8 вещей, которые вам необходимо знать о Google AMP
В прошлом году всё SEO-сообщество только и жужжало о Mobilegeddon, или новом алгоритме поиска для мобильных телефонов от Google. В этом году всё больше разговоров об их ускорителе загрузки мобильных страниц AMP. Давайте разберемся.
Что это
AMP – проект с открытым исходным кодом, который поможет веб-разработчикам создавать страницы с контентом, оптимизированным для мобильных устройств. В своём блоге представители Google написали: «Мы хотим, чтобы веб-страницы с богатым содержанием, таким как видео, анимация и графики, успешно сосуществовали с баннерами и рекламой, и при этом загружались мгновенно. Кроме того, нашей задачей было сделать так, чтобы код прекрасно работал на всех платформах, будь то планшет, смартфон или прочие мобильные устройства».
Руди Галфи (Rudy Galfi), менеджер Google AMP, на недавней конференции представил интересные данные: среднее время загрузки AMP-кодированной страницы занимает 0,7 секунды (согласно SearchEngineLand.com), в то время как время загрузки аналогичной страницы, но без использования AMP – 22 секунды. Как раз этого времени хватит пользователю, чтобы принять решение больше никогда не заходить на данный ресурс.
23 февраля 2016 года Google официально интегрировал AMP-страницы в свою мобильную поисковую систему. Отныне они будут высвечиваться в специальном блоке в виде «карусели», а рядом с каждым блоком будет специальное обозначение – значок молнии.
Как работает
На самом деле, AMP-HTML это просто HTML5 с набором спецификаций, требований и ограничений. Оптимизация построена на JavaScript, оформление на CSS3, а вся суть в кэшировании страниц. Согласно выступлению Галфи, использование кэша аналогично тому, что используется в CDN. Кроме того, для Google изначально было важно, чтобы контент AMP-страниц всегда был актуальным. Поэтому сразу после запроса, в то время как пользователь получает кэшированную страницу, генерируется повторный запрос уже к оригинальному серверу для обновления кэша.
Важно понимать, что хоть AMP и позволяет создавать «легковесные» страницы, технология всё же рассчитана на разработку отдельной «надстройки» к мобильной версии. Для примера, AMP прекрасно подойдёт для размещения объявлений и рекламы, даже несмотря на заложенные ограничения в размерах и месте расположения. То есть разработчику придётся создавать сразу три версии сайта: настольную (основную), мобильную и AMP. При этом каждая из них будет прекрасно служить и заменой, и дополнением.
Где использовать
Изначально AMP был ориентирован на новостные издания. Как он работает, может проверить любой пользователь, просто вбив в поиск Google запрос «news» с требованием показать страницы на русском языке (иногда можно отделаться просто запросом «новости»). Агрегатор Google быстро подберёт вам все актуальные результаты, в том числе AMP-страницы. Кстати, интегрированный с AMP поиск работает не во всех странах.
Но новости лишь одна из возможных областей применения. Помимо упомянутых объявлений и рекламы, AMP будет полезен для интернет-магазинов: актуальные товары и скидки будут выдаваться пользователю прямо в поисковике, а главное для их просмотра не потребуется много времени, как в случае навигации по полноценной странице.
В качестве иллюстрации, компания eBay 30 июня объявила о интеграции с AMP и о начале создания 8 миллионов узлов по этой технологии, а такие популярные запросы, как «camera drones» и «Sony PlayStation» уже располагают соответствующими AMP-узлами.
Зачем создан
Веб-сёрферы хотят получать актуальные результаты с минимальным временем ожидания, поэтому создание AMP выгодно сразу 3 сторонам: Google, держателям ресурсов и пользователям. Google находится в состоянии острой конкуренции в области мобильных платформ, а подобные новшества обеспечивают серьёзное преимущество. Если их мобильный поиск будет ассоциироваться со словом «скорость», то вскоре оно прилипнет и к названию компании.
Кроме того, с помощью AMP Google переводит пользователей на мобильный интернет, ведь с приложениями, несмотря на локальные победы, дела пока обстоят не слишком радужно.
AMP и SEO
Если верить Ричарду Джинграсу (Richard Gingras), старшему директору новостных и социальных продуктов Google, пока AMP не является прямым фактором ранжирования поисковых систем, а компании, предоставляющие AMP-страницы вряд ли получат существенный прирост аудитории. Однако в долгосрочной перспективе всё может измениться. По результатам опроса, проведённого SEO PowerSuite, около 50 процентов специалистов в области SEO ожидают, что AMP окажет существенное влияние на результаты поиска в будущем.
Трудно не согласиться с такими результатами исследования, ведь даже сам Джинграс признаёт, что в случае наличия двух статей с примерно одинаковыми характеристиками входа, акцент будет сделан на той, доступ к которой займёт меньше времени. А если об этом говорят в Google, значит завтра это отразиться во всех поисковиках.
Подводные камни
AMP требует привыкания. Учитывая, что технология была разработана буквально вчера, инструменты и плагины всё ещё продолжают появляться и развиваться. Следовательно, требуется время, чтобы использование AMP стало по-настоящему удобным. Просто задумайтесь, где находилось SEO ещё несколько лет назад, когда многие действия приходилось делать вручную (например, кодировать мета-теги). Сегодня специальные плагины автоматически спрашивают у пользователя, что требуется сделать, и ему не требуется для этого специальной подготовки.
Главной же ловушкой является ограниченность платформы AMP, необходимость строго следовать требованиям, ведь это одна из главных причин увеличения скорости. В частности, необходимо использовать специальные библиотеки JavaScript (если вы его используете), которые также сильно ограничены. Кроме того, как уже говорилось ранее, вы не сможете изменять форму и место расположения на странице.
Ещё одна проблема таится в самой технологии. Пользователи, обмениваясь новостями, будут ссылаться на URL-адреса кэшированных страниц, а не на оригинальный контент. В перспективе это может негативно сказаться на передовых ресурсах, поспешивших внедрить AMP, и, как следствие, это бумерангом ударит по самой технологии.
Роль в IT
В случае, если AMP действительно станет нормой, это повлечёт за собой серьёзные изменения во всей IT-сфере. Производителям интернет-контента придётся загружать своих сотрудников дополнительной работой по созданию AMP-страниц, системным администраторам создавать новые поддомены, устанавливать на них сертификаты безопасности. Возможно и появление отдельных специализированных компаний по внедрению технологий AMP в веб и железо.
В любом случае, это движение навстречу друг другу: если рынок сочтёт AMP бесперспективным, всё быстро вернётся на круги своя.
Будущее мобильного веба
Сегодня ещё довольно рано предсказывать будущее AMP. Технология может оказать существенное влияние на весь мобильный интернет, так что пока всё упирается в то, будет ли AMP повсеместно принят как новый стандарт. В противовес выступают Facebook Instant Articles и Apple News, но они куда больше ограничены в функциональности и применении, поэтому у AMP есть неплохие шансы.
А если учитывать те ресурсы, которыми располагает Google, и тот факт, что они сделали на AMP серьёзную ставку, то для разработчиков это должно стать как минимум серьёзным поводом задуматься.
Основано на статье Джеймса А. Мартина.