Как из эксперта сделать преподавателя
Анна Полунина, методист программ направления «Дизайн» образовательного портала GeekBrains, рассказала, что такое андрагогика, как Хабр помогает в поиске специалиста и какие качества важны для эксперта, который хочет стать онлайн преподавателем.
Чем занимается методист
Погружает в процесс обучения. Методист образовательных программ — человек, который помогает экспертам и преподавателям создавать контент и проектировать опыт студента. Это может быть целый курс, конкретное занятие, отдельный блок или практическое задание, которое преподаватель хочет дать студентам. Каждая единица, о которой мы говорим, не создается в вакууме, а связана с другими элементами программы. Часто к нам приходят эксперты без опыта в образовании. Задача методиста — рассказать, чем живет студент и какое место в курсах занимает, погрузить в процесс обучения.
В образовательных курсах по дизайну разная продолжительность блоков — их может быть четыре, восемь или двенадцать, в зависимости от цели обучения. И в рамках одного блока лекции может читать несколько преподавателей. Это рискует вылиться в ситуацию, когда эксперты одной темы просто не понимают, что сейчас переживает студент. Методист помогает это исправить: погружает эксперта в обучение, чтобы он четко понимал, на каком этапе курса сейчас студенты, что они прошли и будут проходить. Это важно: если эксперт не погружен в курс полностью, у студента складывается впечатление, что преподавателю все равно, что там с ним происходит.
Работает с фидбэком. Кроме экспертов и преподавателей, методист работает со студентами — анализирует обратную связь. Менеджер курса разговаривает с ними и выясняет, в каком месте программы им «больно». А мы с преподавателем думаем, как сделать программу лучше. Вообще мы стараемся продумать заранее, какие боли у студентов могут возникнуть, и решаем это дополнительными материалами: от того, что ждет обучающихся на следующем курсе, до отработки ощущений, которые студент сейчас испытывает. Если чувствуем, что студенты волнуются, говорим: «Страх — это нормально, давай вместе с тобой разберемся». Это такая история со стратегией жизни студента и целеполаганием: мы помогаем студентам понять, зачем они приходят на курс.
Вполне нормально, если студент в процессе обучения понимает, что дизайн — это не его, и хочет перейти на другое направление или уйти совсем. Мы это принимаем и помогаем студенту сделать выбор в интересах его развития, о бизнесе мы не думаем в такие моменты.
Способы найти преподавателя
Где найти преподавателя? По рекомендациям. К ребятам из отдела HR обычно приходит запрос на конкретного эксперта. Они учитывают тонкости индустрии, например тип комьюнити — в программировании, маркетинге, дизайне, рекламе оно разное. Иногда более закрытое, и тогда преподавателя найти сложнее. А бывает более открытое, и в этом случае проще найти специалистов, которые готовы преподавать. Мы всегда готовы принять новых экспертов, которые чувствуют в себе силы делиться знаниями.
Чаще мы находим преподавателей сами. В основном на экспертов выходят по рекомендациям или берут тех, кто на слуху в индустрии. Хотя известность важна не во всех областях.
В маркетинге, например, важна узнаваемость бренда, чтобы преподаватель был известен на рынке. Недавно у нас вышел курс, который ведут эксперты из известного маркетингового агентства Qmarketing, в том числе Рома Кумар Виас — совладелец компании Qlean.
А вот большинство графических дизайнеров — интроверты. Для них важнее процесс работы и результат, передача знаний на курсе, чем подписчики в соцсетях. Веб-дизайнерам, наоборот, важно чувствовать, что их узнают, что они имеют вес не только в индустрии, но и за ее пределами.
Есть еще отдельный мир продуктовых дизайнеров. По поведению они похожи на программистов и разработчиков: достаточно закрытые, с развитым критическим мышлением и здоровым скепсисом.
Специфику каждого направления мы стараемся учитывать при выборе эксперта. Но для всех есть общий критерий — для них должен быть важен процесс передачи знаний, связь со студентами, их ростом и развитием. Каждый день я общаюсь с разными преподавателями, и они всегда спрашивают про студентов и очень радуются их успехам. Испытывают очень теплые, почти отцовские, я бы сказала, чувства.
Чаще к нам приходят ребята по рекомендациям друзей, это 95 % преподавателей. Спрашиваем у коллег, есть ли на примете толковый дизайнер. Так мы познакомились в том числе с одним из ведущих преподавателей, Ильей Полянским. Он работает ведущим дизайнером диджитал-продуктов в «Инвитро» и курирует курс по работе с софтом. Мы без него как без рук: он классно рассказывает про технические штуки в Figma, Illustrator, Photoshop, After Effects, про основы прототипов, структуру сайта, контент.
По рекомендациям нашли преподавателя в нашу онлайн школу Сережу Чиркова. Он основал свою студию дизайна CHYRKOV studio и параллельно работает креативным директором в Intourist Thomas Cook. Мы заметили Сергея на открытом воркшопе в Wordshop и предложили вести курс по веб-дизайну. Сейчас Сергей — талантливый преподаватель, ведет занятия по основам веб-дизайна и графическому дизайну.
На ресурсах для дизайнеров. У нас есть опыт поиска на Хабре и профильных сайтах, где сидят дизайнеры. Вообще, если я не знаю какое-то узконаправленное понятие в геймдизе или графическом дизайне, иду на специализированные ресурсы и смотрю, что коллеги пишут: Dribbble, DTF, «Манжеты гейм-дизайнера». Несколько раз я наталкивалась на статьи, где автор прямо говорил: «Ребят, задача моего лонгрида — рассказать вам про расширенные возможности Figma, ведь там, кроме прототипов, можно собирать презентации и даже рисовать логотипы». И об этом человек круто рассказывает. Тогда я прихожу к продакту, показываю эту статью и прошу пообщаться с автором. Обычно просим его рассказать про свой опыт и узнаем, насколько ему было бы интересно пойти в сферу образования.
Знакомимся с экспертом
Когда находим классного человека с опытом в дизайне, который в приближении понравился, рассказываем о себе и предлагаем вместо тысячи переписок один раз встретиться и поболтать.
На встрече смотрим, насколько человек адекватно воспринимает информацию и обратную связь. Просим эксперта рассказать о себе и обращаем внимание, как он выстраивает рассказ и о чем говорит: чем занимается, что для него важно, почему решил стать онлайн преподавателем, как к этому пришел, какую видит от этого мотивацию. Важно понять, как он выстраивает деловые отношения, как реагирует на нас и на особенности онлайн-обучения.
Несмотря на то что обучение онлайн уже больше десяти лет присутствует на российском рынке, некоторые относятся к нему скептически. У нас были преподаватели, которые на первой встрече говорили: «Не верю, что могу чему-то научить по интернету, только при живом общении». Это люди старой школы, старой закалки. Здесь важно показать будущему преподавателю результат: продемонстрировать, что студенты действительно готовы учиться ради цели восемь месяцев, год и даже больше.
Отбираем будущих преподавателей
Есть несколько критериев при выборе эксперта:
Уважение. У нас были прецеденты, когда эксперт постоянно перебивал, не давал закончить ни одной фразы. Для нас важно быть с преподавателем на равных. Если на первой встрече, когда у нас нет никаких отношений, нет взаимного уважения, сложно будет дальше их выстраивать.
Адекватность. В самом банальном смысле. Человек спокойно реагирует на критику, а не взрывается. Чтобы это проверить, мы иногда задаем вопросы о стрессовых ситуациях: «Представь, что у тебя во время занятия отвалился интернет. Что будешь делать?» У нас, конечно, всегда есть страховка, но важно понимать, как человек отреагирует, если что-то пойдет не так.
Верные ожидания. Человек должен четко осознавать, куда попал, и понимать, что работы будет много. Неадекватные ожидания могут спровоцировать факапы.
Умение рассказывать. Я анализирую, насколько просто человеку дается передача информации из своей головы в другую (в данном случае — мою), получает ли он удовольствие от работы. Так как в будущем говорить об этом нужно будет много и подробно, с замкнутыми или неразговорчивыми коллегами у нас будет долгий путь к преподаванию.
После первой встречи, когда мы понимаем, что друг другу подходим, идем дальше — углубляемся в программу.
Погружаемся в процесс обучения
Сразу обговариваем, насколько плотно человек готов участвовать. Есть преподы, которые читают одну лекцию и уходят — не потому что не понравилось, просто очень заняты или их лекция одна из многих на восьмимесячном курсе. Например, Андрей Кислов, исследователь, преподает в РАНХИГСе паттерны восприятия информации. Он человек очень занятой, и сразу предупредил, что сможет проводить только одну лекцию по веб-дизайну.
Дальше мы начинаем учиться. Я рассказываю об андрагогике: работе со взрослыми, о том, как человек запоминает информацию, зачем вообще люди в зрелом возрасте приходят за обучением, какая у них мотивация и как с ней работать.
Андрагогика — это раздел науки об обучении взрослых. Ее суть в том, что образование взрослых должно быть автономным, а преподаватели выполняют роль модераторов образовательного процесса. Классическая педагогика, которая построена на обучении детей, и андрагогика — разные направления. У ребенка нет жизненного опыта, который может повлиять на обучение. Отношения между учителем и ребенком строгие: учитель — ведущая роль, он носитель знаний и умений, и от него полностью зависит образование ученика.
У каждого есть воспоминание о проблемных отношениях с учителем, из-за которых не складывались успехи в предмете. При этом учитель всегда формирует только целостную картину знаний, умений и опыта у ребенка, «перекладывает» знания из своей головы в голову ученика. Есть, конечно, демократическое обучение, когда детям позволяют учиться самим, но оно не очень распространено.
В андрагогике же таких отношений между учителем и учеником нет, они более партнерские. Задача педагога — не просто дать знания, а научить учиться, чтобы человек понимал, в каком режиме ему это удобно. Педагог помогает выявить сильные и слабые стороны студента, поэтому андрагогика — про интеллектуальный подход к обучению. Ее принцип строится от уже сформировавшейся личности — мы не можем (и не хотим) ее менять, зато можем скорректировать процесс обучения.
Андрагогика — про быстрые навыки. Взрослые чаще приходят учиться за новым жизненным опытом: хотят сменить профессию, добиться повышения — или с конкретной социальной мотивацией и желанием научиться новым, прикладным навыкам. Если вспомнить школьную программу и то, чему нас там учили, сложно выцепить материал из курса биологии, который действительно помог в жизни. А андрагогика — про жизненные навыки, которые можно применить. Человек, который учится на дизайнера, может сразу тренировать и нарабатывать навык — например, попробовать создать логотип.
Составляем программу курса
Мы или встраиваем преподавателя нашей онлайн школы в готовую программу, или составляем курс вместе с ним.
Обычно составление программы занимает 3–4 встречи по 3 часа. Вместе с преподавателем решаем, для кого этот курс, какую проблему индустрии может решить, как может помочь студенту стать лучше, какие люди придут, как кратко сформирован запрос, какими компетенциями студенты должны обладать до начала курса и после, какие навыки обретут, какие компетенции мы закладываем — soft и hard skills будущего специалиста. Думаем, что должен знать студент после курса. Если хотим выпустить веб-дизайнеров, они должны изучить основы маркетинга, графического и веб-дизайна, разбираться в продукте и понимать основы верстки. Времени на продумывание курса тратится много, но мы понимаем, что если вложиться в преподавателя на старте, потом он пройдет курс с минимальной поддержкой.
Программа может быть собрана с другим экспертом, но с каждым преподавателем курса мы проговариваем вводную информацию и концепцию, спускаемся на конкретный блок и занятие в рамках курса. Преподаватель подсказывает, где тут еще можно подумать, где видит несостыковку.
Курс можно строить по двум сценариям:
- От процесса. Нам важно переложить в голову студентов существующий рабочий процесс, по которому они в будущем будут действовать. Например, брифинг с клиентом.
- От результата. Здесь важно, чтобы студент после обучения имел определенный набор навыков, которые актуальны. Например, знания основ маркетинга: как проводить конкурентный анализ или строить бренд-пирамиду. Скорее всего, делать этого дизайнер не будет, но он должен понимать, как работает маркетинг.
К нам недавно пришел преподаватель, Гриша Уваров. Он фрилансер, талантливый графический дизайнер и очень популярен в соцсетях. Когда Гриша пришел преподавать, у нас была собрана базовая программа по графдизайну и брендингу. Гриша заметил, что в курсе не хватает основ графического дизайна, а блок о визуальной коммуникации можно пересобрать, — и мы вместе переработали курс. Сейчас Гриша звезда среди преподавателей и студентов, его все очень любят, и вообще он талант.
Придумываем практические задания, курсовые и дипломы
Стараемся ставить дипломный проект во все курсы. Дипломные работы обучают студента в двух направлениях: на длинной дистанции во время всего курса, когда он получает материал от преподавателя и медленно проходит процесс, и на практике, где за сравнительно короткий срок нужно решить задачу. Тогда он еще раз проходит тот же материал в новом формате, погружается в рабочие будни, переживает все заново, но в «растянутом» виде.
Время на лекции, блок или отдельное задание в онлайн школе мы с преподавателями рассчитываем, исходя из цели и результата. Преподаватель четко понимает, какой результат должен быть после лекции по прототипам — студенты должны собрать в Figma прототип личного сайта. Для этого нужно понимать, как работает Figma, из каких блоков состоит сайт и как пользователь перемещается по ним, какой KPI.
Далее он назначает время, за которое готов рассказать материал: что-то за сорок минут, другое — за десять. Ко времени, которое преподаватель закладывает на лекцию, мы добавляем 25–30 минут на вопросы студентов, организационные моменты, объяснение практических заданий, форс-мажоры. Студентам сложно воспринимать новую информацию, им нужно больше времени, чем человеку с опытом, и мы ориентируемся на это.
С первого раза сложно точно определить, сколько займет лекция, но можно ориентироваться на опыт других курсов. Мы знаем, например, что на софт ребятам требуется больше времени, чем на понимание того, какие вопросы задавать клиенту на первой встрече. Формируем программу, исходя из скиллов: есть более важные — знание ПО, понимание клиента и того, как проводить конкурентный анализ, выстраивать цветовую палитру.
Тестируем и собираем фидбэк
Перед запуском курса мы прогоняем программу с преподавателем и все баги стараемся устранять на этапе подготовки. Я убеждена, что методист всегда должен вставать на сторону студентов, проживать их опыт, поэтому стараюсь задать вопросы, которые могут возникнуть у студента, когда он слышит новый материал. Это не заменяет тестирование, но снимает большую часть багов.
Обратную связь собирает менеджер курса — староста, который следит за групповой динамикой, общается со студентами. Староста — важное звено в образовательном процессе: он проводит опросы, после лекций собирается со студентами в спецчате, где ребята открыто и честно рассказывают о впечатлениях от курса и преподавателя.
Перед запуском веб-дизайна мы подстроили программу по работе с софтом к определенным лекциям, чтобы они шли параллельно. Во время курса оказалось, что студенты не успевают и вообще для них эта тема не такая уж важная. Там, где мы видели значимость, ее не оказалось — эти знания студенты моментально не применяли. На основе такого фидбэка мы перестроили программу, чтобы студентам было легче учиться, чтобы логика программы не потерялась и ничего не сломалось.
Обратная связь помогла нам ввести формат лонгридов. Некоторую информацию студентам легче воспринимать в текстовом виде. На курсе веб-дизайна есть лекция о придумывании идей, об алгоритме дизайн-мышления. Мы подумали, что было бы круто к основному материалу дать дополнительный, и написали лонгрид про латеральное мышление. Этот лонгрид даем студентам, но не настаиваем на применении этих знаний. Практика показывает, что студенты пользуются методиками латерального мышления, которые берут из дополнительных материалов. Они говорят, что лонгриды — это круто, их можно перечитывать, смотреть примеры, возвращаться к ним позже, дольше зависать над темой.
Сейчас мы пытаемся вводить формат microlearning — обучения короткими сессиями, и смотрим на реакцию студентов. К сожалению, российское образование к этому не очень готово — у нас люди привыкли страдать во время учебы. Они привыкли к двухчасовым вебинарам, и четыре сессии по полчаса для них не то же самое. Студенты не успевают поглощать информацию, но при этом хотят больше материалов. Мы постепенно от этого отучаем: не мучаем двухчасовыми сессиями, стараемся делать материал не дольше часа-полутора, половину отводя практике.
Почти всегда преподавателю сложно на первом этапе: не все могут сразу стоять перед камерой и что-то рассказывать. Как и студенты, которые пытаются впервые нарисовать логотип, преподаватели впервые читают лекции. Мы всегда предупреждаем студентов о новом спикере, говорим, что позвали практикующего специалиста, но у него, как у большинства, нет педагогического образования, он волнуется, и надо с этим считаться. Студенты относятся с большим пониманием. Не было ни одного случая, когда студенты хейтили преподавателя за стеснительность. Наоборот, всегда поддерживают: «У вас отличная презентация, нам нравятся ваши работы, вас интересно слушать». Преподаватели всегда после этого расслабляются и смягчаются, и тогда полностью доверяют нам и студентам.
Работа над курсом не заканчивается, пока по нему учится хотя бы один студент – это одна из наших ключевых заповедей на направлении.
Рождение эксперта-преподавателя
- Ищем нового спикера с помощью HR’ов, сарафанного радио и профильных сайтов.
- Назначаем первую встречу, на которой рассказываем друг про друга: спикер говорит о своем опыте и мотивации, мы – о проекте, его миссии и условиях.
- После обоюдного мэтча начинаем учиться: изучаем андрагогику, таксономию Блума, методики построения курса, когнитивную психологию, работаем с обратной связью и предупреждаем выгорание.
- Проводим несколько сессий по 2,5–3 часа на построение верхнего уровня курса.
- Продумываем и дорабатываем занятия, практические задания и логику — на это закладываем еще несколько сессий.
- Тестируем и обкатываем программу, анализируем и правим.
- Запускаем курс и постоянно адаптируем его под каждую группу. Успех!
Готовы стать преподавателем на GeekBrains? Пишите на hr@geekbrains.ru !