Как делать цифровые продукты

Подкаст «Выхожу с понедельника» — выпуск № 6

Вы думаете, что дизайн цифровых продуктов — это про то, как иконочки покрасивей нарисовать? На самом деле всё не так легко, как кажется. Цифровой продукт — это не только ваш любимый тайм-киллер в телефоне. И дизайн здесь — не просто картиночки. Дизайн цифровых продуктов — это огромная индустрия, и, если не испугаться, там вполне можно найти себе место под солнцем.

В шестом выпуске подкаста GeekBrains «Выхожу с понедельника» мы поговорили о дизайне цифровых продуктов с Алексеем Комаровым — преподавателем курса «Введение в дизайн цифровых продуктов» в GeekBrains, UX/UI-дизайнером компании IBM.

Шестой выпуск подкаста можно послушать на разных платформах:

В этом посте мы собрали интересные цитаты из выпуска.

О продуктах в принципе

— Есть советский ГОСТ, где написано, что продукт — это результат деятельности человека, услуга, которая продаётся за деньги. Но в реальной жизни у каждой компании своё определение, что такое продукт и цифровой продукт.

— У любого цифрового продукта есть так называемая база. Обычно она состоит из трёх частей. Первая — это бизнес, вторая — технологии и третья — потенциальные пользователи продукта. На пересечении этих областей и создаётся цифровой продукт.

— Идеи можно придумать разные, но если технологий сейчас нет, хороший продукт не получится. Есть условный треугольник, который тоже должен быть в любом продукте: это интерфейс, логика работы и информационная архитектура.

— За границей продакт-менеджер и продакт-оунер — это разные люди. В России нет такого деления, поэтому у нас это один человек.

О разнице в обязанностях дизайнера 

— Бывает так, что в команде нет менеджера, но есть дизайнер, который и выдаёт требования. Бывает и наоборот: есть менеджеры, которые сами рисуют дизайн. И очень часто в развитии карьеры дизайнера есть два пути. Дизайнер дорастает до уровня арт-директора/дизайн-директора или переходит на сторону продукта и становится продакт-менеджером — потому что он полностью погружен в продукт, отвечает за его облик. В компаниях, где я работал, дизайнер мог быть и разработчиком, и менеджером. Команда состояла из двух людей: дизайнера, который делает фронтенд и гипотезы, и бэкендера, который помогает ему соединить всё с базой данных. Такие команды делали классные продукты.

— Не все понимают, за что отвечает дизайнер. Как-то возвращался из командировки, сел в такси, водитель посмотрел на меня и спросил, не айтишник ли я. Я с бородой, в очках, с рюкзачком. Да, говорю. Он уточнил, чем именно я занимаюсь. Я сказал, что создаю мобильные приложения, сайты. «А чего там делать? Поставил шрифт поинтереснее, красивые картинки скачал, то ли дело такси водить. Это сложно, целый день за рулём, не то что в офисе штаны протирать».

— Есть такой человек, как аналитик, но это не должность, а роль. Аналитиком может быть любой. Если компания маленькая, может быть так, что аналитик и дизайнер — один человек. Так было, когда я начинал работать в студии. Пять лет назад на курсах нас учили не только делать визуальную часть, но и составлять скрипт интервью, подбирать респондентов, сегментировать аудиторию, искать отчёты. 

— Мы думали, что у нас должна быть функция копирования, чтобы можно было из одного проекта в системе переносить что-то в другой. Была такая гипотеза. Но перед тем, как я начал делать дизайн, мы решили спросить, надо ли это. За три получасовые встречи мы опросили троих и выяснили, что эта функция не нужна, стоит сделать не копирование, а дублирование. Между ними есть разница. Так за полтора часа мы выяснили, что задачу не нужно делать. А если бы мы сразу принялись за её реализацию, то потратили бы на дизайн и разработку недели две и только потом узнали, что функция никому не нужна. Поэтому исследования важны.

— Я умею кодить, но не хочу за ту же самую зарплату получать больше задач. Поэтому иногда лучше не показывать, что ты умеешь. Когда я работал в другой компании, у меня в резюме было написано про опыт работы разработчиком, и все тонко намекали, чтобы я брал на себя некоторые обязанности по разработке. Могу дать совет на будущее: если вы устраиваетесь в компанию дизайнером, им и работайте. С одной стороны, хочется всем понравиться, особенно на первых порах, но потом вас просто загрузят и вы выгорите.

— Неплохо, когда дизайнер знает, как происходит разработка. Если он понимает работу программиста, он и дизайн подстраивает под то, что реально создать в коде. Не рисует космических кораблей, не усложняет разработке жизнь. Разработчик тоже человек и, помимо того, чтобы сверстать картинку, которую ты красиво нарисовал в графическом редакторе, ему нужно к этому ещё и логику подтянуть.

О понимании дизайна и дизайн-мышлении

— В России, когда говорят про дизайн, думают, что это какая-то визуальная штука. На самом же деле это проектирование. Поэтому дизайн, который понравится всем, сделать легко. Проблема в том, чтобы создать дизайн, который каждому будет приятен с визуальной точки зрения, потому что у всех разный вкус. Кому-то нравится чёрный цвет, кому-то красный, кому-то голубой.

— Некоторые компании, особенно те, у которых есть UX-лаборатории (например, Mail.ru или Мегафон), имитируют комнату, например, твой кабинет. Там тебе дают компьютер и ставят задачу, скажем, проверить рабочую почту. Ты сидишь на диванчике и делаешь то, о чём просят. В это время за тобой наблюдают, смотрят, куда ты нажал, как долго поводил мышкой, куда хотел нажать, но не нажал. Тебе никто не мешает, ты сам нажимаешь кнопки и открываешь ссылки, как будто реально взаимодействуешь с продуктом. Так тестируют интерфейсы и понимают, работает продукт или нет.

Этапы дизайн-мышления. Источник: mann-ivanov-ferber.ru

— Когда я участвовал в сессии дизайн-мышления, у нас была задача — сделать сервис для прослушивания музыки. При этом первым прототипом была вообще не цифровая штука, а коробка, на которой маркером была нарисована пластинка, кнопка Play и прочее. И уже потом эту штуку из глины и палок, придуманную в физическом мире, пытались превратить в цифровой продукт, приложение или сайт. Это пришло к нам из продуктового дизайна, где, прежде чем делать машину, ты сначала рисуешь её на бумаге, а потом лепишь из пластилина. В дизайне цифровых продуктов то же самое.

— Когда в дизайн цифровых продуктов приходит человек из графического дизайна, ему бывает непросто. В графическом дизайне задача — создать что-то уникальное: брендинг, логотип, то есть такой артефакт, который будет выделять компанию или продукт на рынке. В дизайне цифровых продуктов — наоборот: нужно сделать максимально похожую штуку, чтобы человек, который зайдёт на сайт или в приложение, понял, как это работает.

О задачах дизайнера цифровых продуктов

— Твоя задача как дизайнера цифровых продуктов — понять, кто твои конкуренты. Иногда Большой театр может конкурировать со «Спортмастером», потому что и там и там компании борются за твой досуг. Ты можешь взять билет в Большой театр и посмотреть там «Лебединое озеро», либо пойти в «Спортмастер», купить палатку и с друзьями поехать в поход на выходные. Везде ты можешь потратить деньги — соответственно, обе компании конкурируют за твоё внимание. 

— Посмотрим на компанию Apple. Говорят, что она делает инновационный дизайн. Вышедший в 2007 году iPhone не был первым сенсорным телефоном в мире. Их было очень много, просто они были реализованы чуть-чуть хуже. Apple — первая компания, которая сделала лучше, поэтому она такая популярная. Ведь iPad, который вышел в 2010 году, — тоже не самый первый планшет в мире (который появился ещё в 1970-х). Просто Apple посмотрела на все наработки, которые были до неё, учла опыт создания iPhone и сделала офигенный девайс, который сейчас очень популярен. Когда ты создаёшь цифровые продукты, твоя задача — посмотреть, что было до тебя, и улучшить это.

— Как ты можешь сделать удобную вещь? Увидеть, как это сделано до тебя. Мой любимый пример: как выглядели первые зубные щётки? Вначале это была палочка, потом её начали расщеплять и получилась щёточка. Эволюция шла постепенно, и благодаря ей появилась та зубная щётка, которая есть сейчас. Никто её сразу не создал.

— В Сбербанке я значился ведущим разработчиком, но при этом был дизайнером. Так в компании называлась роль. У меня есть знакомые, которые работают дизайнерами, но их должность — ведущий проджект-менеджер. Просто в компании есть такая вакансия, и тебя устраивают как проджект-менеджера, а на самом деле ты дизайнер. И все другие работодатели отнесутся к этому лояльно. За рубежом это тоже все понимают, так что об этом не волнуйтесь.

О перспективах развития и важных скилах

— Учите английский язык. Я сам плохо его знаю, но стараюсь заниматься хотя бы два раза в неделю, потому что без этого проблематично. Если вы хотите стать крутым дизайнером, нужно потреблять много информации, а хороший контент по дизайну либо американский, либо от ребят из Великобритании. И там и там необходим английский язык, его нужно знать хорошо. Тогда вы сможете быстро внедрять в свою жизнь новое.

— Дизайнером может быть любой. Если у тебя технический бэкграунд — ты можешь делать проектирование, чертить схемы, строить бизнес-процессы, стать дизайнером. Если у тебя бэкграунд графического дизайнера, ты рисовал презентации, логотипы и прочее — ты можешь прийти в цифровой дизайн и тоже найти себе место, заниматься только визуальной частью. Ты будешь работать в паре с человеком, который чертит схемы. Это тоже нормально. Но классно, если ты умеешь чуть-чуть в визуал и чуть-чуть в проектирование.

Заинтересовали выдержки из подкаста? По ссылкам в начале статьи вы сможете послушать полную версию и подписаться на обновления ;) Впереди много интересного!

Осень — отличное время, чтобы построить далеко идущие планы и начать идти к новым целям! Если вы хотите освоить профессию мечты, то с 1 по 11 октября 2020 г. мы дарим вам скидку 40% почти на все программы обучения GeekBrains. Успехов! :)

 

дизайнinterface-design
Нашли ошибку в тексте? Напишите нам.
Спасибо,
что читаете наш блог!