Что делает арт-директор и как им стать

Рассказываем, в чём суть профессии, что нужно освоить и как вообще начать этот путь
5 минут14704

Есть мнение, что дизайнер достигает вершины карьеры, когда получает должность арт-директора. Но думать так — ошибка. На самом деле арт-дирекшен — это самостоятельная профессия со своим набором навыков и знаний. И далеко не всегда связанная с дизайн-студиями. 

В этой статье предлагаю раз и навсегда разобраться в терминах и понять, кто такой арт-директор. Вы узнаете, чем занимается этот загадочный работник и на каких условиях, а также что ему нужно уметь, кроме как профессионально клацать по иконкам фотошопа и иллюстратора. 

Кто такой арт-директор?

Google предлагает тысячу и одно определение, где часто мелькают слова «начальник», «руководитель», «лидер». Но по моим ощущениям и опыту работы, такие описания не отражают действительность в полном многообразии. 

Арт-директор — это человек, который в первую очередь генерирует креативы, развивает идеи. Второе направление его деятельности — координировать работу других сотрудников: дизайнеров, копирайтеров, иллюстраторов. Арт-директор умеет наставлять и обучать, и, конечно, видит вектор концепции — и точно следует ему, понимая, на каком этапе сейчас команда и какой шаг будет следующим.

Принципиальное отличие арт-директора от дизайнера в том, что второй — в большей мере исполнитель с хорошими техническими навыками, а арт-директор — тот, кто формирует ауру творчества и работает с людьми. 

Основные обязанности и задачи арт-директора: 

  • формирование концепции, метафоры и стилистики будущих проектов; 
  • поддержка и развитие метафоры, если мы говорим об арт-дирекшене вне дизайн-студий;
  • общение с клиентом, презентация готового проекта; 
  • управление креативным коллективом, обучение и наставничество. А иногда и мотивация, потому что творческие люди — самые непостоянные в плане эмоций. 

Что нужно знать, чтобы стать арт-директором

О’кей, с обязанностями в общих чертах разобрались. А что нужно знать, чтобы стать арт-директором? 

Если ориентироваться на общий список обязанностей, можно подумать, что кроме красноречия и умения управлять, арт-директору в общем-то никаких навыков не нужно. На самом деле это далеко не так. 

На своих занятиях я постоянно выхожу за рамки дизайна: дополняю лекции информацией о мозге, восприятии внешней среды, паттернах поведения и психологии, маркетинге и немного рекламе. Это знания, которые помогают комплексно подходить к дизайну и рассматривать его как полноценный язык (наравне с английским или латынью). И они же закладывают базу для развития в направлении арт-дирекшена. 

Хард-скилы (программное обеспечение и технические навыки) должны быть прокачаны на 200%. Это из серии «ночью разбуди — сделает рендер в фотошопе и подскажет, на какую клавишу вы забыли нажать». Чем больше софта вы знаете на хорошем уровне, тем более разнообразными можете сделать техники в проекте и гибкими — условия его реализации. Разумеется, важно знать и понимать теорию дизайна — очевидно, что нужно владеть всей терминологией — от «золотого сечения» до «интерлиньяжа». 

Софт-скилы (личностные качества) тоже пригодятся разные: от стандартных, вроде коммуникабельности и стрессоустойчивости, до специфических — как обучаемость и способность передавать свой опыт коллегам. Также важно уметь занимать позицию лидера, грамотно формулировать своё мнение, работать организованно и соблюдать любые временные рамки.

Если на этом моменте вы начинаете думать: «О! Это нам подходит, я как раз такой, у меня в резюме написано!» — то позвольте мне ещё одно замечание. 

Основное умение, определяющее способность занимать должность арт-директора, — это креативность и изобретательность. Эти навыки сложнее всего развить. Но если вы постоянно углубляете своё видение окружающего мира, обучаетесь новому и умеете прийти от стандартного решения задачи к неординарному — у вас всё получится.

Оценивая свой опыт развития, могу сказать, что эти навыки действительно даются тяжело. Это не то, что можно «навикипедить» или выжать из готовых решений, слегка модифицируя их. Истинная креативность — это способность жить и мыслить дизайном, постоянно расширяя кругозор. 

Проще говоря: арт-директор всегда знает, как решить настольную проблему вроде «в каком месте мне искать кривую Безье?» и какой креатив придумать для рекламы кебаба из сусликов, даже если он никогда его не пробовал.

Сколько и получает арт-директор и где работать

Здесь однозначного ответа нет. Стать художественным руководителем можно везде, где есть что-то про людей и творчество: в общепите, рекламном агентстве, дизайн-студии, издательстве и отельном бизнесе, event-сфере и театральном искусстве.

Требования к кандидату на должность арт-директора будут примерно одинаковы во всех этих сферах. Разница в фокусе задач: например, арт-директор кофейни развивает её не только с визуальной стороны, но и с точки зрения бренда, в паре с маркетологом создаёт атмосферу (от кресел в зале — до образа компании), изучает культуру потребления. Артдир в студии дизайна занимается преимущественно креативными концепциями и руководством.

Средняя зарплата арт-директора по России — от 120 тысяч рублей. Иногда вилка может начинаться от 90 тысяч, зависит от региона. Часовые ставки я, если честно, не люблю и не понимаю в этой работе. В моей философии арт-директором надо быть действительно от любви, чтобы «душа лежала». Иначе это превратится в офисный нудняк со счётом драгоценных секунд свободы после 18:00.

Нужен ли опыт работы?

Опыт в этой сфере, как и возраст, не важны. Главное, чтобы вы размышляли в нужном направлении и имели развитые навыки, которые мы перечислили выше. Например, мой хороший знакомый стал арт-директором торгового центра в 19 лет, едва ли имея представление об управлении и задачах. Он вырос за год в профессионала, а ТЦ стал по-особенному атмосферным и очень популярным в городе. Если вы умеете быстро учиться, видеть свои ошибки сразу и нести ответственность за решения — то отсутствия опыта можете не бояться. 

Как научиться всему этому?

Сначала перестаньте думать о себе плохо. У большинства из вас талант и креативность буквально льются из ушей! Поэтому первое, что нужно сделать, — выбить из головы установку «я ещё молодой, зелёный, ничего не умею» или «ой, да кому я там нужен». 

Второе — начать осваивать новые навыки, не отгораживаться от вещей, которые «к вам не относятся», и быть любознательными. 

Если на слове «любознательность» вы нервно сглотнули, то у меня есть для вас авторская методика. Она поможет развить это качество до автоматизма :) Возьмите за привычку гуглить все незнакомые слова, даты, имена. Так ваш кругозор, насмотренность и интеллект будут прокачиваться с каждым днём. Как-то я провела полтора часа в Википедии, изучая протонный суперсинхротрон и биографию Карло Руббиа (нобелевский лауреат в этой области). А позже в одном из проектов я вспомнила схему этой конструкции — и она вдохновила меня на идею. 

Третье — очень важно с чего-то начать. Часто первый шаг захватывает настолько, что уже не замечаешь, как становишься классным специалистом. Вектор и первый пункт назначения — это в любом случае дизайн, так как он помогает понять, что такое хороший вкус, и открывает дверь в мир арт-дирекшена. Осталось выбрать направление. Итак, с чего начнёте? :)

дизайнdesign
Нашли ошибку в тексте? Напишите нам.
Спасибо,
что читаете наш блог!