Где учились IT-гении
Биография успешных разработчиков часто развивается по общей схеме: любил программировать в детстве, учился в техническом вузе, начал работать параллельно с учебой. Правда, есть исключения. Мы отобрали программистов, которые вошли в историю, но учились иначе, чем большинство коллег.
Ада Лавлейс — домашнее образование и наставники
Августа Ада Лавлейс, дочь поэта Джорджа Байрона, автор программы для первой вычислительной машины, получила техническое образование благодаря матери, Аннабелле Байрон. Ада Лавлейс, как и многие женщины того времени, не могла получить университетское образование. Но упорство и финансовые возможности матери, а впоследствии и мужа, помогли ей заниматься любимым делом — математикой.
Для обучения ребенка мать приглашала лучших учителей. От них Ада узнала о Чарльзе Бэббидже, создателе первой вычислительной машины. Позднее девушка встретилась с ним лично и серьезно увлеклась идеями математика.
Ада взяла перерыв в учебе на время первых лет замужества и воспитания детей. После рождения третьего ребенка она захотела вернуться к математике и попросила Бэббиджа, с которым успела сблизиться, найти ей сильного наставника. Так математическому анализу Лавлейс стал обучать профессор математики Август Морган. Уроки проходили преимущественно по переписке.
В это время у Чарльза Бэббиджа уже появилась идея создания программируемой вычислительной машины, которая могла бы решить различные математические задачи. Бэббидж называл свое изобретение «аналитической машиной» (она была построена только после смерти ученого и стала прообразом современных компьютеров). Ада Лавлейс высоко оценила идеи коллеги, добавила в его статью собственные обширные примечания — подробно описала принцип работы машины и универсальных вычислений. Позднее ее работу стали называть программой для первой вычислительной машины, а саму Аду (два века спустя) — первым программистом.
Рецепт успеха от Ады
Девушка по максимуму воспользовалась знаниями и контактами учителей, сумела завязать знакомства в научном мире и в результате училась у лучших профессоров — пусть не на «живых» лекциях, а в переписке, но с таким рвением, что ее успехи оказались значительнее, чем у многих студентов того времени. Наставничество — популярная практика и сегодня.
Билл Гейтс, Марк Цукерберг — по 2 года в Гарварде
Оба компьютерных гения учились в Гарварде в разное время, оба — всего по 2 года.
Билл Гейтс получил начальное образование в самой престижной школе Сиэтла «Лейксайд». Сначала он активно интересовался театром и даже хотел стать актером, но вскоре увлекся программированием и забыл обо всем остальном.
Школьник Билл вместе с другом Полом Алленом всеми способами (в том числе, взламывая внутренние системы некоторых компаний) искали возможность писать код на первых вычислительных машинах. Несмотря на многочисленные нарушения и выговоры, после школы Билл Гейтс поступил в Гарвард — правда, на юридический факультет. Эту специальность мог выбрать для сына отец Гейтса — успешный адвокат.
В легендарном университете Гейтс познакомился с еще одним важным для себя человеком — Стивом Балмером. Впоследствии трое друзей (Гейтс, Балмер и Аллен) основали Microsoft, успех которого прославил Гейтса и сделал его самым богатым человеком в мире.
Гейтс был отчислен из Гарварда через 2 года после поступления. Он полностью посвятил свое время компьютерным технологиям и собственному бизнесу. Но в 2007 году университет вручил Гейтсу диплом.
Марк Цукерберг, хотя и со школы активно увлекался программированием, в Гарварде с 2002 по 2004 год учился на факультете психологии. Есть версия, что выбор факультета был связан с профессией мамы. Карен Цукерберг — психиатр. Параллельно с психологическим образованием Марк посещал занятия по программированию и начал разработку собственных онлайн-проектов.
Первым сайтом Цукерберга был Coursematch.com, на котором юный программист предлагал студентам отмечать курсы, которые они выбрали, и смотреть, с кем их интересы совпадают. Позднее он придумал сайт Facemash.com, куда хотел загрузить фотографии студентов и написать что-то обидное под каждой — в отместку за свое одиночество в университете. Этот сайт неожиданно привлек внимание студентов, а затем вырос в знаменитый Facebook. «Люди любят подглядывать друг за другом еще больше, чем я думал», — писал Цукерберг в студенческом дневнике.
Он ушел из Гарварда в 2004 году для того, чтобы заниматься разработкой своего продукта. А вернулся в университет в 2011, чтобы найти сотрудников для Facebook из числа выпускников.
Рецепт успеха от Билла и Марка
Неоконченное высшее образование в одном из лучших университетов мира не помешало Биллу Гейтсу и Марку Цукербергу стать гениальными разработчиками и предпринимателями. Они посвящали много времени самообразованию, развитию своих навыков и любимому делу. А еще, похоже, для них сработал совет, который сегодня дают многие программисты, — придумай по-настоящему интересную задачу и сразу применяй теорию на практике.
Евгений Касперский и Высшая школа КГБ
Знаменитый специалист по информационной безопасности Евгений Касперский в школе серьезно увлекся математикой. Увидев, как сын выигрывает олимпиады одну за другой, родители перевели его в математическую школу-интернат при МГУ. Дальше Касперский учился в Институте криптографии, связи и информатики при Высшей школе КГБ (позднее переименованной в Академию Федеральной службы безопасности России).
Как отмечает Касперский, когда родители перевели его в физико-математическую школу, он быстро втянулся в учебу на таком продвинутом уровне и в обычную школу уже возвращаться не хотел. Дальше — еще более сложные занятия в Институте криптографии, регулярные коллоквиумы, пропуск которых грозил отчислением. Касперский доучился до конца, а за время учебы понял, что хочет разрабатывать антивирусы, причем лучшие в мире.
Рецепт успеха от Евгения
В интервью он мало говорит о своей учебе, но делится рецептом эффективного образования: «Надо еще в школе, где-то в средних классах, определиться с тем, что интересно, от чего действительно загораются глаза, чем хотелось бы заниматься во внеурочное время. Технологии, пчеловодство, лесничество — что угодно. Главное, чтобы это было ваше. Не знаю, как по-другому можно почувствовать себя счастливым. Вариант один: быть собой».
Павел Дуров — филфак СПбГУ
Создатель ВКонтакте и Telegram, знаменитый программист и предприниматель Павел Дуров учился в Санкт-Петербургском государственном университете. Но не программированию и не математике, а филологии. Специальность, которую Дуров выбрал, называется «Английская филология и перевод». В отличие от Цукерберга, вуз он не бросил, а окончил с красным дипломом. Для учебы выбрал специальность родителей: отец Павла — профессор филологии.
Программированием Дуров занимался еще в школе, где успел продемонстрировать возможности и учителям, и одноклассникам — повесил фотографию учителя информатики с подписью «Must die» на заставку всех школьных компьютеров. Университетские годы Дурова тоже напоминают биографию Цукерберга. Он создает сайт для студентов вуза, где сокурсники могли бы обмениваться и учебной, и личной информацией — Durov.com.
Сайт жив и сегодня — на нем хранятся актуальные для студентов СПбГУ лекции, конспекты, рефераты. А на главной странице все еще висит обращение Дурова-студента: «После долгого периода разработки открыт мой новый проект для студентов, о котором многие спрашивали, — ВКонтакте.ру».
Рецепт успеха от Павла
История Дурова — еще одно подтверждение, что образование не должно диктовать, чем ты будешь заниматься. Но оно может заложить основы для дальнейшего успеха. Вряд ли кто-то мог представить, что выпускник филфака станет гениальным IT-предпринимателем. Но именно изучение языков и интерес к программированию, по всей видимости, повлияли на детища Дурова. ВКонтакте и Telegram — проекты о коммуникации и преодолении границ в общении.
Шон Паркер — гений-самоучка
Биография Шона Паркера, бывшего президента Facebook и сооснователя многих успешных стартапов, очень кинематографична.
Во втором классе отец научил его программировать на домашнем компьютере Atari 800. К старшим классам Паркер умел взламывать сайты компаний и университетов.
В 15 его поймало на хакерстве ФБР. В 16 он получил предложение о сотрудничестве от ЦРУ, но выбрал стажировку в стартапе FreeLoader. Официально это считалась образовательной программой, в которой обучение совмещается с практической работой. На деле — он не учился совсем. За тот год Паркер заработал 80 000 долларов — это помогло окончательно убедить родителей, что их сын хорошо справляется со своей профессией и без диплома.
Но есть период, который сам разработчик сравнивает с получением высшего образования. Работу над сайтом по обмену музыкой Napster Паркер называет «мой личный университет Napster». «Это был ускоренный курс по праву интеллектуальной собственности, корпоративным финансам, предпринимательству и юриспруденции», — вспоминает он работу над сайтом, который встряхнул индустрию звукозаписи.
Следующий этап его работы — Plaxo и Facebook, которые к 31 году принесли Паркеру более 2 миллиардов долларов. Сейчас он помогает инвесторам выбирать стартапы и работает над своими проектами.
Рецепт успеха от Шона
Одаренный разработчик в самом начале карьеры нашел для себя идеальный способ учиться — участвовать в интересных проектах, где нужны самые актуальные знания в IT, прокачивать эти навыки и тут же на них зарабатывать.
Кроме природного чутья, как отмечают его клиенты, поражают очень глубокие знания Паркера в различных областях и умение концентрироваться. Сам предприниматель говорит: «Когда я работаю над конкретной задачей, я настолько абстрагируюсь от всего остального, что практически в транс вхожу. Мне постоянно приходится что-то отменять и переносить, чтобы выполнять то, что действительно важно сделать в первую очередь».