Киберспорт как бизнес и профессия

Когда киберспорт перерос из развлечения в бизнес? Можно ли развиваться в профессии, если не умеешь играть? Есть ли допинг в киберспорте?

Об этом и не только рассказал Иван Возняк — продюсер киберспортивного направления Mail.Ru Group, куратор и преподаватель нового курса GeekBrains.

Про индустрию

— В какой момент все решили, что киберспорт — это бизнес?

— Несмотря на то, что киберспорт зародился в начале 90-х как увлечение, он довольно быстро начал трансформироваться в бизнес: наиболее активные посетители компьютерных клубов объединялись и самостоятельно организовывали соревнования. Клубы поддерживали подобные инициативы и получали прирост аудитории. То есть уже тогда компьютерный спорт был бизнесом — бизнесом энтузиастов. Постепенно начали появляться кланы и команды. Позже — первые международные турниры, например, World Cyber Games (2000 год). Количество соревнований росло, игроки начали получать первые дивиденды, в том числе — заработную плату. Киберспорт стал профессией.

Но если говорить о моменте, когда все решили, что киберспорт — это серьезно, я бы выделил 2011 год. Тогда Valve провела на Gamescom турнир The International по Dota 2, и команда-победитель NaVi получила миллион долларов. Эта сумма помогла преодолеть своего рода психологический барьер и дала сигнал всему миру, что киберспорт — это действительно масштабный бизнес.

— Значит, уже можно не стесняться говорить семье, что работаешь профессиональным киберспортсменом?

— Конечно. Во-первых, киберспорт — это не только про многочасовой гейминг. Здесь, как и в любом спорте, у команд есть тренер: он составляет расписание тренировок и распределяет нагрузку на игроков, разбирает с ними стратегии и тактики — индивидуальные и командные. С киберспортивными командами работают и другие специалисты, которые определяют объем физической нагрузки, развивают их коммуникативные и иные навыки, которые необходимы для успешного участия в соревнованиях. Во-вторых, профессиональные киберспортсмены зарабатывают большие деньги: игроки топовых команд за месяц получают больше 10 тысяч долларов. В-третьих, киберспорт — международный бизнес и, учитывая динамику его развития, очень перспективный.

Проекты esc.watch, mobalytics, gosu.ai — примеры бизнеса в киберспорте. Сервисы анализируют игровые навыки и рассчитывают сильные и слабые стороны игрока, собирают игровую статистику и отслеживают тренды

— Какую профессию в киберспорте можно получить? Каких спецов не хватает — игроков, менеджеров, тренеров?

— Индустрия открывает множество возможностей для каждого, кому интересен соревновательный гейминг. Речь не только о самих игроках — талантливые киберспортсмены нужны всегда. Важно понимать, что киберспорт — сложный многокомпонентный рынок, который находится на стыке индустрий спорта и развлечений, онлайна и офлайна. Здесь, как и в любой области, востребованы опытные специалисты.

В особенности ценятся специалисты, которые «упаковывают» и продают: бренд-менеджеры, маркетологи. Также замечаю возрастающий спрос на тех, кто умеет делать качественный контент — это и спецы в SMM, и организаторы трансляций, и многие другие. Востребованы и программисты для разработки киберспортивных сервисов — платформ для организации турниров, приема ставок и др.

Киберспорту нужны грамотные специалисты, которые понимают, как применить навыки в конкретной области.

— Насколько важно условному менеджеру разбираться в игре так же, как сам игрок?

— Важно понимать не столько конкретную дисциплину, сколько рынок в целом. Человек, который не разбирается в индустрии, но ведет трансляцию, не сможет это сделать на необходимом высоком уровне. Тот, кто знает команды, игроков и индустрию в целом, гораздо глубже понимает происходящее во время турнира.

Если менеджер работает на стороне издателя и пытается продать игру, он обязан в ней разбираться. Если компания хочет стать спонсором, ее представитель должен быть в курсе рынка команд и знать, какие команды хорошие, как они работают, какой из лидеров лучше разрекламирует продукт. Если вы издатель — необходимо понимать, какие права на игру оставить за собой.

Финал крупного турнира на фестивале Warface, команды-участницы сражаются за 13 миллионов рублей

— Человек, который увидел рекламу курса и захотел обучиться, может быть уверен, что индустрия не сдуется через пару лет? Профессия точно останется востребованной?

— Предпосылок к тому, чтобы киберспорт сдулся, нет. В 2018 году объем глобальной индустрии киберспорта, по оценкам Newzoo, достиг 905 миллионов долларов. При этом уже к 2020 объем рынка, по мнению экспертов, превысит 1,4 миллиарда. В России объем киберспортивной индустрии превышает 45 миллионов долларов. Про темпы роста я уже упоминал — это 15-20 %. Россия занимает лидирующую позицию среди европейских стран.

Индустрия постоянно развивается, но предугадать, какая составляющая в киберспорте будет востребована в будущем, сложно. Бизнес-модели меняются. Раньше киберспортом заведовали турнирные операторы — они были законодателями того, что происходит на рынке. Потом ответственность перешла к издателям, но даже для них большой вопрос, какой продукт станет популярным — игры постоянно совершенствуются. Нельзя предугадать, какая игра выстрелит: некоторые потеряли актуальность из-за сложности, но большинство остаются популярны десятилетиями и до сих пор бьют рекорды по просмотрам — Dota2, CS:GO, StarCraft, League of Legends. Я не говорю о мобильном киберспорте, который уже активно развивается в Китае.

База игроков не сильно растет, некоторые перестают быть киберспортсменами, но не покидают индустрию — продолжают следить за игроками, командами, чемпионатами мира. Большинство игроков, которые оставили карьеру киберспортсмена, все еще хорошо разбираются в играх и знают, как на этом заработать, поэтому легко интегрируются в игровую индустрию или в индустрию развлечений.

База зрителей не менее важна. Когда-то игры воспринимали как увлечение единиц, а сейчас стримы собирают миллионы просмотров. Все больше молодых людей интересуются играми, для них киберспорт — это целая культура, и смотреть трансляцию по Dota2, League of Legends, Quake или Warface для кого-то куда увлекательнее, чем следить за футбольными и хоккейными матчами. Недавно вышла статистика по просмотру финала League of Legends в Шанхае — 99 миллионов зрителей. Мало какая спортивная дисциплина может похвастаться такой цифрой.

— То есть киберспорт — новый футбол?

— У футбола многовековая история, и во многих странах он стал национальным видом спорта. До такого уровня киберспорту пока далеко — но и индустрия пока еще довольно молодая. Компьютерный спорт находится только в начале пути, но уже за 20 лет значительно вырос. Это связано с высокими темпами развития технологий и мира вообще. Кроме того, компьютерный спорт более доступен, чем футбол. Чтобы играть, необходим компьютер (а порой — просто мобильный телефон) и качественный доступ к интернету.

Команда ArenaStars на Warface open cup: season 12

Если для футбольного матча нужен стадион, то киберспортивный турнир можно провести и в домашних условиях. И с точки зрения инфраструктуры совершенно другие масштабы: чтобы провести матч по Counter-Strike, достаточно на компьютере зайти по IP сервера в игру и наложить на видео свой голос, чтобы комментировать. Футбол таким не покажешь — в трансляции участвует куча операторов, режиссеров. На крупных киберспортивных соревнованиях все это, конечно, есть, но футбол не может жить без стадиона, а киберспорт живет.

— Сколько тренируются киберспортсмены, чтобы не растерять скиллы?

— Во время пассивной базы подготовки каждый по-разному поддерживает свой уровень. Активная база перед крупными мероприятиями — это от двух недель до двух месяцев серьезных тренировок. У всех разные подходы — это связано с недостаточно разработанной научной и тренерской базой, она помогла бы лучше выстроить процесс. Шесть часов игры в день более чем достаточно, еще пара часов на теоретические основы, и получается полноценный рабочий день.

Чтобы разобраться в базовых нюансах Dota2, в среднем нужно отыграть двести часов. Далее еще тысячи часов оттачиваешь мастерство, но в целом все зависит от игры. В некоторых большая конкуренция, и придется приложить много усилий, тренироваться годами, чтобы выиграть на местном уровне как юниор. Где-то конкуренция меньше: есть игры, по которым редко проводят крупные турниры. Игроки собираются всего за пару месяцев перед игрой, освежают навыки, тренируются, команда сыгрывается. Вообще сыгранность команды категорически важна — на это стоит потратить пару месяцев по шесть-восемь часов при подготовке.

— Отсылочка к «10 глупых вопросов киберспортсмену». Есть ли допинг в киберспорте? Тренер тот, у кого компьютер сгорел?

— Допинг кроме бананов? Некоторые используют препараты, улучшающие концентрацию, но таких случаев немного, скандалов нет.  

А тренеры разные бывают. Например, Дэнни zonic Соренсен, который начинал игроком в Counter-Strike 1.6 и выиграл все, что только можно. Потом начал тренировать датскую команду и тоже достиг больших успехов. Недавно телеграм-канал CYBERSLOVO постил новость о нем — в тему вопроса и сравнения киберспорта с футболом: «В современном киберспорте такие личности можно пересчитать по пальцам. Как правило, бывшие киберспортсмены занимают руководящие должности в организациях, участвуют в других проектах, становятся аналитиками и комментаторами или полностью отходят от киберспорта, но Дэнни не из таких. Если в футболе есть Зинедин Зидан, то в киберспорте у нас есть свой Зидан — это Дэнни zonic Соренсен».

Команда Repulse на Warface open cup: season 13

Про образование

— Насколько важно образование для киберспортсмена?

— С одной стороны, не принципиально важно. С другой — если киберспортсмен не знает английский язык, он не будет популярным в индустрии вне нашего региона. Без английского в принципе сложно в современном мире, а киберспорт — это международная история. Турниры проводятся по всему миру.

По сути, не важно, какое классическое образование получил человек. Просто нужно помнить, что киберспорт называют шахматами XXI века, то есть желательно иметь аналитический склад ума, определенный взгляд на вещи, терпение и усидчивость.

— Какие навыки необходимы киберспортсмену?

— Кроме способности увидеть цель и умения ее достичь, нужны коммуникативные навыки. Киберспорт — командный вид спорта, где пригодится аналитическое мышление, чтобы исследовать свою игру и соперников, умение обрабатывать большой массив информации. В некоторых играх важна математика, тактические и стратегические навыки. Еще нужно быть в неплохой физической форме и постоянно ее поддерживать — киберспортсменам необходимы силы на несколько дней напряженной игры на серьезных соревнованиях.

— Новый курс GeekBrains обучает этим навыкам?

— Курс подходит всем, кто хочет работать в индустрии киберспорта или уже работает, но стремится расширять и углублять знания. Молодым специалистам мы покажем, как развиваться и как реализовывать свои проекты. Для этого в программе заложен материал о маркетинге в киберспорте, контенте, играх, командах.

Тем, кто нацелен узнать о формате работы в киберспорте, мы расскажем о разных подходах и о том, чем может заниматься, например, дизайнер, юрист, экономист, продюсер, менеджер проекта. То есть если вы специалист в определенной области, например, event- менеджер, который хочет организовать киберспортивное мероприятие, — тогда курс для вас. Во время обучения вы поймете, какие мероприятия лучше проводить для конкретных игр, на что обратить внимание, как работать со спонсорами и другое. Маркетологи и бренд-менеджеры научатся упаковать предложение в продукт, находить инвестора. Много материала посвятим контенту: какой бывает, как его монетизировать, как работают медийные площадки.

Иными словами, наш курс подходит для тех, кому не хватает специфических знаний о компьютерном спорте, чтобы грамотно приложить свои навыки в работе с киберспортивными проектами.

Вебинар GeekBrains «Как получить профессию в киберспорте и сколько можно заработать». Говорим о киберспорте в России и мире, о популярных играх и турнирах. Рассказываем, сколько денег можно заработать и как получить профессию в индустрии

— Практические занятия планируете?

— Обязательно. По итогам каждого блока проведем практические занятия — от анализа игр до выработки коммуникационной стратегии бренда. Об этом расскажут преподаватели-практики, которые в рамках своих компаний реализовали множество киберспортивных проектов. Кстати, наши преподаватели будут присматриваться к талантливым студентам — есть вероятность, что кого-то по итогам курса пригласят на работу.

Материал подготовлен Анастасией Николаенковой.

cybersport-managementcybersportмаркетингкиберспортменеджментуправление
Нашли ошибку в тексте? Напишите нам.
Спасибо,
что читаете наш блог!