Фулстек-дизайнер — один мастер на все руки

Тяжело или полезно быть фулстек-дизайнером в современном мире
5 минут8064

Дизайнеры создают логотипы и фирменный стиль, проектируют сайты и приложения и даже выстраивают взаимодействие с пользователями в цифровой среде. Может ли всё это делать один специалист или нужно привлекать нескольких? Рассказывает Дарья Прокуда, декан факультета дизайна GeekBrains и Design Lead в Сбербанке.

Конечно, один человек вряд ли сможет стать абсолютным экспертом в каждой их трёх сфер: графическом дизайне, веб-дизайне и UX/UI-дизайне. Именно их задачи я перечислила выше. Но есть единая база, которая позволяет перескакивать между областями и менять направление. Я называю её «базой единорога», она же — база фулстек-дизайнера. В GeekBrains есть факультет, который готовит как раз таких единорогов.

Давайте разберёмся, какие специалисты могут вырасти на такой базе. 

Графический дизайнер

Он создаёт фирменный стиль и весь визуальный контент для брендов: от баннеров и плакатов до логотипов и брендбуков. Жонглирует образами и смыслами, генерирует идеи и прорабатывает концепции. Разрабатывает шрифты, создаёт и готовит дизайн-макеты печатной продукции. И всё это, чтобы создать уникальный образ, идеально подходящий бренду заказчика. 

Графический дизайнер решает задачи, отталкиваясь от пользовательских потребностей. Проектирует brand experience — опыт взаимодействия с брендом. В идеале он получается сквозным для любых направлений и может использоваться как в печати, так и в диджитал-среде. Этому подходу в GeekBrains учат на факультете графического дизайна

UX/UI-дизайнер

Эти аббревиатуры расшифровываются как User eXperience — пользовательский опыт, и User Interface — пользовательский интерфейс. Такой специалист проектирует действия и функции в интерфейсе, а также формирует новый опыт пользователя, исходя из его потребностей. Дизайнер визуализирует этот опыт с помощью графических и аудиоинструментов для создания интерфейсов, а также многих других. 

UX/UI-дизайнер умеет не только создавать, но и внедрять свои идеи, передавать в вёрстку, контролировать реализацию на этапе авторского надзора, а также следить за реакцией пользователя при помощи метрик. Научиться всему и начать работать в этой области поможет факультет UX/UI-дизайна от GeekBrains.

Понятие UX ввёл Дональд Норман в 1993 году, когда работал в Apple. «Я придумал термин, потому что понятия „человеческий интерфейс“ и „юзабилити“ были слишком узкими. Я хотел покрыть все аспекты персонального опыта с системой, включающей индустриальный дизайн, графику, интерфейс, физическое взаимодействие и руководство пользователя. С тех пор этот термин широко распространился, так что и он начал терять своё значение», — отметил Норман в 2007 году в интервью Adaptive Path.

Со временем в UX/UI-дизайне появились «подпрофессии»: веб-дизайнер и дизайнер продукта.

Веб-дизайнер работает с сайтами, чаще в проектной студии. Его задача — спроектировать интерфейс, который мотивирует пользователя выполнить целевое действие: купить что-либо, изучить новую область или просто прочесть новость. В работе дизайнер опирается на потребности аудитории. Он использует паттерны взаимодействия в интернете, знает особенности вёрстки и умеет работать с аналитикой. 

Такие дизайнеры часто манифестируют со страниц своих творений, внедряют новые стили и экспериментируют с типографикой и образами — для них очень важно донести верный эмоциональный контекст. Их работы выставляются на CSS Design Awards и Awwwards, их трудами пользуется весь мир. Изучить и узнать тонкости профессии можно на факультете веб-дизайна.

Дизайнер в продукте чаще работает в крупных компаниях и корпорациях. Он, как правило, использует клиентоцентричный подход и разрабатывает приложения и сервисы одного бренда или экосистемы. От других дизайнеров отличается тем, что ещё больше вникает в метрики продукта, собирает фидбэк от пользователя на разных этапах. Всё это необходимо, чтобы создавать и развивать продукт, полезный людям и приносящий деньги бизнесу. 

Такой дизайнер — камертон и та нить, что связывает бизнес с реальностью и потребностями пользователей. Поэтому он должен знать термины юнит-экономики, уметь говорить на языке бизнеса, строить CJM, Service Blueprint и мастерски презентовать свои идеи.

CX-дизайнер

СХ расшифровывается как Customer eХperience — клиентский опыт. В чём разница между CX и UX? Если коротко, то UX-дизайнер работает с продуктом, сервисами и их развитием, а CX — с брендом. UX-дизайнер отвечает за создание пользовательского опыта в мобильном приложении, на веб-сайте и в других точках контакта пользователя с интерфейсом. А CX-специалист занимается развитием и улучшением опыта взаимодействия клиента с брендом, то есть его сфера более широкая и не ограничена только интерфейсами.

В данном случае слово «дизайн» — не про графику и элементы интерфейса, а про улучшение качества взаимодействия клиента с брендом абсолютно на всех этапах. Цель CX-дизайнера — сделать так, чтобы клиент никуда не ушёл и был максимально доволен, привёл друзей и вернулся сам. В этом направлении важно прокачивать навыки решения сложных и неочевидных проблем, умение смотреть дальше продукта и работать с данными.

Все перечисленные направления так или иначе крутятся вокруг пользователя, его желаний и потребностей. Дизайнер выступает в роли переводчика и транслятора, правильно интерпретируя и визуализируя ответ на требования пользователей. Не стоит забывать, что дизайнер сам тонко чувствует мир и часто дополняет творение своими идеями, внедряет мысли и сеет зёрна изменений, насыщает проект эмоциями и смыслами.

Как выбрать между узкой специализацией и фулстеком

Можно не выбирать одно из направлений и стать фулстек-дизайнером. Это позволит перемещаться между сферами, сколько захочется, а ещё лидировать все процессы и контролировать качество: начиная с брендинга, продолжая сервисами и продуктами и заканчивая маркетингом.

Дизайнеры, которые выбирают путь фулстека, всё чаще занимают передовые позиции в продуктовых компаниях — ведь у них есть экспертиза по всему пути внедрения продукта или сервиса. У них, соответственно, больше нагрузки и ответственности, более развиты скилы управления процессами. Они влияют на область цельно, а не точечно, часто переворачивая мир с головы на ноги, — комплексно улучшают клиентский и пользовательский опыт.

Выбор специализации — это ещё один путь роста в профессии. Но даже специализируясь на чём-то одном, дизайнеру выгодно понимать работу смежных областей, чтобы собирать нужные инсайты и видеть картину целиком.

Как выбрать специализацию в дизайне

Если вы начинаете с нуля и не знаете, какая специализация вам подходит, я советую получить базу фулстек-дизайнера. После этого уже можно смело выбирать специализацию — вы будете ориентироваться в мире дизайна настолько свободно и гибко, что сами сможете управлять своими ожиданиями.

Если у вас есть графические навыки и вы обожаете придумывать персонажей, креативные идеи и сумасшедшие метафоры, то приглядитесь к курсу графического дизайна.

Если вам больше по душе интерфейсы и вы хотите влиять на сервисы и продукты, то советую курс UX/UI-дизайна. 

Ну а если вы точно поняли, что сайты — это ваше призвание, а также хотите помогать людям находить информацию в интернете и совершать покупки, смело идите на курс веб-дизайна.

Главное — помните: вы можете изменить мир, а уж в какой области и в каком масштабе, решать вам. Stay creative and be brave!

дизайнdesign
Нашли ошибку в тексте? Напишите нам.
Спасибо,
что читаете наш блог!
Posts popup