Как и зачем подсматривать за конкурентами
Часть «Цветной Мона Лизы» Энди Уорхола. Это произведение в жанре поп-арта в 2015 году ушло с молотка за 56 миллионов долларов.
Привет! Меня зовут Ваня, и иногда я работаю со студентами факультета над их продуктами. Если вкратце, то с помощью факультета продакт-менеджмента вы учитесь управлять командой из разработчиков, дизайнеров и маркетологов, чтобы создавать свой продукт и выводить его на рынок. Работа со студентами подтолкнула меня на мысль написать эту небольшую статью.
Предположим, у нас есть продукт и его пользователи. И у некоторой части пользователей возникает проблема при использовании продукта. Должны ли они страдать от этой проблемы? Нет. А что тогда? В таком случае можно и нужно создавать новый продукт. Для этого бывает полезно подсмотреть что-то у конкурентов. Здесь хочу заострить внимание на двух пунктах.
Можно использовать продуктовые решения для создания продуктов (бизнесов) в других сферах.
В своё время появление Uber, Tinder и Airbnb наделало много шума и вызвало целый бум в продуктовой разработке. А вы слышали про Instacart, DoorDash,
Postmates, GrubHub? Эти компании-единороги, которые сейчас стоят более миллиарда долларов, возникли как продукты на основе решения Uber. А сколько ещё существует подобных продуктов! Uber для собак, для английского, для массажистов, для уборки дома, для доставки еды, яхт и т.д. Если интересно, то в этом документе проанализировано 106 компаний, которые используют модель Uber. Только не залипните и дочитайте эту статью! :)
Существующие продукты могут быть прототипами для создания новых продуктов с новыми возможностями.
Все мы знаем приложение для знакомств Tinder, но мало кто знает, что на основе Tinder появились два новых крупных продукта (а на самом деле гораздо больше). В своё время Tinder перевернул мир дейтинга. Человек по фотографии и краткой информации о другом человеке свайпом отвечает «да» или «нет», а потом видит следующего потенциального партнёра. Если два человека сказали друг о друге «да», то у них возникает чат.
Но проблема в том, что в оригинальном Tinder некоторые пользователи лайкают вообще всех подряд, а думают и фильтруют потом, когда совпало. И это обесценивает контакт: будущую встречу в приложении могут ждать большое количество людей. Для решения этой проблемы появилось два новых сервиса для знакомств Bumble и Coffee Meets Bagel.
Что придумали продакт-менеджеры Bumble? В Bumble после совпадения интересов возможность написать есть только у девушки. Это сократило количество людей, которые остаются без ответа. В Coffee Meets Bagel пользователь может лишь несколько раз в сутки одобрительно свайпнуть бесплатно. Остальные свайпы — уже за деньги. Одобрение, естественно, не всегда взаимно, и взаимных лайков получается ещё меньше. Эти продукты вернули в общую концепцию ценность чата и свидания — много их быть не может, человек больше в них вкладывается, партнёр больше получает.
Как видим, во всех примерах стартаперы использовали инструменты продакт-менеджмента, исправили боль пользователей в существующем продукте, запустили свои продукты и добились успеха.
Что смотреть и читать, чтобы вдохновляться идеями продуктов?
- Блог Александра Горного, бывшего директора по стратегии и анализу в Mail.Ru Group. Каждый день он пишет про малоизвестный стартап и освещает новости с рынка.
- Трибуна на VC — отечественный аналог Producthunt.com, где стартаперы русскоязычного пространства рассказывают о своих проектах.
- Сам Producthunt.com — это сообщество, на котором публикуются новинки сервисов, а пользователи голосуют за самые интересные проекты.
- CrunchBase — будет полезен при поиске инвесторов для стартапов в сфере технологий.
И важное напоследок. Не стоит просто брать и копировать чужие продукты — вы обязательно должны привнести что-то новое и полезное пользователям. К сожалению, по статистике взлетает только 1 из 10 стартапов. Как сделать, чтобы ваш стартап/продукт/бизнес взлетел? Об этом классные продакт-менеджеры рассказывают на факультете продакт-менеджмента GeekUniversity.