проекта 100 часов, а потратили 150. Но так как был фикс по цене и подписанный договор на эту сумму, приходилось за свой счёт реализовывать эти 50 часов.

Как часто бывает, что у дизайнера, несмотря на все попытки, ничего с проектом не получается?

Прямо такого кейса у нас не было, потому что мы всегда за разноплановые проекты. Поэтому, например, девушка, которая у нас «пилит» тот самый портал для инженеров, параллельно занималась и другими проектами, более эффектными. Получается, когда меняется эта сфера деятельности, форма труда, повышается продуктивность. Говорят же, что если долго сидишь за компом, нужно встать и побегать, попрыгать, и появляются идеи. Когда рисуешь, всегда советуют периодически отходить от полотна, чтобы взглянуть на картину целиком. То же самое здесь: если ты делаешь проект монотонно, переключись на другой, поделай лендинг или логотип. А когда ты вернешься через пару часов к тому «скучному» проекту, он покажется совершенно другим. Если позволяют сроки, можно вообще отключиться на день-два.

С кем работать интереснее: с зарубежными или российскими клиентами?

Интересно работать со всеми, у кого есть хорошие проекты с точки зрения реализации и кто хорошо платит. Поэтому не имеет значения, откуда заказчик. У нас сейчас есть несколько заказчиков из США, один из Европы, ещё два — из России и Украины.

А вот во второй компании есть интересный опыт работы как раз с британцами, потому что у них совершенно другое отношение к продукту. У них процессы замедлены, очень много согласований. То, о чём мы договариваемся с клиентом из СНГ за полчаса, занимает даже не дни, а недели. Это отражается на сроках. Такая же история с американцами. По одному проекту мы общались каждый день в течение месяца. В основном это была переписка, потом было несколько созвонов в Zoom, и только после они приняли решение. Они три недели только наш договор читали, хотя он был очень простой.

В России таким «грешат» крупные клиенты, малый и средний бизнес, как правило, сразу понимает, чего хочет. У них встаёт только вопрос бюджета. 

Как выстроить коммуникацию «заказчик-исполнитель», чтобы оправдать ожидания с обеих сторон?

На самом деле, всё очевидно, но почему-то в самом начале мы этого не понимали. Я это связываю с тем, что не было людей рядом, которые могли бы этому обучить, в том числе меня.

Сейчас мы максимально дробим проект на этапы, и клиент оплачивает их отдельно. Каждый из этапов мы оцениваем, согласовываем и закрываем актом. Предоплату мы используем как депозит. Мы так делаем для того, чтобы после проектировки интерфейса на 10 страниц и дальнейшей работы над дизайном заказчик не сказал, что ему нужно было описание на 50 страниц или вообще интернет-магазин вместо лендинга. Если желание переделки всё-таки возникнет, мы можем всегда вернуться к подписанному акту и внести правки уже по допсоглашению как новую работу.

Я надеюсь, что когда мы станем большой студией, правок из серии «хочу такой шрифт», станет меньше. Однако мне кажется, что такое происходит везде и они будут всегда, просто разного масштаба. Когда я фотографировал, там правок не было. Ты сделал съёмку и либо справился, либо нет. Если нет, то поправить сам продукт нельзя, разве что на уровне ретуши. В таком случае нужно переснимать. Но за успешный день работы ты получал деньги как за целый сайт.

По дизайну правок действительно гораздо больше, потому что клиенты хотят принять участие в процессе. Они хотят показать, что раз они заказывают музыку, значит, они что-то знают. В таких случаях мы делаем два варианта дизайна: тот, на котором настаивает заказчик, и тот, на котором настаиваем мы. Зачастую клиент видит, каким может быть результат, и даже если не признаёт, что наш вариант лучше, может согласиться с ним поработать.

Здесь как раз очень важно показать клиенту референсы, как может выглядеть результат, и приложить их к допсоглашению, чтобы они стали частью договора. Тогда не придётся менять шрифт Grotesque на Times New Roman.

К тому же в договоре мы закладываем две итерации правок. Если клиент не укладывает пожелания в две итерации, мы их делаем только за допоплату.

У нас бывало такое, что несмотря на наши старания, клиент выбирал свой вариант. Тогда мы наш вариант выставляли к себе в портфолио как образец работы. 

А как часто вы берёте работы для клиентов в портфолио?

Мы выставляем не все проекты, поскольку считаем, что показывать всё подряд не нужно. Например, какие-то мелкие вещи: графический дизайн для SMM-отделов компаний, каталоги продукции, буклеты компании и т.д.

Портфолио — это то, что продаёт в первую очередь, поэтому его нужно постоянно пополнять. Единственное, что огорчает — на него, как правило, не хватает времени. Бывает, что мы выставляем на сайт проект полугодичной давности, ведь хочется сделать всё красиво: в мокапах, в мини-презентации, с анимацией… Мне кажется, нужно нанимать отдельных людей, чтобы они оформляли кейсы на Behance и Dribbble.

Полная версия подкаста — по ссылкам в начале статьи. 

дизайнподкаст
Нашли ошибку в тексте? Напишите нам.
Спасибо,
что читаете наш блог!