Как проходят собеседования в крупных компаниях

Мы поговорили со студентами GeekBrains об интервью, тестовых и службе безопасности

Со стороны кажется, что попасть в известную компанию с мировым брендом чертовски сложно. Но студенты GeekBrains опровергают этот миф.

Михаил Филимонов, «Сбербанк Технологии»:

— Я устроился UX-дизайнером в «Сбербанк Технологии». Увидел объявление о работе в группе моего города во ВКонтакте. В нем говорилось, что ищут специалиста по UX-дизайну на удаленную работу, но проживающего в Дубне. По всем вопросам нужно было звонить или писать в личку. Я написал, получил приглашение на собеседование и сразу поехал.

Собеседование проводил будущий руководитель — UX-дизайнер СберТеха. Он сам работает удаленно, для работы снимает у нас в городе офис. Резюме я не готовил, но прихватил с собой кейсы. Насколько мне известно, помимо меня еще было человек девять, но из нашего они города или нет, не знаю.

На собеседовании меня больше всего удивило, что руководитель не интересовался моим образованием и достаточно бегло просмотрел кейсы, хотя я предполагал, что это будут главные вопросы. В интервью больше упор был на UX. В рамках обучения в GeekBrains я сделал приложение. Меня спросили, есть ли смысл делать подобное для задач СберТеха. Много было юзабельных вопросов: «Почему вы решили так? На что это влияет? Что изменится, если мы поменяем вот это?» и других. Проверял аналитическое мышление.

Все интервью заняло около 30 минут. Затем руководитель предложил сделать тестовое на выбор: попроще или посложнее. Простое задание было таким: есть современная душевая кабинка с подачей воды с разных сторон. Необходимо спроектировать пульт управления любыми функциями, продумать, как это будет выглядеть и взаимодействовать.

Я, конечно, выбрал второе, но, как оказалось позднее, я его не так понял. Я проектировал алгоритм управления и взаимодействия летательного аппарата с возможностью автопилотирования. Но на самом деле нужно было спроектировать беспилотный автомобиль а-ля «Яндекс.Такси» — возможно, вообще без руля. Ошибку я понял, только когда презентовал работу. Я попросил три дня на подготовку, мне дали неделю.

Тестовое подготовил основательно — проработал пользовательский сценарий, продумал, как все будет взаимодействовать, и начал пилить приложение в Adobe XD. Я максимально четко сформулировал ответы на вопросы, которые могли бы мне задать. Но когда начал презентацию, сразу услышал, что нужно было подготовить другое — беспилотный автомобиль. Это меня выбило из колеи — я пришел с уверенностью, что отвечу на любой вопрос, и тут такое.

Но с другой стороны, летательный аппарат — более сложная задача. Я проработал алгоритм пользовательского взаимодействия, чтобы оно было доступным даже для не-пилота, добавил функцию безопасности. Во время презентации показал схемы и рассказал, что к чему.

Руководителю тестовое понравилось, и он сказал: «Ок. Мы тебя берем». Пояснил, что нужно найти ментора на первое время, который сможет ввести меня в курс дела. На этом собеседование закончилось, а через два дня я получил сообщение, что с 20 августа можно приступать к работе.

Однако из СберТеха я ушел до окончания испытательного срока. Когда откликался на вакансию, я думал, что парень-стартапер набирает команду. Оказалось, что это руководитель направления в СберТехе, который ищет себе замену. Меня взяли, но это было первое место работы после обучения, и я не планировал заниматься проектами на уровне менеджера с пятилетним опытом. Да и нагрузка в компании огромная — по 12 часов ежедневно без выходных. Сейчас удаленно работаю в крутой студии из топ-3 в России. Для трудоустройства потребовалось только показать портфолио.

Михаил Степнов, «Альфа-Банк»:

— Я устроился старшим разработчиком в «Альфа-Банк», а получилось это благодаря Дню карьеры в GeekBrains. С утра студенты и выпускники собрались в офисе Mail.Ru Group. Сначала была презентация компаний-работодателей. Они рассказывали, чем занимается бизнес, почему у них хорошо работать и какие специалисты обычно требуются. Затем мы могли пообщаться с каждой компанией отдельно у их стендов.

Куратор обучения Даша Грач заранее посоветовала взять с собой распечатанные резюме — так я и поступил. После презентации прошелся по компаниям и в самые крупные подал резюме. Пообщался с представителями, которые рассказали, как у них все происходит, какие нужны люди. День карьеры закончился, все разошлись. А потом мне начали звонить и присылать письма.

Пришли приглашения на интервью от трех компаний: «Альфа-Банка», СберТеха и еще одной, название которой уже не вспомню. В СберТехе и «Альфе» мне сказали «да», и я выбрал «Альфа-Банк».

Из «Альфа-Банка» позвонила эйчар Галина Величко, ведущий специалист отдела профессионального подбора. Спросила: «Ищете работу?» Я говорю: «Да, ищу». А она: «Хорошо, мы вас приглашаем на собеседование». Вот такой короткий разговор. Она прислала письмо с адресом и временем, к которому приехать. Тогда я занимался личным проектом, поэтому мог подъехать в любой час. По телефону меня спросили: «Когда вы можете?» Я говорю: «Завтра». «С утра удобно?» — «Удобно». В итоге я получил письмо с подтверждением встречи, где было назначено точное время — 9 утра.

Собеседование проходило в три этапа. Практически сразу было техническое интервью. Я пришел в кабинет к будущему непосредственному руководителю. Он соединил меня с сотрудником, который по видеосвязи задавал вопросы о Java. На одни я ответил, на другие — не смог. Таких немного, но все же они были. На пару вопросов я ответил, что не сталкивался с этим, не использовал в работе.

Но у меня был большой плюс — личный проект, сделанный как раз по тому стеку технологий, который им требовался. Я прямо на собеседовании продемонстрировал, как он работает в интернете. Мне кажется, именно это сыграло решающую роль, но это не точно. Я показал на примере, что умею работать с нужными им технологиями.

Ищущим работу стоит взять на заметку — полезно сделать личный проект, чтобы потенциальный работодатель понял, что ты уже что-то можешь. Новичков, которым нечего показать, будут двигать в конец очереди. Параллельно с домашними заданиями делайте любую программу: калькулятор, сайт, еще что-то. Главное — использовать знания. В важный момент эти наработки станут большим плюсом.

После демонстрации проекта мне долго задавали вопросы — минут 50. Спрашивали про каждую мелочь, чтобы понять уровень моих знаний. Потом будущий начальник сказал: «Ребята, уже хватит, все понятно». Посмотрел резюме и спросил: «Эта сумма актуальна?» Я говорю: «Это минимум». Он ответил: «Хорошо». Забегая вперед, скажу, что эта сумма мне и пришла. Причем это была гросс зарплата — сумма чистыми после уплаты налогов. После трехмесячного испытательного срока зарплату увеличили, если быть точным, на 13 %.

После обсуждения зарплаты мне сказали, что со мной свяжутся. О том, что я им понравился, узнал через полчаса в метро, по дороге домой. Галина Величко написала мне в WhatsApp, что все прекрасно и можно приезжать устраиваться. И прислала письмо-приглашение.

Следующий этап — проверка в службе безопасности, которую многие соискатели не проходят. В «Альфа-Банке» это разговор с сотрудником службы и анкета, как на загранпаспорт: где учился и работал за последние пять лет, все данные о себе. Еще было много уточняющих вопросов. Например, я упомянул, что однажды делал пятиминутную работу для кого-то, и он сразу: «Что за работа? Где делал? Телефон человека?» Пришлось многое вспоминать. Разговор длился около часа. Обсудили все детали: куда я летал, были ли приводы в милицию, алкоголь, наркотики, оружие, — вопросы о чем только можно. Я рекомендую готовиться к такой встрече основательно.

Последней была беседа с эйчаром. Это общая презентация для новых сотрудников, на которой рассказывают про цели компании и общую атмосферу. Еще объясняли про корпоративную этику и помощь, дресс-код, больничные — в общем, проводили онбординг.

С момента первого звонка эйчара до выхода на работу прошло не больше двух дней. В первый — тестирование, во второй — служба безопасности, а на третий я уже приступил к задачам. Работаю с 13 июня. Испытательный срок уже прошел, и я рад, что попал в команду «Альфа-Банка».

Илья Барсуков, Wargaming:

— Я попал на стажировку в Wargaming, а теперь работаю там Junior QA. Считаю, что мне повезло, потому что в моем послужном списке не было ничего, кроме того, что люблю игры и умею их взламывать. На собеседовании я сказал: «У меня два высших образования, и оба гуманитарные, но я — геймер и мечтаю работать в игровой компании». Вместе со мной на вакансию претендовали ребята с опытом и знанием нескольких языков программирования, но в команду приняли меня.

Я закончил филологический факультет СПбГУ. Знаю английский и японский языки. Второе образование — специалист по международному праву. Я работал в бюро переводов, в техподдержке, писателем, но никогда не был связан с IT. И хотя у меня разносторонний опыт, с точки зрения специальности резюме было «голым».

Когда решил попробовать себя в IT-сфере, взвешивал все плюсы и минусы. Сначала хотел стать техническим писателем, но остановила необходимость наработать портфолио. Думал про карьеру разработчика, но потребовалось бы полгода-год, чтобы разобраться с языком программирования. Тогда мой выбор пал на специальность тестировщика: ему не нужно портфолио, а трудоустроиться можно, просто прослушав курс и усвоив теорию. Так и получилось. К итоговому собеседованию я успел посмотреть всего две или три лекции из курса GeekBrains по профессии «Тестировщик ПО», и этого хватило.

Собеседование проходило в три этапа. Первый состоял из общих вопросов на сайте HeadHunter: «Сколько тебе лет?», «Во что играешь?», «Где хочешь работать?» и подобных. Вопросы были простыми, и я сначала не понял, что уже прохожу интервью.

Второй этап — групповое собеседование. Всех разделили на четыре группы по три человека. Мы представляли проект программного обеспечения. По теории или опыту работы не спрашивали, что меня удивило.

Серьезные вопросы появились на третьем этапе. Например, меня спросили про любимую игру: «Если бы вышло дополнение к Diablo II, как бы ты его начал тестировать?» Тут я понял, что от ответа зависит мое трудоустройство. В GeekBrains я уже прослушал лекцию по видам тестирования, поэтому решил показать знания.

Я предложил проверить версию с помощью функционального, интеграционного и других видов тестирования. На тот момент я еще слабо представлял, что означают эти термины. Но по реакции интервьюеров понял, что произвел впечатления человека, шарящего в теме.

Сейчас я уже прошел стажировку и принят в команду джуниором. Я счастлив, что попал в игровую индустрию. Каждый день, переступая порог офиса, понимаю, что я на своем месте. Сижу за навороченным компьютером, который вряд ли сам себе купишь. Программисты и гейм-дизайнеры обсуждают со мной новые фичи, а я сразу обдумываю, как их можно будет протестировать. Чувствую сопричастность к геймдеву, и это так круто!

Все три истории говорят об одном — нет никаких препятствий для человека, который любит профессию и идет за мечтой.

дизайнпрограммированиеuxui-design
Нашли ошибку в тексте? Напишите нам.
Спасибо,
что читаете наш блог!