Как организовать хакатон
Хакатоны сегодня вышли далеко за рамки исключительно программистской деятельности: это крупные социальные проекты, включающие в себя не только рабочий процесс, но также культурную и развлекательную программу. При этом молодые пытливые умы здесь находят себе друзей и бизнес-партнеров, а организаторы и спонсоры получают реальный эффект от взаимодействия.
Однако так идеалистично, как правило, хакатоны выглядят лишь на словах, реальность же часто и жестоко разбивается о непрофессионализм одной из сторон. И тогда у участников возникает резонный вопрос: «а почему бы не попробовать создать свой хакатон с бесплатными пончиками и безграничным идейным фонтаном?» И действительно, почему бы и нет. Вот несколько советов в помощь энтузиастам.
Идея
Первый вопрос, который наверняка уже у вас созрел: «А зачем это мне, простому разработчику?» Что ж, вот небольшой список причин:
- Весело. У вас есть желание, есть возможности, так почему не провести несколько дней решая задачки и пытаясь создать нечто превосходное?
- Выгодно. Так как большинство любительских хакатонов проходит с целью создать некий полноценный продукт, то вы как организатор оставляете за собой право иметь на этот продукт серьёзную часть прав. Если он выстрелит, вся слава и немного денег достанутся вам. Если уйдёт в небытие – просто было весело.
- Знакомства. Если вы бьётесь над тем, чтобы найти для своей команды толкового специалиста или просто завести друзей, то хакатон отлично справится с этими целями.
- Реклама. Если вы всё же человек, который планирует организовать свой собственный бизнес, то удачное проведение подобного мероприятия послужит прекрасной рекламой среди целевой аудитории.
- Возможности. На хакатоне вы можете попробовать реализовать все свои задумки в плане разработки или решить текущие загвоздки с помощью сторонней рабочей силы. А кто сказал, что это запрещено?
Деньги
Когда вы хотите организовать любое мероприятие, выходящее за рамки собственной квартиры — вопрос всегда упирается в финансы. Сразу можете оставить идею онлайн-хакатона, так как это может быть эффективно, если его длительность несколько часов (что уже не вполне вяжется с названием), а охват публики насчитывает несколько тысяч. Поэтому поговорим об организации реальной встречи.
Во-первых, вам понадобится еда, это минимум 1000 рублей на человека на день (да и то, если кто-то постоит предварительно у плиты). Исходя из этого можно уже примерно представить продолжительность и массовость мероприятия.
Во-вторых, аренда помещения. Здесь можно попробовать договориться с администрацией города (района) или сделать хакатон выездным на свежем воздухе, но и в этом случае будут расходы на организацию окружающего пространства (мусор, спальные места, транспорт и пр.).
В-третьих, техника и снаряжение. Удлинители, сетевые фильтры, батарейки, зарядные устройства, отопительные приборы и ещё сотня мелочей, которые надо предусмотреть даже в том случае, если непосредственно ноутбуки участники принесут сами.
В-четвертых, призовые. Вы же не думали, что у кого-то будет мотивация тратить несколько часов и даже дней подряд за простое спасибо?
Пятое – реклама. А иначе как про ваш хакатон все узнают?
Для примерного понимания порядка цен, сегодня затраты на однодневный хакатон на 30-50 человек составляют от 400 тысяч рублей (высшая планка, по понятным причинам, ограничена лишь вашей фантазией).
Часть этих денег нужно отбить взносами. Это довольно деликатный момент, который с одной стороны немного поможет вам с организацией, а с другой отсеет праздно шатающуюся публику. При этом сумма входа должна быть чисто символической: 100- 500 рублей. Меньше делать не стоит, потому что в этом случае совсем теряется смысл, больше – тоже плохо, никто не будет платить существенную сумму за неиспытанное времяпрепровождение.
Соответственно на оставшуюся часть суммы надо искать спонсоров или одобрение местной администрации. Одни могут позитивно отнестись к рекламным и кадровым возможностям, другие же наконец перестанут ломать голову над придумыванием культурных мероприятий в городе.
Организация
Есть несколько существенных моментов, которые вы должны выполнить, чтобы хакатон не превратился в балаган, а во главе угла стояла именно работа, а не безудержная радость от новых знакомств:
- Устав, принципы и правила. Каждый гость вашего мероприятия должен быть заранее уведомлён и проинформирован повторно на месте о том, как он себя должен вести, что позволено, что от него требуется, в чём он может проявить свободу самовыражения, а что категорически запрещено. Само собой, сроки и награды также должны быть определены до начала хакатоны.
- Атмосфера. Ключевым фактором успеха любой успешной коллективной мозговой деятельности является позитивная атмосфера. Достичь этого можно десятком разных способов, от фоновой музыки и спортивных игр до серьёзных призов. Главное, чтобы развлечения не доминировали над непосредственной деятельностью.
- Естественные потребности. Айтишник должны быть обеспечены в достатке каждым из трёх своих «энергетиков» (кофе, чай и перекусы), нормальной едой, туалетом и неким местом, где можно в тишине поговорить и просто отдохнуть органами чувств. А вот от алкоголя необходимо категорически отказаться, на пользу он точно не пойдёт.
- Цели. Хакатон, как и его спортивный прообраз марафон, имеет чётко поставленную задачу и пути её достижения. Однако здесь участники в меньшей мере влияют на продвижение, чем организаторы. Именно они должны понимать, как и когда делить людей на группы, какие задачи необходимо выполнять, сколько времени это займёт.
Ожидания
Очень важно понимать, что хакатон – мероприятие, где люди безусловно трудятся на благо одной цели, но далеко не всегда доходят до того момента, который был изначально запланирован. Часто даже многодневные собрания, организованные крупнейшими IT-компаниями заканчиваются по сути ничем, лишь идеей или планом реализации. Поэтому смотрите на вопрос немного шире, будьте готовы оказывать поддержку авторам самых интересных идей уже после расставания. И только так ваш хакатон останется в сердце каждого участника.
А вы когда-нибудь участвовали в хакатоне? Есть желание?