Краудфандинг: как представить проект
Краудфандинг — способ коллективного финансирования проектов. Создатели презентуют свою идею, как правило, на специализированной площадке, а люди, которые сочтут ее интересной, сбрасываются на реализацию. Делают это они не только из альтруистических соображений, но и за лоты. Если проект предполагает производство конкретных товаров, то речь идет о предзаказе.
У краудфандинга большой потенциал в области гаджетов и IT-разработок. Благодаря коллективным сборам «взлетели» игры Pillars of Eternity и Yooka-Laylee, 3D-ручка 3Doodler, космический симулятор Star Citizen и другие проекты.
В России краудфандинг не так популярен, как за рубежом, и все же использовать его для поиска инвестиций можно.
Определитесь с идеей
Здесь все просто и одновременно сложно: чтобы человек принес вам деньги, его должна захватить ваша идея. Инвестор смотрит, насколько прибыльным будет бизнес и какой доход принесет. Заинтересовать донора на краудфандинговой площадке можно, пообещав решить его проблему, снять его боль, предложив нечто удобное или принципиально новое, восхитив.
Екатерина Григорьева, руководитель проекта «Волга-река» — стильные сувениры о Волге», соучредитель агентства корпоративных подарков fialkaexpress.ru:
— Наш проект «Волга-река. Стильные сувениры о Волге и для волжан» родился из проблемы. К нам приехали друзья из другой страны, мы попытались найти интересный сувенир из Саратова и поняли, что все, что есть, либо немного устаревшее, либо сделано в Китае, а стильных и интересных сувениров, собственно говоря, и нет. Мы сами много путешествуем и видим, какие интересные, трендовые сувениры могут быть в разных городах. Так родилась идея.
Думали о том, какие достопримечательности есть в Саратове, и поняли, что главная, которая откликается в сердце, — это Волга. Так родился проект «Волга-река». У нас несколько концептов: «Волга — моё море», «Я from Volga», «From Volga with love». Выбирая направление, мы хотели, чтобы эти подарки-сувениры были полезными — не просто магнитик или статуэтка, а термокружка, которой пользуются ежедневно, толстовка, которую носят, чехол для чемодана.
Продюсеры полнометражного фильма «Котел» Лилия Мэтьюсон и Айсель Лятифова, режиссер Ева Басс:
— Мы собирали деньги на съемку полнометражного фильма «Котел». Это история о свободе, выборе, о становлении личности, о превращении из инфантильного наблюдателя в активно действующего героя, рассказанная искренне: с иронией и черным юмором, которыми пронизана наша действительность.
Илья Мазиров, генеральный директор ООО «Грин Эра», проект — приложение «Мобильный садовник»:
— Приложение помогает садовникам ухаживать за растениями. Пользователь выбирает нужное в каталоге, отвечает на пять вопросов и получает профессиональный календарь ухода.
На момент подачи заявки на краудфандинговую платформу мы совместно с моим соратником-программистом уже сделали и запустили первую версию мобильного приложения. Трафик на удивление быстро рос, хотя рекламы не было. Значит, продукт был востребованным, и ценность в нем была.
Выберите краудфандинговую площадку
Человек «со стороны» не видит разницы между площадками, хотя у них есть своя специфика.
- Kickstarter — один из наиболее популярных англоязычных сайтов для краудфандинга, через который собирают деньги на съемку фильмов, комиксов, разработку видеоигр. Представлены здесь и гаджеты. Чтобы разместить проект, потребуется счет и адрес в США.
- Boomstarter — российский аналог Kickstarter, одна из первых площадок в России. Подходит для проектов, результат которых можно подержать в руках.
- Indiegogo — международная площадка. Хороша и для творческих проектов, и для технологических стартапов.
- Planeta.ru — больше ориентирована на творческих людей с соответствующими результатами труда: музыкальными альбомами, клипами, короткометражками.
Это не значит, что у площадок есть узкая специализация. Но при выборе сайта стоит учитывать направление бизнеса, потребности и цели проекта.
Екатерина Григорьева, руководитель проекта «Волга-река» — стильные сувениры о Волге», соучредитель агентства корпоративных подарков fialkaexpress.ru:
— Мы использовали Boomstarter, потому что изначально нацеливались на российский рынок. Плюс это бизнес-площадка, а Planeta.ru больше ориентирована на благотворительность.
Решите, сколько вам нужно собрать
Сумма сборов определяется не только вашими потребностями, но и условиями площадки. Так, с Kickstarter и Boomstarter средства можно вывести, только если будет собрано 100 % от заявленного объема средств. Иначе деньги вернутся к спонсорам. На Planeta.ru порог в два раза ниже и составляет всего 50 %. В любом случае, если не уверены, что в ваш проект будут активно вкладываться, лучше или поумерить аппетиты, или планировать более долгосрочную кампанию.
Еще учитывайте комиссию, которую берет площадка. Для Kickstarter и Indiegogo это 5 % плюс процент платежной системы, для Boomstarter — 3,5 % для платежных систем или налог на доходы (13 % НДФЛ для физлица, 6 % для ИП на упрощенном режиме налогообложения и так далее), Planeta.ru — 10 %, если вы собрали 100 % суммы, или 15 %, если 50–99 %. Учитывайте это, когда будете определяться с суммой кампании, иначе собранных денег может не хватить.
Екатерина Григорьева, руководитель проекта «Волга-река» — стильные сувениры о Волге», соучредитель агентства корпоративных подарков fialkaexpress.ru:
— Сама площадка начинает тебя пиарить, когда ты достигнешь определенного уровня по сборам. Поэтому изначально лучше немного занизить ожидания. Мы сначала поставили цель в 350 тысяч, а потом снизили до 200. Это сработало. Когда сбор перешагнул за 100 тысяч, площадка начала нас пиарить, и мы собрали сумму, на которую рассчитывали изначально. Правда, нам помогли и корпоративные клиенты, но напрямую через краудфандинговые площадки им работать неудобно. Это тоже стоит иметь в виду.
Продюсеры полнометражного фильма «Котел» Лилия Мэтьюсон и Айсель Лятифова, режиссер Ева Басс:
— На Planeta.ru успешным считается проект, который собрал более 50 %. Нам удалось привлечь 65 %, и мы очень довольны таким результатом. Кроме того, благодаря краудфандингу новость о проекте вышла за пределы нашего круга общения — у нас появилась небольшая, но уже сформированная аудитория, которая ждет фильм. Его мы сняли, сейчас он в стадии постпродакшн.
Проработайте медиаплан
На некоторые площадки вы просто не сможете зайти, если у вас будет только идея и никакого представления, как ее продвигать. «Распишите даты новостей и возможных инфоповодов, список инфлюенсеров и медиаресурсов, к которым вы обратитесь, чтобы они написали о вашей кампании», — советует доцент департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при правительстве РФ Оксана Васильева.
Подготовьте материалы для оформления страницы
Снимите видеоролик (на некоторых площадках это обязательное требование) и подготовьте фотографии — пусть это будут не дежурные или протокольные съемки.
Подойдите к процессу нестандартно: покажите, чем крута ваша идея, почему спонсор должен ее поддержать. При этом избегайте витиеватых формулировок, которые не говорят ни о чем. Больше конкретики: графиков, статистики, визуального подкрепления.
Подумайте, как будете продвигать проект
Как минимум нужно создать страницы проекта в основных социальных сетях — «ВКонтакте», Facebook, Instagram, YouTube. И постоянно поддерживать там активность: информировать о кухне проекта, рассказывать о причастных к нему людях. Словом, постоянно напоминать о себе и поддерживать в спонсорах уверенность, что они не зря вкладываются. Отвечайте на вопросы оперативно и поддерживайте близкий контакт с посетителями страницы.
С большой долей вероятности именно из соцсетей придет основной поток людей, так как в России не очень развита сама культура краудфандинга, и не так много тех, кто прицельно ищут интересные проекты на специализированных площадках.
Екатерина Григорьева, руководитель проекта «Волга-река» — стильные сувениры о Волге», соучредитель агентства корпоративных подарков fialkaexpress.ru:
— Имейте в виду, что спонсоры сами не придут. В Америке есть целое сообщество людей, которые отслеживают интересные идеи и финансируют их. У нас все по-другому: ты выкладываешь проект на площадку и начинаешь подтягивать все свои круги общения — и чем их больше, тем лучше. И это нужно делать постоянно.
Мы использовали соцсети, телевидение — просто пошли и попросили местные телеканалы сделать про нас сюжет. Нас звали рассказать не только про проект, но и про туризм, сувениры, краудфандинг, и мы старались не упустить ни одну из этих возможностей.
Стоит также учитывать, что параллельно вы ведете два процесса: продвигаете проект, чтобы увеличить сборы, и ведете сборы, чтобы прорекламировать проект.
Оксана Васильева, доцент департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при правительстве РФ:
— Не стоит воспринимать краудфандинг исключительно как вариант сбора денег для тех, кто не смог найти инвесторов или не хочет бегать по банкам. Краудфандинг — это еще и полезный инструмент продвижения, который расскажет о вашем бренде еще до старта самой кампании.
Екатерина Григорьева, руководитель проекта «Волга-река» — стильные сувениры о Волге», соучредитель агентства корпоративных подарков fialkaexpress.ru:
— Краудфандинг мы рассматривали в том числе и как маркетинговую составляющую. Основное направление нашего бизнеса — корпоративные сувениры, подарочные наборы. И мы не могли просто выдернуть из бюджета 200–300 тысяч, чтобы изготовить сувенирку на склад и потом думать, что с ней делать. Поэтому решили использовать площадку для краудфандинга, чтобы не только собрать деньги, но и исследовать рынок и потребности людей.
И это сработало. Краудфандинг доказал, что наш проект востребован и люди очень хорошо реагируют. Было и несколько замечаний, которые мы смогли устранить на этапе предзаказа, так что к массовому запуску все было отработано.
Адекватно оцените ваши ресурсы
Краудфандинг станет отдельным пунктом в списке задач на весь период вашей кампании, и хорошо бы назначить человека, который будет заниматься исключительно этим.
Продюсеры полнометражного фильма «Котел» Лилия Мэтьюсон и Айсель Лятифова, режиссер Ева Басс:
— Просто запустить кампанию недостаточно: нужно быть готовым постоянно, практически каждый день вкладывать время и креатив в краудфандинг. Вывешивать новости, освещать в соцсетях этапы кампании, регулярно писать знакомым и незнакомым людям, оперативно менять лоты, общаться с теми, кто уже поддержал проект.
Если вы сами не готовы это делать, постарайтесь найти человека, который достаточно общителен, эмоционально устойчив и доброжелательно настроен, готов генерировать идеи и реализовывать их на протяжении нескольких месяцев.
Екатерина Григорьева, руководитель проекта «Волга-река» — стильные сувениры о Волге», соучредитель агентства корпоративных подарков fialkaexpress.ru:
— Надо сказать, что это были самые сложные 300 тысяч, которые мы заработали за последние пять лет. Разместить проект — полдела, надо довести его до логического завершения. Это ежедневный труд, изматывающий эмоционально. Ты живешь в постоянном ожидании провала и при этом маленькими шажочками идешь к цели.
Придумайте лоты, чтобы вознаградить спонсоров
Нужно несколько лотов, которые будут получать спонсоры в зависимости от внесенной суммы.
Например, вы собираете деньги на создание компьютерной игры. Люди, которые внесут N денег, получат ссылку на скачивание, за 2N — игру на диске в подарочной коробке (со ссылкой для скачивания, конечно, ведь дисководы в 2019 году есть не у всех), за 10N — игру и упоминание в титрах, за 200N — персонаж будет носить имя спонсора.
Заранее просчитайте затраты на доставку вознаграждений и время, когда они отправятся к спонсорам. Если затянуть, люди, которые пожертвовали деньги, начнут нервничать и писать отзывы, а это может отразиться на репутации компании.
Продюсеры полнометражного фильма «Котел» Лилия Мэтьюсон и Айсель Лятифова, режиссер Ева Басс:
— Во время самой кампании тоже можно устраивать розыгрыши, делать интерактивные лоты, когда люди могут прийти и поприсутствовать на вашем производстве. Например, у нас хорошо продавалось посещение этапов постпродакшена.
Мы придумывали такие интерактивные лоты и реализовывали их в течение кампании, хотя обычно не рекомендуется так делать до того, как вы собрали 50 % заявленной суммы. Это связано с условиями площадки Planeta.ru, на других пороговой суммы нет. Мы пошли на небольшой риск, но он того стоил: люди могли прикоснуться к тому, что мы делаем, и увидеть всю сложную работу, которая стоит за сбором средств.
Выложите проект на краудфандинговый сайт
Проекты проходят модерацию, и не исключено, что вам посоветуют внести исправления в описание. Прислушайтесь к представителям краудфандинговой площадки: они заинтересованы в том, чтобы вы собрали деньги, так как иначе не получат комиссию.
После этого вам предстоит бросить все силы на раскрутку проекта. Чем больше людей о вас узнает — тем лучше, так что используйте все каналы связи.
Илья Мазиров, генеральный директор ООО «Грин Эра», проект — приложение «Мобильный садовник»:
— Мы выложили проект, рассказали об этом всем друзьям, знакомым и стали ждать. Но результата не было. Мы собрали только 2 тысячи из 190. Из этого я сделал два важных вывода:
- Трафик нужно привлекать заранее.
- Не все проекты хороши для краудфандинговой модели.
Держите руку на пульсе
Деньги начали поступать, а потом переводы прекратились — так бывает. Проведите работу над ошибками, пообщайтесь со спонсорами. Выясните, понимают ли люди, что вы делаете, легко ли им «задонатить» деньги. Поинтересуйтесь у куратора проекта на краудфандинговой платформе, что можно предпринять, чтобы исправить ситуацию.
Не забудьте раздать лоты
Раздача вознаграждений — важный и обязательный этап успешно завершившейся кампании.