Больше идей! Техники устранения творческого ступора

Как дизайнеру перестать бояться «белого листа» и начать генерить идеи
6 минут6890

Многим из нас знакомо ощущение полной профнепригодности. Картина маслом: сидишь ты, напротив тебя твой верный железный друг, и смотрите вы друг на друга грустными глазами. Часто проблема идёт от убеждения, что креатив — это про романтическое сидение с планшетом у берега океана, ожидание музы с чашечкой двойного эспрессо в одной руке, и с готовыми идеями — в другой.

Разберёмся, что такое креатив на самом деле и какие есть ловушки для музы.

Что такое креатив?

Я бы ограничилась тезисом, что креатив — это контролируемое вдохновение. Важно понимать, что дизайнер — это не художник, который выкладывает свои внутренние переживания на первый попавшийся холст. Мы — дизайнеры — работаем на прибыль бизнеса в том числе. А поэтому ограничены в сроках, рамках задачи и возможностях. Очень важно не только генерировать идеи, но и уметь их корректно и понятно доносить.

Какие есть стадии создания идей?

Первое, что всем нам нужно уяснить — мы не имеем права быть снобами, которые морщат нос при виде проекта про кошачьи лотки. Даже если вы когда-то случайно сделали из кота своей девушки бобтейла или просто не соотносите себя с этой тематикой, то вы должны уметь решать эту задачу. Я предпочитаю проповедовать философию, что визуальная коммуникация — это такой же полноценный язык, как английский или китайский. Кстати, есть теория, что речь появилась только для того, чтобы человек мог мыслить, разговаривая сам с собой, а графика — это вполне уместное логическое продолжение речи.

Поэтому нам придётся работать с брендами, чья аудитория может быть не близка. Обрадую: истинный профессионализм дизайнера кроется как раз в этом.

Вернёмся к идеям. Вообще, стадий немного, мы немного рассмотрим каждую и поговорим о возможных барьерах и путях мастерского обхождения.

  1. Исследование.
  2. Генерация идей.
  3. Отбор лучшего.
  4. Презентация.

Стадия 1. Исследование 

Этот этап позволяет нам познакомиться с задачей глубже: узнать, что от нас хочет клиент из брифа, исследовать рынок и почитать об этой сфере. Кстати, если ты хочешь найти годные данные, рекомендую ставить в запросе поиска кавычки. Так произойдёт сортировка информации. Например, попадётся меньше шума в стиле «10 способов выселить кота незаметно» про исходном запросе «краткошерстные коты».

Обычно творческий ступор берёт начало именно на первом этапе. А почему? При игнорировании этого этапа, получается так, что у вас недостаточно знаний о задаче, вы не можете ухватить основную мысль. В таком случае старайтесь всегда возвращаться к началу и задаваться вопросом «Что еще я не знаю о задаче?».

Для сохранения результатов исследования сильно рекомендую сервис Pocket. Он сохранит ваши наработки в рамках одной темы и позволит не потеряться в количестве информации. Чтобы быть в теме современных трендов, сильно рекомендую сайт trendhunter — там много всякого интересующего глаз.

Стадия 2. Генерация идей 

Здесь мы, вооружившись результатом исследования и креативными техниками, приступаем к работе. Наша цель — найти максимальное количество решения задачи без оценочного суждения. Это значит, что если у вас появляются мысли в стиле «Илон Маск взял мешок картошки, чтобы вместе с Ченнингом Таттумом пойти на пляж воровать трусы бабушек» — мы не спешим к наркологу, а оставляем как возможно будущую гениальную идею. Оценить и прокомментировать нам предоставится возможность в будущем.

Что здесь может пойти не так? Да примерно всё.

Например, многим знакома песня «В среду я лучший креативщик!», а сегодня — пятница. Отсюда «ой, я лузер, ничего не успеваю», ну и далее по тексту. Проходили. Важно взять себя в руки, открыть лист бумаги и начать что-то делать. По началу будут ощущения, как утром первого января в спортзале, но потом дело пойдет. Решение — это всегда дисциплина. Если вы хотите идти дальше, поторгуйтесь сами с собой и пообещайте тому «самому лучшему креатору в среду», что за такой тяжкий труд купите ему что-то очень вкусное.

Второй момент — система «я все запомню!». Помните, в фильме «Аватар» учёные записывали все свои исследования на камеру? Вот вам следует делать тоже самое. Я сама когда-то самовлюбленно полагала, что мой мозг меня любит. Но через парочку лет работы и сотню забытых идей, я четко уяснила: наш мозг может и любит кофеиновый допинг, но вот фиксировать результаты как-то не особо. И никакие подношения с Эфиопских полей ему не помогут вспомнить когда-то интимно придуманную гениальную мысль.

Поэтому фиксируем все идеи на бумаге, в планшете, на диктофоне. Даже если они пришли в неожиданный момент в негаданном месте.

Какие есть техники генерации идей?

Покажу еще пару хороших техник в своём Эдемском саду.

Слышали про технику «Машина идей»? Здесь всё просто: ставите таймер на полчаса и накидываете идеи. Любые и без подробностей. Что-то в стиле «стакан, где вода превращается в вино» или «ручка, выкалывающая глаз за ошибки в жи-ши». Таких идей как можно больше. Затем выбираем 3-5 лучших и доводим до ума.

Если вы не поклонник хардкора, то вам подойдёт техника фокального синтеза. Берёте объект — например, лого для кофейни, и добавляете 3-5 категорий. Например: пол, стол, стена, ванная. Дальше ваша задача выписывать сначала все физические или химические характеристики, а затем всё, что связано с этими словами. Зарисуйте скетч каждого образа, например, если пол — рисуем дерево, синий цвет и так далее. А затем думайте, как их можно совместить в один образ, связанный с тематикой.

Есть ещё более лайтовый вариант — ассоциации. Открываете любую рандомную книгу, выбираете первое попавшееся слово и придумываете к нему тонну ассоциаций в течение 20 минут.

Я скромно считаю, что техники достойны отдельной статьи, поэтому на трёх вариантах остановимся. Но при этом это три самые распространённые техники в моей работе, которые позволяют мне придумывать, даже если настроение моё сегодня «не хочу, не буду». Если вам интересно почитать ещё — напишите об этом в комментариях.

Стадия 3. Отбор идей

На этом этапе важно понимать: наше мнение тут не актуально. Нельзя выбирать идею, только потому что вы придумали её под свою любимую песню Blink-182. Нельзя брать ту идею, которую придумала ваша девушка, а вы очень хотите искупить вину за опоздание на свидание. Нельзя брать идеи, невозможные в реализации.

А что можно тогда?

Можно помнить, что мы решаем задачу бизнеса и клиента, поэтому мы смело надеваем тапочки его 43 размера и смотрим, что же за дорожка у этой шаловливой обуви.

Какие ловушки уже наливают нам чай?

  1. Оценка идей, исходя из собственных представлений и стереотипов. «Вот, я не курю айкос, и они пускай не курят» — глубоко ценное мнение, но не важное в этой ситуации. Обычно, незнание аудитории на которую вы работаете, даёт вам право на категоричные убеждения. Как вы догадываетесь, уголовный кодекс дизайн-индустрии запрещает эгоизм. Поэтому смотрим на всё глазами аудитории и думаем о её проблемах и болях.
  2. Ребусы-шарады. Обучая людей на своём курсе, я сама сталкиваюсь с тем, что многие ребята стесняются простоты идей. Скажу честно, что лучше показаться простым скромным дизайнером, чем умным загадочным дураком. Безусловно, сложная идея кажется вам приближающей к генетическому родству с Джобсом, но на деле — если она непонятна для аудитории, то она бесполезна. Стремимся к простоте — и кубок лучшего дизайнера у нас в кармане.
  3. Синдром отличника. Это про «100% ответы». Не бывает одного решения для двух задач, поэтому в работе старайтесь не позволять мозгам сильно отфильтровывать идеи, которые просто не нравятся, и пользоваться собственным я. (Возвращаемся в пункт 1).

Стадия 4. Презентация идеи 

На этом этапе важно не увлечься, так как наши лучшие друзья — последовательность рассуждений и логичность. Из уютного черепа будет доноситься «друг, итак всем всё понятно», но не ведитесь. Лучшая практика для доказательства обратного — попробовать рассказать об идее человеку непосвященному. Если он не поднимет вопросительно бровь — вы справились.

На презентации идеи старайтесь не углубляться в тонкости техники или детали. Никому не интересно, что такое кривая безье, как бы вы убежденно не говорили. Рассказывайте так, будто вы на лекции в детском саду — и будет вам успех во взаимопонимании.

Саму презентацию можно оформить в Power point, Numbers или Figma. Я обычно делаю это в Фигме, как бы добивая своё творческое «я», подношая ему лавры красивенько оформленной презентации проекта.

Какой итог можем вынести?

Любая работа с людьми — это динамика. Динамика жизни, динамика эмоций, динамика технологий. Дизайнеры в прямом смысле находятся в эпицентре развития мира, поэтому останавливаться на знаниях, кругозоре и навыках мы попросту не можем. Вопреки распространённому мнению, дизайн — довольно сложная работа, требующая умелого переключения внимания и способности к постоянному самообучению и самоорганизации. Индустрия развивается быстро, и пока вы в движении — вы на коне!

дизайнкреативностьdesign
Нашли ошибку в тексте? Напишите нам.
Спасибо,
что читаете наш блог!