Дизайн — это работа
Здравствуйте!
Считается, что дизайнер — это такой художник: рисует картинки, играет со шрифтами и подбирает оттенки красного для кнопок. На самом деле это не так.
Миф о всемогущем творце живет и процветает. Его в равной степени поддерживают как сами дизайнеры, так и те, кто работает с ними. Этот миф разрушителен, так как сводит работу дизайнера к возне канцелярской пиксельной крысы, украшателя и того, кто только ищет путь к успеху.
Здесь и далее я буду приводить цитаты из книги Майка Монтейро «Дизайн — это работа». С этой книги стоит начать, даже если вы не хотите стать дизайнером, а хотите быть программистом или редактором.
См. также: 5 книг для тех, кому недостаточно просто писать код.
Дизайн — это решение проблем
В отличие от художника, дизайнер не выплескивает свое видение мира наружу, а решает определенную проблему. Дизайн — утилитарная дисциплина, ремесло, если вам угодно.
В этом дизайнеры и программисты очень схожи: цель работы тех и других — решить проблему, а не просто нарисовать страничку или написать нужное количество строк кода. Но программисты редко предстают перед клиентами творцами, магами и волшебниками, повелителями кода и укротителями багов.
Творцы далеки от реальных потребностей клиентов. Решайте задачи, а не творите. Будьте ремесленниками, а не творцами.
Дизайн — это процесс
Работа дизайнера начинается задолго до того, как появляется первый пиксель, и заканчивается намного позже последнего.
Большинство людей привыкли считать, что дизайн — это собственно набор картинок, цветов и шрифтов, которые передаются верстальщикам и программистам, чтобы получился продукт. Иногда такой подход срабатывает, но чаще получается проект, который потом стыдно добавить в портфолио.
Дело в том, что для решения задачи недостаточно нарисовать картинку. В процессе работы хороший дизайнер проходит шесть шагов. Вот они:
Понимание проблемы
Работа начинается с понимания проблемы, как театр с вешалки: пока не сдашь верхнюю одежду, дальше не пройдешь. Если не вникнуть в проблему, получится нежизнеспособный продукт.
Поиск решения
Когда проблема понятна, приходит время искать решение. В устоявшихся терминах это всякие наброски и прототипы, которые помогают выстроить предварительное видение конечного продукта.
Оформление
Это как раз и есть рисование картинок и подбор шрифтов. Многие дизайнеры начинают отсюда и тут же заканчивают работу, а результаты работы таких дизайнеров можно в больших количествах увидеть на Дриббле или Бехэнсе.
Согласование
Даже если у вас в голове и на бумаге стройное и изящное решение, это не значит, что для клиента оно будет выглядеть таким же. Если опустить этот этап и просто отдать клиенту наработки, то в лучшем случае их переделают по своему разумению. То, что в итоге останется после правок клиента, будет мало похоже на вашу работу.
Как работает согласование
Запуск продукта
Если вы не программируете и не верстаете сами, то вы должны по меньшей мере проконтролировать итоговый результат. Когда у дизайнеров и разработчиков нет связи, на выходе получается летающий асфальтоукладчик.
Отладка
Про это вообще мало кто думает. Считается, что продукт — вещь статическая: один раз сделали и будет работать, пока не проржавеет. На деле нужно наблюдать за тем, как продуктом пользуются другие люди, и корректировать решения.
Плохие дизайнеры занимаются только оформлением. Хорошие знают, что дизайн — это процесс, который не заканчивается никогда. Как ремонт.
Дизайн — это работа
Идеи, которые я высказываю выше, я не придумал сам: кое-что я подсмотрел в книгах, что-то услышал из разговоров. Теперь скажу самое главное: дизайн — это работа. Программирование — это тоже работа, и написание текста — это работа.
Работа — это ремесло, результат которого меняет жизни людей. Будьте хорошими ремесленниками и делайте работу хорошо. В мире хватает плохого кода и плохого дизайна.
Тибор Кальман. Виктор Папанек. Рэнд. Рэй и Чарльз Имзы. Дитер Рамс. Эрик Шпикерманн. Зузана Личко. Джеффри Зельдман. Паула Шер. Тысячи людей, чьи имена потеряны для истории и которые ответственны за дороги, метро, наши бейсбольные карточки и наши города. И вы. Вы все дизайнеры. Вы все хороши или плохи ровно настолько, насколько вы сами хотите. И у всех есть возможность оставить свой след в мире с помощью хорошей работы. И я прошу вас использовать эту возможность.
А теперь идите и займитесь делом.
Учим работать: профессия «Веб-дизайнер».