Как привлечь деньги для вашего стартапа
Нехватка средств является универсальным оправданием для любого бездействия или неудач. Сейчас буквально каждый второй айтишник (уж среди разработчиков так точно) считает, что будь у него необходимое финансирование и свободное время, он бы создал несколько очень крутых и популярных приложений или настольных программ. Но вот беда: своих денег нет, а спонсоры не выстраиваются в очередь. Если вы точно также обладаете крутыми идеями и ради этого легко соберёте коллектив классных специалистов, то вот несколько ключевых советов, как ускорить процесс привлечения внешних средств:
Демо-образец
Никто не хочет вкладывать деньги в пустые слова, тем более если речь идёт об IT-бизнесе в нашей стране. Поэтому прежде чем взяться за поиск спонсоров, необходимо начать работать либо на собственном капитале, либо на голом энтузиазме. Вы должны собрать команду, определиться с ролями, наметить перспективы, но главное – создать первый образец вашего проекта. Без него подавляющее большинство потенциальных спонсоров даже разговаривать с вами не станет, поэтому чем сильнее образец будет передавать вашу идею, тем лучше.
Продуманный бизнес-план
Помимо рабочей копии обязательным условием сотрудничества является подробный продуманный бизнес план минимум на ближайший год. Вы должны чётко представлять стоимость работ на каждом этапе, возможности сокращения издержек или напротив пути увеличения производительности при привлечении дополнительного капитала. Вы должны отобразить в своём плане все ключевые даты от момента запуска проекта до первой прибыли. Необходимо изучить рынок, провести разведку, протестировать ваш продукт на фокус-группе, предусмотреть все сценарии развития событий. Так спонсор сможет не только увидеть, во что он вкладывает деньги, но и увидеть в вас надёжного бизнес-партнёра, а не просто разработчика-дармоеда.
Ориентированность на спонсора
Нельзя просто так изучить список бизнесменов в вашем городе и ходить с протянутой рукой, в надежде на то, что среди них есть люди с лишним мешком денег. В первую очередь, необходимо рассмотреть кому и при каких обстоятельствах ваша идея может оказаться полезной. Так, например, социальные проекты могут быть проспонсированы государством. Да, это повлечёт за собой целый шлейф бюрократии, но в целом это достаточно простой и прозрачный способ найти деньги на первое время. Если ваш проект носит развлекательный характер, то можно попробовать поучаствовать в одном из специализированных мероприятий, устраиваемых крупными IT-компаниями, например, Tolstoy Startup Camp от Яндекса. Само собой, офисные приложения можно предлагать уже конкретным компаниям, наглядно демонстрируя преимущества вашего детища по сравнению с распространёнными внутри решениями.
Опытные люди среди лидеров
Важным показателем привлекательности вашего проекта для потенциального спонсора является наличие опыта запуска успешного стартапа у кого-то из его руководителей. Поэтому если во всей вашей команде нет ни одного человека с подобной характеристикой, то придётся или досконально трудиться над всеми предыдущими пунктами, или искать ещё одного члена коллектива. На самом деле сделать это не так уж сложно, ведь вполне можно договориться о номинальном участии такого человека в проекте, о его консультационной функции. В конце концов, это полезно как с точки зрения привлечения финансов, так и поможет избежать подводных камней, о которых человек без опыта может даже не догадываться.
Заявите о себе на весь мир
Если большая рыба не клюёт на ваши гениальные идеи, время выходить в большие массы. К вашему вниманию 17 самых крупных краудфандинговых платформ, которые помогут вас обратиться напрямую к клиентам с просьбой помочь взамен за некоторые бонусы:
- Kickstarter
- GoFundMe
- RocketHub
- Gust
- Планета
- AngelList
- Indiegogo
- Razoo
- Crowdrise
- Sellaband
- Appbackr
- Crowdfunder
- MicroVentures
- Booomerang.dk
- Miami Innovation Fund
- Kabbage
- CircleUp
Если знаете ещё подобные сервисы привлечения денег, особенно отечественные, обязательно оставляйте ссылки в комментариях.
Позитивный настрой
Всё пойдёт прахом и в вашем стартапе и в деле привлечения спонсоров, если вы в каждой момент времени не будете мыслить позитивно. Это не означает, что не надо рассматривать кризисный план развития событий, просто не стоит ожидание провала постоянно прикрывать желанием реально смотреть на вещи. Лишь с оптимизмом можно сохранить команду, привлечь как можно больше спонсоров, а главное заинтересовать вашей идеей как можно больше клиентов.
Мыслите позитивно, создавайте удивительные вещи, и пусть любые проблемы, в том числе финансовые, обходят вас стороной.