Как найти работу в мобильной разработке и не бояться Scrum

Инсайты с онлайн-митапа для студентов факультета Android-разработки с экспертами из Umbrella IT
5 минут7271

Немного о митапе

Митап прошёл 30 марта и состоял из двух выступлений. Сначала специалисты из Umbrella IT рассказали студентам про методы навигации в Android-разработке (кстати, один из спикеров, Георгий Валиев, — выпускник GeekBrains). 

Затем Султан Рамазанов, руководитель департамента мобильной разработки, рассказал, как молодому специалисту успешно пройти собеседование, а затем — испытательный срок в компании. Также он поделился, как выглядит работа по Scrum внутри большинства IT-корпораций. Как раз этими инсайтами мы делимся в этой статье. 

Как успешно пройти собеседование и испытательный срок

Деление на junior-, middle- и senior-разработчиков относительно: оно скорее в глазах смотрящего, а точнее — HR-специалиста и руководителя, который ищет сотрудника в свой отдел. По приблизительным оценкам сегодня на рынке больше всего мидлов, гораздо меньше — джунов, и совсем малую часть составляют те самые великие и ужасные сеньоры (которых, по мнению многих специалистов в индустрии, попросту не существует).

Любые попытки протипировать уровни специалистов разнятся от компании к компании. Общая (повторимся, очень относительная) характеристика выглядит так:

  • джуны решают задачи своими силами, с нуля, много гуглят и делают на коленке;
  • мидлы чаще всего находят решение в своих прошлых проектах или действуют по аналогии, опираясь на собственный опыт;
  • сеньоры могут, при необходимости, написать целую библиотеку, если другого оптимального решения нет — и тем самым двигают индустрию вперёд.

Ещё одна попытка разделить специалистов с точки зрения их компетенций: имеет право на жизнь, но может отличаться от требований в разных компаниях

Бывают случаи, когда компания ищет специалиста под конкретную задачу — тогда рекрутеры смотрят исключительно на навыки соискателя. Если же наём ведётся на перспективу, то HR-специалисты оценивают базовые способности потенциального члена команды, его soft skills (коммуникабельность, инициативность и умение договариваться) и соответствие их ценностям компании. Хорошо составленное резюме всегда работает на вас — жалеть времени на его составление точно не стоит.

При найме junior-специалиста мы в Umbrella IT организуем три этапа собеседования: это помогает нам определить, насколько потенциальному сотруднику близка наша корпоративная культура, какие базовые знания у него есть и сколько времени понадобится для его дальнейшего развития.

Особенное значение при найме имеет наличие у специалиста плана действий, например, на ближайший месяц. Наличие чёткой цели и нескольких сценариев для её достижения всегда подкупает работодателя и характеризует соискателя с положительной стороны — особенно в IT, где всё постоянно меняется. Поэтому мы в Umbrella IT 70% знаний всегда инициируем самостоятельно, 20% нам обычно дают внутренние мероприятия (митапы, сессии с ментором и т. д.), а оставшиеся 10% — это внешние мероприятия, вроде конференций и круглых столов. 

Советы для соискателей:

  1. Прочитайте миссию компании и изучите её ценности — это поможет вам делать правильные акценты во время собеседования и ещё на берегу понять, насколько вам подходит выбранный стартап / корпорация.
  2. Составьте личный план развития на ближайший месяц — и не бойтесь делиться им с потенциальным работодателем.
  3. Спросите у потенциального руководителя / HR-специалиста, как он видит рост специалистов вашего уровня в компании.

После того, как джун получает позицию в компании, чаще всего он работает и взаимодействует со следующими сотрудниками:

(а) непосредственно руководитель (с ним сотрудник обычно встречается раз в две недели, чтобы обсудить важные стратегические вопросы);
(б) тимлид, с которым еженедельно можно обсудить более прикладные проблемы и выстроить собственный roadmap;

(в) ментор — тот, кто постоянно на связи и готов прийти на помощь в течение дня, будь то желание пообедать вместе или уточнить структуру компании.

Ни для кого не секрет, что, согласно ТК РФ, испытательный срок обычно занимает 3 месяца. В первый месяц джун обычно активно обучается в связке с тимлидом и ментором и подстраивается под корпоративную культуру и процессы в компании. Во второй месяц он чаще всего работает на боевом проекте как помощник (на нём меньше ответственности, но он видит всю внутреннюю кухню изнутри), и, наконец, на заключительном этапе он занимается собственным проектом, результат которого можно представить клиенту.

В рамках этого периода сотрудник показывает свою способность к обучению, умение вливаться в новый коллектив и работать самостоятельно — и по итогам руководитель понимает, насколько комфортной и эффективной будет совместная работа. Ещё до того как попасть в компанию, важно хотя бы примерно понимать принципы её работы — об этом расскажем в следующем разделе. 

Как выглядит работа по Scrum-методологии внутри ИТ-компаний

Обычно работа над проектами внутри компании выглядит следующим образом: 

Если стартап или корпорация, в которой вы будете работать, живёт по Agile, то в основе будут лежать четыре принципа манифеста:

  1. Люди и взаимодействие важнее процессов и инструментов.
  2. Работающий продукт важнее исчерпывающей документации.
  3. Сотрудничество с заказчиком важнее согласования условий контракта.
  4. Готовность к изменениям важнее следования первоначальному плану (то есть менять фокус абсолютно нормально!).

Один из фреймворков Agile — это Scrum-методология: она включает работу над проектами по недельным или двухнедельным спринтам. В рамках этого подхода сотрудники участвуют в четырёх встречах:  (1) планирование, (2) stand up, (3) demo и (4) ретроспектива.

  1. В самом начале проекта проходит установочная встреча — планирование: на ней специалисты решают, как и сколько они будут работать для достижения цели. Создаются пул задач и примерные сроки их выполнения.
  2. Stand up проходит ежедневно и занимает не более 7–8 минут: на этой встрече каждый сотрудник в течение минуты рассказывает, что он сделал вчера, что планирует сделать сегодня и с какими проблемами он уже успел столкнуться.
  3. Demo — это непосредственная демонстрация результатов клиенту или product owner’у и получение обратной связи. Программный код может не понравиться ЛПР (лицу, принимающему решения) — и в этом нет ничего страшного: прелесть работы по спринтам в том, что вы тратите на проработку идеи всего одну или две недели, а после — можете сменить вектор или перестроиться на другую методологию без горящих сроков.
  4. Ретроспектива проходит раз в 2–3 недели, уже без участия клиента. Это формат спокойной рефлексии внутри команды, возможность подумать над ошибками и предложить новые пути решения проблемы. На такой встрече всегда есть фасилитатор — сотрудник, который фиксирует все мнения и предложения, помогает генерировать инсайты. 

Позиция новичка — это не повод стоять в стороне: спорьте конструктивно (здесь поможет знание манифеста Agile) и не бойтесь предлагать новые идеи. Сегодняшний джун —  это завтрашний мидл: рост в компании — это на 80% ваша собственная инициатива, поэтому дерзайте!

программирование
Нашли ошибку в тексте? Напишите нам.
Спасибо,
что читаете наш блог!