Как стать Android-разработчиком — интервью с деканом

Что происходит в Android-разработке, зачем учить Kotlin, какой стартовый опыт вы получите в GU

Александр Аникин — Senior Android developer и декан факультета Android-разработки в GeekUniversity. Он сам изучил профессию в GeekBrains, а сейчас руководит преподавателями и параллельно работает в крупной компании. Я расспросила Александра, что происходит с платформой Android, какие направления развития она предлагает программисту и как приобщиться к ней в GU.

— Привет! Расскажи, пожалуйста, о перспективах Android-разработчика, как ты их видишь. Чем это направление привлекло тебя и чем оно может заинтересовать сегодняшнего новичка?

— Под управлением Android работает два миллиарда устройств — они всюду, у всех и никуда не уйдут. Их количество еще вырастет за счет индийского, африканского и южноамериканского рынков. На мой взгляд, это говорит и о перспективах, и о привлекательности направления. Чем обширнее рынок, тем больше специалистов требуется для его обслуживания. В нашем случае существующий рынок Android-устройств постоянно нуждается в программистах, маркетологах, дизайнерах и гейм-дизайнерах, тестировщиках, архитекторах.

Меня в мобильной разработке привлекает возможность сразу видеть результат своих трудов. Ты пишешь небольшое приложение за пару месяцев, выкладываешь его в Google Play и получаешь отдачу. Можно работать в одиночку или в маленькой команде, где вклад каждого участника важен и очевиден. Для сравнения: если в команде из 500 джавистов писать крупную серверную SAP-систему, результата своей работы можно не наблюдать годами и не увидеть никогда. Думаю, многим важно, чтобы их вклад был заметен.

Есть и еще один момент. Навыки Android-разработки позволяют создавать приложения для себя — полезные инструменты, которые всегда с тобой. Для меня смартфон — это часть жизни, неотъемлемая и интересная. Я понимаю, как работает мой гаджет, расширяю его возможности, делаю его «умнее» и так упрощаю свою жизнь. Это приносит мне удовольствие. И надо помнить, что Android-разработка нацелена не только на мобильные устройства, сфера ее применения гораздо шире.

— Помимо приложений для планшетов и смартфонов, что можно делать?

— Писать софт для Android Auto, телевизоров, часов и других устройств. Android для ТВ отличается от мобильной версии в основном управлением — все действия не через тачскрин, а через пульт.

Еще есть горячее направление Internet of Things: можно писать приложения для управления умным домом. Тут уже больше отличий от мобильной разработки. Умные дома — это тренд, который уже наметился и будет развиваться. Эти технологии ближе, чем кажутся, ведь не обязательно иметь комплекс устройств: лампочки и розетки Wi-Fi — тоже умный дом.

Дополненная и виртуальная реальность — еще одна перспективная область, где нужны программисты Android. Если помнишь, когда появился первый iPhone и задал тренды для смартфонов в целом, это был поворотный момент. Дальше начался бум популярности гаджетов, который не проходит до сих пор. С дополненной реальностью я жду такого же эффекта: в ближайшие несколько лет эта ниша будет расширяться и специалисты будут востребованы.

Будет развиваться индустрия — нужна ведь не только программная часть, но и аппаратная. Уже были «первые звоночки»: Microsoft HoloLens и Google Glass. Но технология еще недостаточно совершенна для реализации таких идей. Как только появятся недорогие и удобные очки (а это случится), произойдет взрыв! Дополненная реальность через смартфоны — это легко и это уже есть.

— Какими из перечисленных направлений вы занимаетесь на факультете Android-разработки?

— Пока мы занимаемся только разработкой приложений для смартфонов и планшетов. Это основа, от которой студенты могут оттолкнуться в дальнейшем изучении программирования и Android. Игры не делаем, потому что в GU есть факультет разработки игр.

Наши студенты изучают мобильную разработку за год и не в формате пятидневки: у нас два занятия в неделю по два с половиной часа каждое. За это время ты получаешь базовые знания, которые позволят устроиться на работу в качестве junior'а. Если ты очень упорно занимался и отдавал этому все силы, тебя могут взять на вакансию уровня middle. Будь у нас два года учебного времени, я бы с удовольствием добавил в программу курс по дополненной реальности.

— Помимо языка Java на факультете преподают Kotlin?

— Да. Недавно мы включили в программу изучение основ Kotlin. По итогам курса студенты пишут приложение для заметок, которое, по аналогии с Google Keep, хранит данные в облачном хранилище Firebase.

В планах — добавить еще курс профессиональной мобильной разработки на Kotlin.

— А еще какого типа проекты ждут студентов факультета?

— Сначала мы пишем погодное приложение, которое показывает сводку по любым городам и регионам. Дизайн интерфейса и дополнительные фичи — на усмотрение слушателей. Затем изучаем принципы Material Design и по этому курсу пишем приложение для просмотра фотографий — по аналогии с лентой Instagram.

Один курс посвящен популярным библиотекам: Dagger, Mosby, Butterknife, Room, Sugar ORM. Отдельный проект по итогу студенты не разрабатывают, вместо этого они внедряют изученные паттерны и библиотеки в свои текущие проекты.

Дальше у нас командная разработка: ребята сами выбирают, что делать, и работают над проектом самостоятельно, а если надо — советуются с преподавателем.

Подчеркну: никто не заставляет писать именно предусмотренные программой приложения. Вместо погодного информера можно разработать что-то свое на базе тех же технологий.

— Что нужно для занятий мобильной разработкой? Как минимум среда разработки и Android-устройство для тестирования?

— Из обязательных требований — только компьютер. Даже Android-девайс иметь под рукой не обязательно, потому что тестировать приложения можно на эмуляторе. Гипотетически, код можно писать и в блокнотике, но на деле, конечно, понадобится среда разработки (IDE). Это бесплатная Android Studio, которую можно скачать из интернета.

Если сравнивать с iOS-разработкой, там тебе нужен Mac, который стоит в 5–10 раз дороже ПК под Windows или Linux. Плюс ты будешь ежегодно платить Apple по 100 $, чтобы иметь право что-то разрабатывать для их устройств. Это создает «имущественный ценз» — порог входа, который в Android-разработке практически отсутствует.

— Как изменилась Android-разработка за последние годы — с момента, когда ты пришел в это направление?

— Изменилась очень сильно и, думаю, продолжит меняться в дальнейшем. Потому что Android-разработка — это не только Java, хотя и этот язык взял курс на быстрые изменения. Нельзя быть разработчиком и не учиться постоянно. Ты прошел курс, но каждый год появляется что-то новое. Если не следить за происходящим, через пять лет просто не узнаешь свое направление.

Я пришел в Android-разработку четыре года назад — тогда многие использовали IDE Eclipse, и я тоже начинал работать в ней. С тех пор все перешли на Android Studio — среду разработки от Google. Еще появились архитектурные компоненты: стало ясно, какой должна быть архитектура Android-приложений. До недавнего времени все писали кто во что горазд. В число основных языков разработки вошел Kotlin — теперь многие новые приложения изначально пишутся на нем.

— То есть за Kotlin будущее? Почему этот язык так «выстрелил» в Android-разработке?

— Создатели Kotlin плотно работают с Google. А если учесть, что они (JetBrains) создали еще и среду IntelliJ IDEA, на которой базируется гугловская Android Studio, сотрудничество получается очень успешным. Кроме того, Java принадлежит компании Oracle, у которой сейчас правовые проблемы с Google.

Я не вникал глубоко в этот вопрос, но, насколько понимаю, Oracle хочет сделать Java платным для корпоративных клиентов или брать royalties за использование отдельных модулей. А поскольку на этом языке пишется софт для двух миллиардов Android-устройств, Google не в восторге от такого хода. Если бы не юридические препирательства, не уверен, что Kotlin так быстро поднялся бы в этой сфере. Но есть и другие причины.

Возьмем Go и Dart — они со временем наверняка станут официальными языками Android-разработки, но у них узкая специализация. Kotlin позволяет делать все, что может Java, и больше того. На нем можно написать сервер, мобильное приложение, нативную логику, среду сборки — что угодно. Плюс создатели Kotlin добавляют в язык фичи, специально заточенные под Android-разработку.

— Несколько вопросов о тебе: чем ты занимался раньше, как пришел в IT и стал писать для мобильных устройств?

— До Android я всю жизнь занимался маркетингом. Работал классическим маркетологом, мобильным маркетологом, SMM, продакт-менеджером. Потом захотел сменить профессию и начал программировать.

Мобильная разработка интересовала меня давно, потому что я всегда любил гаджеты: оценил прелесть смартфонов, когда они только появились, и следил за проектами в этой области на KickStarter. Специально ездил в Москву на «Горбушку», чтобы купить первый iPhone — тот, который официально в России никогда не продавался. И с тех пор старался пользоваться самыми новыми и современными девайсами.

Идея умного портативного устройства была мне близка еще до того, как я занялся продакт-менеджментом и мобильным маркетингом. Со временем этот интерес только укреплялся и рос.

— С чего ты начал путь в разработку?

— Знакомые разработчики порекомендовали мне начать с Java. И этот совет до сих пор актуален, потому что Java — развитый, хорошо документированный язык с отличным community. Он использует строгую статическую типизацию и подходит новичку. Если ты знаешь Java, тебе легко перейти на Swift, Objective-C, Kotlin, Go, Dart. Это позволяет выбирать практически любое направление.

— Сначала ты пробовал учить язык самостоятельно?

— Да. Месяца два я ковырялся с Java сам, затем понял, что лучше вложить деньги в свое образование и с помощью менторов закрепить и стандартизировать свои знания. Тогда я купил курсы в GeekBrains, прошел обучение и устроился junior'ом на первую работу.

— Какое-то портфолио удалось собрать?

— Если честно, не помню, какие проекты мы делали, но точно могу сказать, что на работу меня брали не за портфолио. Я прошел много собеседований, а провел еще больше — и считаю, что портфолио не важно при трудоустройстве. Работодатель все прекрасно видит по собеседованию и тестовому заданию.

Объемное портфолио нужно только самому программисту — это необходимое следствие твоей работы. Если не будешь постоянно писать код и улучшать его — не станешь разработчиком и не пройдешь собеседование. Но сама по себе подборка твоих прошлых работ никому не интересна, и не факт, что ты захочешь ее демонстрировать.

У меня сейчас дюжина проектов на GitHub, и я никому их не показываю, потому что код, написанный год назад, — это всегда «курам на смех и слезы». Нормальный разработчик развивается постоянно, и если тебе не стыдно за прошлогодний код — ты не растешь.

Поэтому я не вижу смысла поддерживать старые проекты в актуальном состоянии, когда у тебя в работе уже другие задачи и приложения.

— Через какое время в разработке ты решил преподавать?

— Через полтора года. Почувствовал, что мне хватит знаний и опыта, чтобы проводить занятия. Прошел собеседование в GeekBrains, провел тестовое занятие и был принят. Теперь в качестве декана факультета сам провожу собеседования и оцениваю профпригодность преподавателей.

— Чем ты занимаешься вне GeekUniversity?

— Работаю в крупном банке и пишу для него приложения.

— И там тоже проводишь собеседования? Ты на руководящей должности?

— Чтобы подбирать людей для проекта, не обязательно быть руководителем. Сейчас я разработчик, но да, моя экспертиза востребована, потому что помимо программистского стажа у меня 15-летний опыт руководства и проведения собеседований.

— После учебы в GB ты ведь не сразу устроился в банк? Перед этим работал еще где-то?

— Да. Начинал в небольшой компании, где разработкой занимались два человека: я и технический лид, который меня многому научил. Через два года я перешел на middle-позицию в EPAM. Это крупнейший в мире производитель программного обеспечения.

Компания создает приложения под ключ — решает задачи заказчика силами своих программистов, тестировщиков, архитекторов, консультантов и других специалистов. В EPAM я стал senior'ом и затем перешел в банк, где работаю сейчас.

— А кого-то из выпускников GB и GU тебе доводилось брать на работу?

— Только один раз, но случай интересный. В октябре 2018 года ко мне пришел выпускник курса, который я вел годом ранее. Это был один из активных студентов, поэтому я его помнил. Он рассказал, что уже 6 месяцев трудится Android-разработчиком и хочет устроиться к нам преподавать. Мы провели собеседование, он его не прошел: не хватало базовых знаний для ведения вебинаров. На мой взгляд, преподавателю, который ведет курсы Android-разработки первого и второго уровня, нужна очень хорошая теоретическая подготовка. Потому что студенты, еще мало знакомые с Java, могут задать любой вопрос — не только про Android, но и по смежным направлениям. И ты должен быть готов хотя бы в общих чертах говорить о вещах, с которыми на практике не сталкивался.

Кандидат не сдался: подтянул свои знания, через месяц вернулся и успешно прошел собеседование. Теперь он преподает у нас. По сути, он сделал то же, что и я в свое время. Настойчивость приносит результаты в разработке и не только. Приятно, когда человек, который у тебя учился, достигает поставленных целей в профессии.

— Спасибо тебе за содержательный рассказ: мы успели затронуть много тем! Ждем вопросов в комментариях.

geek universityпрограммированиеgugeekuniversityjavakotlinandroid
Нашли ошибку в тексте? Напишите нам.
Спасибо,
что читаете наш блог!