Автор подкаста: новый курс в GeekUniversity
Согласно данным Яндекс.Музыки, в 2020 году популярность аудиоподкастов выросла в четыре раза по сравнению с 2019-м. При этом, согласно исследованию PwC, американские компании вкладывают около 500 000 000 $ в год в рекламу в подкастах, по популярным аудио снимают телесериалы с миллионными бюджетами, а недавно пришедший в Россию шведский стриминговый сервис Spotify планирует инвестировать около 28 000 000 $ в год на развитие подкастинг-направления.
Кажется, пришло время разобраться в этом культурном феномене — и стать одним из первых профессионалов на бурно развивающемся рынке подкастинга.
Что такое подкасты? Чем подкаст отличается от блога и радиопередачи?
Термин «подкастинг» был впервые введён в 2004 году британским журналистом Беном Хаммерсли, объединившим слова iPOD и broadCASTing (вещание) при обсуждении будущего сферы производства аудиоконтента. Это название закрепилось за новым явлением в медиаиндустрии — выпуском серии аудиофайлов, публикуемых в интернете и содержащих немузыкальный контент.
Бум популярности подкастов начался в США в 2014 году после выхода The Serial — журналистского расследования реального дела об убийстве американской школьницы Хэ Мин Ли, по которому в далёком 2000 году приговорили к пожизненному заключению потенциально невиновного человека. Подкаст имел ошеломляющий успех, число его скачиваний достигло 80 000 000, а HBO заявили о решении снять по его мотивам сериал.
Глобально по содержанию аудиоподкасты почти не отличаются от привычных нам радиопередач — однако по формату они гораздо ближе к образу жизни современной аудитории.
Главный плюс подкаста в том, что он распространяется по интернету и при этом представляет собой заранее записанный аудиофайл. Соответственно, слушатель может самостоятельно определять, где, когда и в каких объёмах он хочет знакомиться с содержанием подкаста. Возможность слушать подкасты в фоновом режиме — в дороге, во время занятий спортом или выполнения бытовых дел, при необходимости ставя эпизод на паузу, — делает подкасты удобным спутником и «собеседником». В этом плане подкасты выигрывают и у радиопередач (где слушатель должен подстраиваться под эфирное расписание), и у блогов, большую часть содержания которых обычно представляет видеоконтент, требующий максимального внимания со стороны зрителя.
При этом, как отмечает продюсер подкастов Яндекс.Музыки Илья Карпухин, подкасты — это, пожалуй, самый личный формат контента, почти разговор по душам, поэтому они стали так востребованы на удалёнке, когда круг общения резко сузился. Подкаст напоминает беседу в приятной компании, когда можно поднять любую тему — от обсуждения книг и фильмов до очень личных: ментальное здоровье, отношения и так далее.
Кто слушает подкасты? Где их можно послушать?
Согласно исследованию ВЦИОМ, каждый пятый россиянин хотя бы иногда слушает подкасты. По данным Яндекс.Музыки, 28% их подписчиков включают подкасты хотя бы раз в месяц, 14% — хотя бы раз в неделю, и слушают подкасты россияне в среднем около часа в день. При этом, согласно исследованию от Dentsu Russia, проведённому в октябре 2020 года, основную часть аудитории подкастов (80%) составляют люди в возрасте 25−45 лет, при этом среди активных слушателей чуть больше мужчин (53%), чем женщин. Самыми популярными тематиками стали новости (12%), наука (11%) и юмор (10%).
Тематика подкастов абсолютно не ограничена — это может быть бизнес, саморазвитие, политика, история, наука, искусство, спорт, даже просто интересные истории из жизни. Автор подкаста может говорить обо всём, что ему интересно — лишь бы при этом это было интересно и его аудитории. Из необычных форматов стоит отметить аудиосериалы — так, проект «Ловец видений» по новому роману Сергея Лукьяненко входит в число самых популярных подкастов страны.
Подкасты подразумевают более тёплую, чем при прочтении статей, даже в какой-то мере интимную коммуникацию со слушателем — и как правило, энергетика ведущего и его способность понимать аудиторию (и работать с ней) гораздо важнее, чем тема.
Что нужно, чтобы запустить свой подкаст?
Ещё один секрет привлекательности подкастов — сравнительно низкий порог входа. Начать, например, снимать видеоблоги в условиях, когда зритель избалован качественным видеоконтентом, весьма непросто. Нужно недешёвое оборудование, кропотливый монтаж, частые пересъёмки из-за непрофессионально выставленного света или лишних объектов в кадре, требуется искать ассеты по бесплатным стокам или покупать музыкальное сопровождение... Всё это делает видеоблогинг очень трудоёмким процессом — и даже создав качественный продукт, автору довольно сложно достучаться до зрителя. Огромные бюджеты крупных брендов уже вложены в видеоиндустрию — и подавляющее большинство интересных, оригинальных форматов и тематик уже охвачено.
А чтобы создать подкаст, необходимо лишь сформировать идею, подготовить контент (хотя бы в формате базовых опорных точек в процессе разговора), найти «фактуру» (то есть фактическую информацию, если такая требуется), записать и смонтировать звук, сделать небольшую картинку-обложку — и выложить готовую запись на соответствующий интернет-ресурс.
Куда можно выкладывать и где можно слушать подкасты? Либо в специальных приложениях (Apple Podcasts, Pocket Casts, Google Podcasts, Overcast, Castro), либо на площадках с аудиоконтентом (Яндекс.Музыка, Spotify, Soundcloud.com). Последние активно поддерживают авторов подкастов — совсем недавно Яндекс.Музыка в тестовом режиме запустила личные кабинеты для авторов, где они смогут просматривать подробную аналитику по своим подкастам. Она, безусловно, пригодится тем, кто хочет, чтобы подкастинг был для него не просто увлечением, а приносил доход — или даже стал полноценной профессией.
Как и сколько можно заработать на подкастах?
Моделей монетизации подкастов сейчас четыре.
Реклама в подкасте. Компании начинают уделять более пристальное внимание рекламным возможностям подкастов, поскольку их эпизоды не перегружены коммерческими сообщениями, а потому встроенная в них реклама раздражает пользователей куда меньше, чем классические прероллы и мидроллы при прослушивании музыки. Кроме того, если рекламный текст произносит сам автор подкаста, то он приобретает характер личной рекомендации, что способствует большему доверию со стороны аудитории.
Сотрудничество с брендами. Сейчас оно реализуется в том же формате, что и сотрудничество брендов с блогерами — это предоставление продуктов для обзора и тестирования, приглашение сотрудников компании в качестве гостей подкаста, различные совместные спецпроекты. Для производителей материальной продукции — вроде Dyson или Daniel Wellington — реклама в подкастах может быть менее эффективной, чем в видео, поскольку продукта нет в кадре. Но компаниям, работающим со сферой услуг, рекламная интеграция в подкастах даётся проще и комфортнее — им не нужно беспокоиться о том, что должно находиться на экране во время рассказа об их сервисах.
Краудфандинг. Это модель монетизации, при которой слушатели сами спонсируют будущие выпуски, жертвуя определённую сумму автору. Плюс этого формата по сравнению с просто платной подпиской в том, что каждый сам определяет ценность контента и решает, во сколько оценить работы автора. Тем, кто вкладывает большие суммы, авторы могут предлагать различные бонусы — например, возможность повлиять на подбор тем и спикеров или почётное упоминание в выпуске как спонсора подкаста.
Платная подписка. Это метод заработка скорее не для самого подкастера, а для площадки, на которой он размещается. В то же время, чем больше сервис будет зарабатывать на подкастах, тем больше он захочет развивать это направление, и тем активнее он, подобно тому же YouTube, будет поощрять востребованных авторов. Так, Spotify уже начал добавлять эксклюзивные подкасты в свои платные пакеты, а платформа Glow предлагает платный доступ к отдельным, наиболее интересным эпизодам подкастов.
Поскольку рынок только формируется, заработок авторов подкастов индивидуален, он зависит от идеи подкаста, харизмы автора и его желания монетизировать проект. Кроме того, некоторые специалисты используют подкасты как инструмент продвижения и привлечения клиентов для последующего оказания индивидуальных услуг, а не как самостоятельное средство заработка.
Автор и продюсер подкастов — профессия будущего? Нужны ли бизнесу такие специалисты?
Для многих компаний подкасты — новый способ достучаться до аудитории в пока ещё не перегруженном информационном пространстве. Автор подкаста «Жадный инвестор» от банка Тинькофф, Дария Лехницкая, отмечает, что подкаст для них — новый способ общаться с инвесторами, предоставляя им выжимки самых интересных новостей финансового рынка, упакованные в короткий (15–20 минут) рассказ и обсуждение с аналитиками каждую неделю. Кстати, за год подкаст собрал почти 1 миллион прослушиваний.
Пока что подкасты для большинства компаний — тестовый инструмент, — хотя, скорее всего, в ближайшие пару лет они станут таким же стандартным каналом бренда, как корпоративный блог на сайте и страница в социальной сети. А значит, многие компании, скорее всего, захотят сэкономить на агентских комиссиях и предпочтут искать штатных сотрудников или постоянных фрилансеров для ведения подкастов.
Так же, как в своё время появились специализированные агентства по digital-продвижению или по работе с блогами, возникают и компании, которые профессионально занимаются выпуском подкастов — например, «Либо/Либо» или «Подкастерская». И они остро нуждаются в сотрудниках. В таких агентствах продюсеры сейчас зарабатывают от 80 000 и выше — при этом специалистов пока немного, так что ещё нет градации на junior и senior. По мере развития таких компаний, безусловно, вертикаль роста будет расширяться, а вместе с ней — расти и зарплатная вилка.
Как проходит обучение на курсе «Автор подкаста» в GeekUniversity?
Для поступления на курс не нужно иметь специального оборудования, софта или навыков. Даже необязательно приходить к нам с готовой идеей подкаста или темой — достаточно интереса к сфере подкастинга и желания развиваться. Тем, у кого ещё нет идеи подкаста, педагоги курса помогут её найти. А тем, кто придёт с готовой идеей, мы поможем оценить её потенциал, дадим рекомендации по реализации, монетизации и продвижению.
Звукового оборудования для успешной учёбы также не потребуется — для дипломного проекта достаточно будет обратиться в студию звукозаписи, заплатив за это 2000–3000 рублей. Или же можно воспользоваться непрофессиональным микрофоном и бесплатным софтом.
Занятия длительностью час-полтора будут проходить онлайн два раза в неделю. Также студентам предстоит выполнять домашние задания — при этом они будут не разрозненными задачами, а частью единого пошагового плана действий. Каждое из заданий ведёт студента к созданию пилотного выпуска своего подкаста, который будет представлен на итоговом питчинге специалистам «Медузы». Студенты также получат рекомендации по дальнейшему развитию проекта.
Медиаэксперты в один голос утверждают, что формат подкастов будет бурно развиваться ещё как минимум несколько лет — так что у вас есть уникальный шанс стать одним из профессионалов, стоящих почти у истоков развития новой ниши медиа. Стать по-настоящему уникальным специалистом, опережая спрос на рынке. А ещё говорить о том, что вам интересно и нравится, и получать за это прибыль. Отличный план, не так ли?
Узнать подробнее о программе и педагогах курса, а также об условиях обучения, можно на странице курса.