Как правильно заботиться об айтишниках
Работа в IT нередко ассоциируется со свободной творческой атмосферой в коллективе, плавающим графиком, безлимитными напитками и прочими плюшками. Насколько ожидания соответствуют действительности? GeekBrains поинтересовался, как IT-компании заботятся о своих сотрудниках.
11 основных способов угодить
Как мотивируют айтишников? Полина Яковлева, консультант по подбору IT-специалистов рекрутингового агентства Penny Lane Personeel обобщила опыт по клиентам агентства и выделила основные мотиваторы для сотрудников, которые используются ведущими IT-компаниям российского рынка:
- Интересные проекты, задачи.
- Деньги (всевозможные вариации от премирования, компенсации/оплаты мобильной связи, до компенсаций туристических путевок).
- ДМС (от стандартных до расширенных страховок, учитывая членов семьи и выезды за рубеж).
- Обучение.
- Время работы (от возможности смещения графика, до удаленной работы).
- Офис (от хорошего ремонта до дизайнерских интерьеров с массажными креслами, собственным тренажерным залом, игровыми комнатами и диваном, где можно поспать).
- Питание (от чая/кофе/печенек и скидок в близлежащих кафетериях до шведского стола).
- Корпоративные мероприятия (для сотрудников и детей, спортивные мероприятия).
- Профессиональные конкурсы.
- Неформальность (внутренние форумы, ослабленный дресс-код или его отсутствие).
- Помощь и взаимовыручка, способность организации помочь в нестандартных ситуациях, хороший коллектив.
Посмотрим на конкретных примерах, какие из инструментов мотивации используют IT-компании.
AT Consulting
Консультационная компания
«Самый популярный метод поощрения в нашей компании — это „day off“, другими словами — выходной. Если сотрудник хорошо выполнил какую-то сложную задачу или успешно завершил проект, он может подойти к руководителю и попросить выходной на день, неделю, даже на месяц на восстановление сил. Срок зависит от того, как сотрудник „умирал во время подвига“, как мы частенько шутим.
В понятие „day off“ в нашей компании входит также возможность „уйти в свободное плавание“, то есть выстроить себе гибкий график. Но палку перегибать не даем — приходить к четырем часам дня не разрешим.
Также мы практикуем еще один вид поощрений: возможность выбрать интересную задачу. Если сотрудник успешен в выполнении текущих дел, то при новом распределении он может выбрать новый проект, который захочет — более сложный или интересный» — рассказывает Виктория Гукова, HR-директор компании AT Consulting.
Zavento
Стартап в области бронирования мероприятий в отелях
«IT-специалисты в основной массе — это люди особенного склада характера и со своей мотивацией. Для них очень важно постоянно обучение, развитие и возможность пробовать себя в новых сферах. Все это мы им и даем: во-первых, в командах разработчиков смешаны люди с разным опытом, т. е. всегда есть возможность научиться чем-то у старших товарищей.
Во-вторых, мы постоянно проводим внутренние практические занятия: разбираем сложные случаи, обсуждаем сложности каждого сотрудника и сообща ищем решения. На самом деле это здорово мотивирует программистов: они растут именно на таких кейсах.
В-третьих, мы стараемся поддерживать максимально свободную атмосферу внутри коллектива: разработчики могут предлагать свои идеи и решения и многое из них мы принимаем и воплощаем в жизнь. Каждый из наших сотрудников имеет свой индивидуальный план развития, учитывающий задачи сотрудника и направления улучшения профессиональных компетенций с конкретным сроками и целями» — говорит Александр Баталов, технический директор системы бронирования zavento.com.
MAYKOR
Поставщик услуг аутсорсинга ИТ- и бизнес-процессов
«Свыше 90% штата MAYKOR — ИТ-специалисты и сервисные инженеры, занимающиеся обслуживанием ИТ-инфраструктуры клиентов. Система их поощрения напрямую привязана к соблюдению SLA (соглашений об уровне сервиса). Высокий процент исполнения сервисных заявок в срок повышает шансы каждого сотрудника получить статус "лучшего инженера месяца", что влияет на их карьерное развитие и, соответственно, на уровень заработной платы.
При выборе лучшего инженера экспертная комиссия оценивает не только качество работы, но и широту компетенций, активную жизненную позицию и успехи в обучении (в компании действует система очного и дистанционного обучения, дающая возможность каждому совершенно бесплатно освоить новые направления). В качестве приза лучшие инженеры получают брендированные часы и становятся героями профильной рубрики корпоративного журнала. Кроме того, лучшие инженеры задействуются в самых сложных и интересных проектах компании. Их достижения мы транслируем на широкую аудиторию в социальных сетях. Так мы стремимся не только мотивировать сотрудников на трудовые подвиги, но и формировать в коллективе и обществе уважение к труду инженера, повышать престиж этой профессии.
Также по показателям соблюдения SLA мы выбираем лучший филиал квартала и лучший макрорегион года.
В этом году в MAYKOR мы запускаем программу вовлечения сотрудников в процессы преобразования компании. За идеи по сокращению издержек и повышению эффективности бизнес-процессов предусмотрены премии, ценные призы, и, конечно, признание в масштабе всей компании. Помимо этого, выдающихся сотрудников мы периодически поощряем бесплатными билетами на спортивные соревнования — особенно у нас любят плавание» — рассказывает Ирина Григорьян, вице-президент по управлению персоналом MAYKOR.
Смарт-Софт
Разработчик ПО в области сетевой безопасности и контроля Интернет-доступа
«Чтобы сотрудник эффективно работал должно быть несколько составляющих — хорошая заработная плата, дружный коллектив, возможность карьерного роста, интересные задачи и, безусловно, дополнительные бонусы и плюшки. В нашей компании я предпочитаю дифференцированный подход к каждому специалисту. Стараюсь относиться к ним также, как они относятся к организации. Для некоторых сотрудников есть плюшки, для других их в принципе не существует. Все достижения и проактивности компания старается поощрять. Как материально, так и не. Из первого — это бонусы и премии, из нематериального — выходные, изменения в расписании рабочего дня, компенсация занятий спортом, оплата обучающих программ, курсов, литературы и конференций. Это действительно работает.
Мы стараемся сильно не увлекаться постоянным поощрением сотрудников, иначе это превратится в банальное заигрывание с ними. Специалисты должны это понимать. Тем более что сейчас особое время и стоит ориентироваться на профессионализм работника, а не проявлять мягкотелость в руководстве компании и угождать персоналу по поводу и без. Сегодня те, кто будет быстро бежать, всего лишь останутся на месте, как в популярной сказке «Алиса в стране чудес», об этом не стоит забывать» — считает Андрей Давидович, генеральный директор компании «Смарт-Софт».
СКБ Контур
Компания разработчик ПО для электронного документооборота, бухучета и управления предприятием
«Предлагать обширный соцпакет в дополнение к зарплате уже стало нормой для ИТ-компаний. СКБ Контур не исключение — для наших сотрудников предусмотрены самые разные бонусы и „привилегии“.
В Контуре действует программа ДМС, компенсируются расходы на питание и занятия спортом, в том числе на абонемент в бассейн. В офисах есть спортзалы для самостоятельных тренировок, оборудованные тренажерами и теннисными столами, ковриками и „кирпичиками“ для йоги, скакалками и прочим инвентарем. На кухнях можно подкрепиться фруктами, орехами, свежей выпечкой, выпить чай, кофе, развести хлопья с молоком.
В компании есть даже свой детский сад. Конечно, можно было компенсировать работникам часть расходов на платный садик, но мы приняли другое решение. Для нас не редкость, когда оба супруга устроены в Контуре, и у многих пар есть маленькие дети. Вполне логично, что у таких „семейных“ сотрудников появилась мысль создать корпоративный детский садик. Согласитесь, что для IT-компании открывать собственный детский сад — совершенно непрофильная деятельность. Но мы решили не отступать и проверить себя — насколько мы готовы решать такие неординарные задачи. Нашли и оборудовали помещение, подобрали персонал, выбрали педагогическую систему Монтессори. Созданием садика с нуля полностью занимались сами родители, а Контур помогал финансами.
Для нас очень важно, чтобы у сотрудников была возможность реализовывать свои идеи. Тот, кто однажды запустил собственный проект, начинает по-другому относиться и к своей работе — он берет и делает, у него меньше страхов и сомнений. Проявить свою инициативу контуровцы могут и в организации самых разных корпоративных мероприятий. Это спортивные соревнования, туристические походы, праздники, волонтерские проекты.
Сотрудники, которые достигают лучших результатов, решая профессиональные задачи, и успевают на работе больше, чем остальные — награждаются премией „Одобрено Контуром“(„ОК“). Номинировать на премию может кто угодно. Это особенно значимо для разработчиков, чьи успехи и прорывы не всегда могут оценить специалисты других профилей в отличие от коллег-программистов. Предложить человека на получение номинации можно раз в квартал» — говорит Мария Орлова, руководитель направления развития HR-бренда компании СКБ Контур.
Слетать.ру
Разработчик сервисов для турагентств, туроператоров и отельеров
«Слетать.ру — это IT-компания в туристической сфере, поэтому бонусы для персонала у нас соответствующие. Среди лучших сотрудников мы периодически разыгрываем путевки на отдых за счет компании и другие интересные призы. Победителей выбирают руководители каждого направления, например, по итогам работы за месяц, поэтому каждый специалист может оказаться в числе награжденных.
Также внутри компании ежегодно проходит большее мероприятие — „Хакатон“. Свои идеи и разработки может предложить любой сотрудник. Авторы самых интересных решений получают призы, в основном полезные гаджеты: читалки, внешние жесткие диски.
Конечно, у нас есть и стандартные привилегии для всех работников: компенсация стоимости обедов, ДМС-программа или оплата фитнеса в одном из клубов-партнеров» — рассказывает Алёна Новосёлова, HR-директор группы компаний «Слетать.ру».
А что для вас лучший мотиватор в работе? Условия какой из компаний привлекают больше всего? Рассказывайте в комментариях:)
Билет в профессию: профессия «Веб-разработчик».