Accelerated Mobile Pages от Google: бизнес и ничего личного?

Ускоренная доставка веб-страниц на мобильные устройства. «World wide web is not the world wide wait»
3 минуты9980

По каким-то причинам, возможно из-за стрельб российскими крылатыми ракетами по террористам 7-го октября этого года, осталась в тени презентованная корпорацией Google технология Accelerated Mobile Pages Project (AMP, проект ускоренной загрузки мобильных страниц). В состав экосистемы в качестве отцов-основателей уже вошло более 30 изданий и IT-компаний: The New York Times, Linkedin, The Guardian, Twitter и др.

Основная цель проекта – ускорить доставку веб-страниц (прежде всего, новостного характера) на мобильные устройства,  в основу которого легла AMP HTML – открытая платформа,  строящаяся из уже существующих блоков веб-технологий. Этот подход позволяет достичь настоящей кроссплатформенности за счет уже ставшей нормой следования стандартам разработчиками браузеров.

Издатели контента должны создать две страницы – «настольный» HTML и «мобильный».  Разница между ними заключаются в том, что при верстке страниц, предназначенных для мобильных устройств, необходимо подключение js-библиотеки. А вместо стандартных картинок и видео используется ссылка на них. Кроме того, библиотека позволяет использовать специфические ее компоненты, такие как amp-lightbox и amp-carousel. Есть и некие улучшения при работе с  файлами GIF, WebM и MP4.

Образец кода страницы с выводом изображения представлен ниже:

<!doctype html>
<html amp lang="en">
  <head>
    <meta charset="utf-8">
    <title>Hello, AMPs</title>
    <link rel="canonical" href="http://example.ampproject.org/article-metadata.html" />
    <meta name="viewport" content="width=device-width,minimum-scale=1,initial-scale=1">
    <script type="application/ld+json">
      {
        "@context": "http://schema.org",
        "@type": "NewsArticle",
        "headline": "Open-source framework for publishing content everywhere",
        "datePublished": "2015-10-07T12:02:41Z",
        "image": [
          "logo.jpg"
        ]
      }
    </script>
    <style>body {opacity: 0}</style><noscript><style>body {opacity: 1}</style></noscript>
    <script async src="https://cdn.ampproject.org/v0.js"></script>
  </head>
  <body>
    <h1>Welcome to the mobile web</h1>
  </body>
</html>

 

Как видно, особенных сложностей у веб-мастеров тут возникнуть не должно. Документация, код и примеры его использования доступны на Github.

Всё дело в кэше

Технологическая же суть заключается в том, что благодаря наличию мощной географически-распределенной собственной и партнерской инфраструктуры Google берет на себя труд кэшировать предваретильно загурженные партнерами «тяжелые» элементы веб-страниц практически по всему миру. Клиент получает данные из ближайшего к нему дата-центра, а не транзитом через весь мир из редакции, например,  The Guardian, что довольно-таки существенно повышает скорость загрузки контента.

Идея, в принципе, не новая. В несколько ином контексте она применяется софтверными гигантами для организации апдейтов своего кода по всему миру. Для антивирусных компаний она вообще стала почти стандартной. Cisco и Citrix используют что-то подобное для оптимизации передачи контента по глобальным сетям. Но вот в области распространения мобильного новостного контента эта инициатива стала если не первой, то по крайней мере второй.

Часто в качестве пионера специалистами указывается Facebook. Эта функция была запущена социальной сетью в начале мая 2015 и получила название «Instant Articles». Но апологеты Google не устают повторять, что 22 апреля 2015 года поисковый гигант  официально объявил о начале запуска алгоритма mobile-friendly, предшественника AMP, по всему миру. В обоих случаях в качестве основного бонуса издателям обещалась отображаться в мобильной поисковой выдаче целиком всей страницы.

В чем интерес Google?

Но всё вышеописанное чем-то напоминает бесплатный сыр из мышеловки или, выражаясь более современным языком, «бесплатный Android» от того же Google. Поднаторевшие в монетизации своих проектов на базе концепций Freemeum и иже с ними, крупные IT-корпорации так или иначе перенесут свои издержки на кого-то другого. На кого в этот раз?

За прошедшее с презентации время эксперты проанализировали каждое слово спикеров и опросили множество заинтересованных лиц.  Выяснилось, что за изящными технологиями стоят не менее изощренные методы возврата инвестиций. О первом из них было заявлено непосредственно на мероприятии.

Финансовый менеджмент Google категорически не устраивает то, что все больше и больше мобильный новостной трафик потребляется не браузером, а приложениями, где не так-то просто показать свой баннер или еще что-то. Будучи одной из крупнейших в мире сетью доставки рекламы веб-пользователям, терпеть далее эту ситуацию корпорация просто не может. Учитывая активность Facebook, она пошла ва-банк и вышла на тропу войны с остальными гигантами Интернет-отрасли.

Еще на пресс-конференции журналисты, почувствовавшие запах пороха, спросили у одного из топ-менеджеров Google Ричарда Гинграса (Richard Gingras, Senior Director, News & Social Products) о конкуренции с Facebook  и о союзе с Twitter. Он ответил: «…world wide web is not the world wide wait…». Кто понял, тот понял. А для остальных – это «бизнес, Карл, и ничего личного».

Facebook взял паузу. Взяли паузу другие глобальные поисковики, включая Яндекс. Для них в этой ситуации гораздо больше непонятного, ведь Google теперь, ни с кем не посоветовавшись, в одностороннем порядке решил ставить мобильные страницы в «своем» формате AMP выше в выдаче и обещает им прочие  преференции. А если на этот рынок выйдут другие игроки, то во что тогда превратятся и веб-сайты, и рекламные сети? И как прикажете иным поисковым системам индексировать закэшированные Google блоки? Что в этой ситуации делать SEO оптимизаторам? Или Google решил одним выстрелом убить целый лес зайцев?

Сейчас на рынке затишье. Очевидно, идут закрытые интенсивные переговоры между заинтересованными лицами и, как нам стало известно, антимонопольными органами. Ну что же, как говорится, кто доживет – расскажет всем остальным!

Использованы фотографии с сайта marketingland.com

Тем, кто хочет стать программистом, рекомендуем профессию «Веб-разработчик».

новости itпрограммированиеразработкаgoogleвеб-разработка
Нашли ошибку в тексте? Напишите нам.
Спасибо,
что читаете наш блог!