Как протестировать продукт за пять дней — методика Google

Краткий пересказ книги менеджеров Google «Спринт: как разработать и протестировать новый продукт всего за пять дней»
7 минут9727

Часто ли вы проводите командные штурмы? Как вы их оцениваете?

Однажды Джейк Кнапп, менеджер Google, изучил результаты штурмов и индивидуальной работы — и вывел закономерность. Сотрудники, которые могли в тишине обдумать проблемы или идеи, в итоге приносили более эффективные решения. Командные мозговые штурмы в большинстве случаев не давали ничего, кроме радостного возбуждения и схем с отчётами, где не было рабочей модели.

Это же исследование показало: чем сложнее поставленная задача и чем меньше времени на решение, тем лучше результаты индивидуальной работы.

По результатам исследований и разработок вышла книга Джейка Кнаппа и его коллег — в ней рассказано, как быстро находить и проверять решения сложных задач. За основу взят классический мозговой штурм, к которому добавилась возможность сконцентрироваться на задаче, время на создание прототипа и строгие дедлайны.

По своей модели Джейк провёл более сотни спринтов, совершенствуя их с каждым разом, и вывел идеальную формулу командной работы. Сейчас спринт — это разработка Google Venture: формат, при котором в ходе решения задач создаются прототипы, а идеи проверяются на реальных клиентах. В спринтах задействованы пошаговые методики из самых разных областей: бизнес-планирования, инноватики, социологии, дизайна.

Пошаговая методика тестирования

  1. Выделить неделю, свободную от других дел.
  2. Поставить дедлайн на пятницу — в этот день рабочий прототип должен быть опробован на реальных пользователях.
  3. Понедельник отводится на обсуждение проблемы и определение этапов пользовательского пути, требующих особенного внимания.
  4. Во вторник команда переключается с формулировки проблемы на поиск решений, каждый прорабатывает свой вариант.
  5. В среду все (или только лучшие) решения презентуются команде, проводится структурированная дискуссия. По итогам дня выбирают одну или несколько финальных идей — они превращаются в гипотезы о решении. Их будем проверять на практике.
  6. Четверг отводится на программирование и сборку функционального прототипа. У него должны быть только базовые возможности, чтобы можно было проверить основную ценность продукта. Конечный продукт впоследствии может несколько видоизмениться, но сохранить базовый принцип.
  7. В пятницу проводятся полевые испытания.

Методика базируется на гипотезе, что воплощать идеи в жизнь сложно. Не сразу можно понять, на чём сосредоточить внимание, и неясно, как будет в итоге работать идея. И будет ли? И мы — те, кто работает со стартапами, продуктами, решениями — должны уметь справляться с этими проблемами и находить ответы, тратя на это как можно меньше инвесторских денег. 

Создание прототипа и проверка его на реальных пользователях — это возможность переместиться в будущее и оценить потенциал уже готового продукта. 

В каких случаях спринт будет работать эффективно

Спринт помогает своевременно проверить идею, последующая работа над которой займёт несколько месяцев или даже лет. Но это не значит, что он подходит только для долговременных проектов. 

Когда спринт может пригодиться?

  • Когда ставки высоки. Если есть проблема, которая требует много времени или средств, спринт поможет удостовериться, что все механизмы работают как надо.
  • Когда у вас мало времени. Если вам срочно нужна хорошая идея, то формат спринта позволяет быстро её найти и проработать.

Рецепт хорошего спринта 

Первым делом стоит определиться с концептом — он знакомит покупателей с вашим продуктом. Зачастую нельзя предсказать, как пользователи отреагируют на новинку. Именно качественно сделанный концепт даст вам более чёткое представление о системе или технологии, которую вы собираетесь создать. 

Вам нужен человек, у которого есть полномочия принимать решения. Это может быть менеджер продукта, директор или другой руководитель. Он должен досконально знать и понимать проблему, видеть пути её решения.

Ещё потребуется команда — но не более семи человек. Если над прототипом работает больше людей, теряется концентрация и снижается продуктивность. В эту команду должны входить ключевые специалисты, которые будут реализовывать проект: инженеры, разработчики, дизайнеры. 

Кто может войти в состав команды: 

  • куратор или распорядитель (как раз человек с полномочиями);
  • специалист по финансам или финансовый аналитик;
  • маркетолог;
  • специалист по работе с клиентами или комьюнити-менеджер;
  • специалист по технологии/логистике; 
  • дизайнер.

Если в компании есть человек, без которого в команде или процессах по разным причинам возникают проблемы, пригласите и его. 

Итак, приближаемся к спринту. 

Освободите в расписании пять полных дней. Гаджеты используйте по минимуму и найдите большую маркерную доску, на которой можно сразу визуализировать идеи и уточнять их. Глава дизайнерской компании IDEO Тим Браун в книге «Дизайн-мышление в бизнесе» писал: «Одновременная видимость всех проектных материалов помогает определять паттерны и способствует тому, что креативный синтез проходит быстрее, чем если бы результаты были разложены по пяти папкам, записным книжкам или презентациям PowerPoint».   

Понедельник

Дискуссия, организованная вами в понедельник, задаст тон всему спринту. Утром необходимо определиться с основной долгосрочной целью, а затем создать карту проблемы. После обеда — опросить экспертов, работающих в вашей компании, и выделить основную часть проблемы, которую получится решить за рабочую неделю. 

Это удобно сделать с помощью карточек с заметками: их составляют все участники спринта, выделяя важные элементы. После этого заметки собирают на доске и группируют так, чтобы можно было определить фокус. Если приоритетных точек несколько, ключевые моменты выбирают голосованием. 

Заранее составьте список вопросов, ответы на которые хотите найти в ходе спринта. Это возможность сформулировать все гипотезы и возможные последствия. Ещё на маркерной доске должна появиться карта — последовательность шагов проекта, которая позволяет увидеть узкие места, перечислить основные действующие лица, развязку и соединить все этапы стрелками.

 

Карта позволяет сузить большую проблему до конкретной задачи, над которой спринтеры и будут работать. Именно она станет той структурой, в соответствии с которой вам сначала предстоит организовать найденные командой решения, а потом и создать прототип.

Вторник

В понедельник участники спринта должны были сформулировать проблему и выбрать точку приложения усилий. Во вторник им предстоит предложить несколько решений.

В первой половине дня все идеи собираются и комбинируются. Во второй каждый член команды создаёт набросок своего решения. Должны возникнуть проекты, которые будут проверяться в пятницу. 

Примерный план второго дня:

  1. Сбор ключевой информации о проблеме (резюме первого дня).
  2. Сбор возможных решений в общих чертах.
  3. Быстрый просмотр возможных вариантов, промежуточный срез.
  4. Проработка деталей самых перспективных решений. 


 

Среда

К утру среды у нас есть набор решений. Из них необходимо выбрать один надёжный вариант. Поэтому утро отводится на критический анализ имеющихся эскизов и выбор оптимального решения. Во второй половине дня создаётся пользовательская история — пошаговый план, которому будет следовать прототип.

Чтобы этот процесс прошёл быстро и безболезненно, в Google было разработано «липкое решение» — процедура, состоящая из пяти этапов:

  1. Картинная галерея: при помощи скотча на стене развешиваются наброски решений. 
  2. Карта «горячих точек»: решения изучаются командой, и с помощью круглых стикеров отмечаются наиболее интересные элементы. 
  3. «Критика на время»: быстро обсуждаются основные элементы всех решений, центральные идеи фиксируются рядом. 
  4. «Соломенный опрос»: каждый участник спринта выбирает одно решение и голосует за него с помощью круглого стикера. 
  5. Финальное голосование — если нужно выбрать из лидирующих решений.

Четверг

В среду завершается работа над сторибордом. В четверг вам предстоит превратить свою пользовательскую историю в реалистичный прототип. Для этого у команды есть всего семь часов.

Почему на этапе тестирования не стоит задерживаться на продукте? Чем дольше вы работаете над проектом, тем больше вы в него погружаетесь — и тем менее вероятно, что вы отнесётесь к результатам тестирования серьёзно. При этом важно понимать разницу между обратной связью и реакцией потенциальных потребителей. Вам нужен прототип, способный вызывать объективный фидбэк от клиентов. С одной стороны, прототипу следует выглядеть достаточно реалистично, а с другой — создавая его, вам нужно уложиться в один день. Идеальный прототип находится в зоне «необходимо и достаточно». 

Что нужно знать, чтобы создать прототип за семь часов?

  • Выбирайте правильные инструменты. Если это сайт или веб-приложение, для него стоит использовать, например, Keynote. Если продукт бумажный, может подойти PowerPoint. Если речь об услуге, то команда может разыграть прототип по ролям.
  • Следуйте принципу «Разделяй и властвуй». У каждого члена команды должна быть своя роль: сборщик, тестировщик, интервьюер...
  • Собирайте элементы прототипа последовательно, не теряя важные шаги.
  • Протестируйте прототип внутри команды уже к концу четверга.

Пятница 

К утру пятницы нужно успеть подготовить несколько перспективных решений, отобрать лучшие и создать реалистичный прототип. В этот же день предстоит провести интервью с потенциальными потребителями, зафиксировать их реакции на прототип.

К концу дня сложится понимание, что именно осталось доделать и в каком направлении двигаться дальше. Даже негативные результаты несут важную информацию, с которой нужно продолжать работать.

Самое ценное в спринтах то, что их участники просто не могут проиграть. Если удастся протестировать прототип на потенциальных клиентах, то вы получите самый ценный приз: ответ, действительно ли вы на правильном пути. Многие компании хотят быстро запустить новый продукт и протестировать его на сотнях, тысячах и даже миллионах реальных пользователей. Полученные таким способом статистические данные очень полезны. Но в спешке легко упустить обратную связь от потенциальных клиентов на самом раннем этапе, когда ещё не поздно скорректировать курс.

Все изображения и ключевые мысли взяты из книги Джейка Кнаппа, Брейдена Ковитца и Джона Зерацки «Спринт. Как разработать и протестировать новый продукт всего за пять дней».

менеджментproductmanagement
Нашли ошибку в тексте? Напишите нам.
Спасибо,
что читаете наш блог!