Как программисту собеседовать работодателя

Часть 1. Что, как и зачем спрашивать.
5 минут7049

Собеседование — двусторонний процесс, а не просто экзамен соискателя. Поговорим о том, какие вопросы стоит задавать работодателю и можно ли судить о компании по манере поведения интервьюера.

Марк Кандауров, Senior IT Recruiter в Spice IT Recruitment:

Первое, что обязательно надо сделать перед собеседованием — разобраться в себе. Поймите, что вам необходимо знать о компании и вакансии для того, чтобы принять решение по потенциальному офферу. Не всегда у HRа стоит цель докопаться до глубины мотивов кандидата. 

Составьте для себя список важных вопросов. Подумайте о том, что серьезно повлияет на ваш выбор. Легче составить mindmap или таблицу, пока свежи воспоминания после интервью, чем разбираться в путанице в голове, которая у вас возникнет после 20 интервью. 

Кому-то важно, чтобы рядом не было коллег. Кто-то хочет, чтобы в холодильнике было много еды, а сам он находился в шаговой доступности. А может вы нацелены только на удаленную работу или мечтаете о зарплате с привязкой к доллару.

Конечно, если вы хотите устроиться работать в компанию, задайте пару желательных вопросов. Интервьюер (сотрудник компании) обязательно сделает выводы. К примеру, три раза задав похожие вопросы про переработки, будьте готовы к тому, что у собеседника может сформироваться предположение о вашем негативном отношении к ним. Большинство интервьюеров исходят из того, что, то, о чем вы больше и энергичнее говорите, имеет для вас наибольшее значение. Например, делаете упор на профессиональное развитие — он отметит его как определяющий фактор; выскажетесь категорично о вилке заработной платы — поставит галочку. На первой встрече лучше аккуратно, но честно отвечать на вопросы, больше присматриваясь к интервьюеру и составляя собственное впечатление. Ведь он уже работает в компании, поэтому его поведение позволяет составить некоторое представление о ценностях этой компании.

Чтобы попасть в десятку внимательно ознакомьтесь с описанием вакансии по софт скиллам или бенифитам и задавайте именно те вопросы, которые имеют отношение к ним. Например, профессиональное развитие — можно поспрашивать про возможность участия на крутых конференциях за счет компании или какой-нибудь сертификации. Но постарайтесь не вдаваться в гремучие детальные дали. Например, «Какой модели будут мои мониторные наушники, которые мне выдадут в первый день работы». Если в компании несколько этапов, не вываливайте на первой же встрече все, что вас интересует. Собеседования построены таким образом, чтобы постепенно раскрывать все большее количество информации. Будьте благоразумны и предусмотрительны, покажите себя с лучшей стороны, не налетайте с наскока. Но в то же время, те вопросы, которые для вас критичны, лучше выяснить сразу, чтобы в случае не устраивающего вас ответа, не тратить ни свое, ни чужое время.

Галина Черткова, руководитель практики IT/Telecoms рекрутинговой компании Hays в России:

Не полагайтесь на случай, спрашивайте все, что вам важно. Вот несколько основных блоков, которые могут оказаться критично важными:

  • перспективы продуктов;
  • сотрудничество и партнерство с другими организациями или глобальным офисом;
  • стадия проекта, команда и взаимодействие с другими отделами;
  • кто пишет ТЗ и общается с пользователями; 
  • методы разработки (разработка с нуля или работа с существующим кодом);
  • есть ли тестовое задание и в чем оно заключается;
  • перспективы профессионального роста, есть ли обучение в компании;
  • зарплата, социальны пакет, возможность удаленной работы, рабочее оборудование и т.д.

Задавайте вопросы доброжелательно и внимательно слушайте ответы. Не торопитесь делать выводы и расстраиваться, если вдруг вы всю жизнь «кодили» на Mac, а в компании — Dell. Вы можете пропустить информацию об обучении в Европе или корпоративных скидках в 30% на продукцию Apple.

Обращайте внимание на конкретику и готовность в принципе предоставлять вам информацию. Один мой клиент на первом интервью с заинтересовавшими его кандидатами проводит экскурсию по офису, знакомит с командой сразу, подробно описывает корпоративную культуру, социальный пакет и бонусную программу, возможность релокации, перспективы компании. И все это происходит параллельно с общением с техническими специалистами, которые рассказывают про продукты и методики.

Если представитель компании пытается ответить на вопрос завуалированно или без деталей, это должно наводить на мысли. Понятно, что есть конфиденциальная информация, но любое увиливание от ответа должно казаться подозрительным. Все вопросы, связанные с серой зарплатой или бонусами, связанными с проектами, должны сопровождаться деталями, иначе есть большой риск, что работать человек будет за еду.

Ирина Хоменко, HR бизнес-партнер мобильного оператора Yota:

Стоит поинтересоваться целями компании и отдела, куда вы собеседуетесь, а также причинами появления вакансии. Узнайте структуру компании, количество сотрудников. Спрашивайте сразу какие задачи будут стоять перед вами и как будет измеряться ваша эффективность. Обязательно обсудите условия работы — заработную плату, социальный пакет, бонусы.

При этом не стоит делать основной акцент на зарплате. Не создавайте ощущения, что вас легко можно «купить». Компании, в которых сильны ценностные подходы не всегда готовы пойти на риск взять кандидата, которого так легко переманить деньгами.

Бывает так, что на ваши вопросы остается немного времени. Попросите контакты, чтобы задать вопросы после встречи. Оставьте за собой возможность уточнить важный для себя момент, если вы вспомнили про него после интервью.

Если вы получили отказ, попросите развернутый отзыв о вашей кандидатуре — на что вам стоит обратить внимание, чего не хватило. Это может дать вам стимул для дальнейшего развития. Для работодателя ваша заинтересованность  хороший знак. Это значит, что вы работаете над собой, анализируете опыт, и, возможно, через некоторое время к вам вернутся с новой вакансией, и вы к этой возможности будете готовы.

Интервьюер — это зеркало компании, и стиль его общения многое говорит о принятой внутри культуре. На что важно обратить внимание:

  • В какой форме строится беседа: это допрос или диалог?
  • Ваш собеседник готов к множеству мнений, или он выставляет оценки – правильно/ неправильно?
  • Он рассказывает о компании увлеченно или это похоже на скрипт?
  • Соблюдает ли он договоренности (даты встреч, выход с обратной связью и пр.).

Коллектив программистов компании Вокорд рекомендует обратить внимание на такие моменты:

  • Каким образом поступают задачи. В одних компаниях разработка ведётся по проектам и, соответственно, все сотрудники делятся по проектным группам. Задачи для выполнения этого проекта могут быть абсолютно разные. В других — разработчик может участвовать сразу в нескольких проектах и выполнять какой-то определённый функционал. 
  • Кто и по каким критериям оценивает результат работы.
  • Какая методология разработки применяется в компании. Используется ли «Waterfall» (каскадная модель или «Водопад»), когда сначала всё программируем и только потом отдали тестерам. По масштабам бедствия это, обычно, напоминает потоп, поэтому так и называется — не работает вообще всё сразу, а сроки уже поджимают. Или же используется «Agile», или другие гибкие методики разработки, когда тестирование начинается рано и идёт в процессе всей работы. «Waterfall» означает, что работа носит неравномерный характер: чудовищные авралы сменяются длительными периодами ожидания. 
  • Как часто выпускаются релизы (релиз=аврал).
  • Насколько масштабные проекты делает компания.
  • Какие новые технологии используются.
  • В каком темпе интервьюер говорит и думает. Если темп сильно разный, то сработаться может быть не просто, но это частности. 

 

работакарьераweb_developer
Нашли ошибку в тексте? Напишите нам.
Спасибо,
что читаете наш блог!