Почему ИИ сложно с иронией в тексте и чем он опасен
Юлия Сухорослова, руководитель программы поддержки научно-технических проектов «Инновационная радиоэлектроника», ответила на актуальные вопросы про искусственный интеллект. Не обошлось без обсуждения «страшилок», правда бояться нужно не захвата планеты роботами.
— Есть ли такие области, где искусственный интеллект точно ни к чему?
— Интеграция технологий, в том числе и искусственного интеллекта, во все сферы жизни человека закономерна — не думаю, что мы должны проводить границы. Если ИИ способен подобрать ученику онлайн-школы более эффективную программу обучения или спрогнозировать риск инфаркта по ЭКГ, разве это плохо? Естественно, искусственный интеллект не должен заменять человеческий — он должен быть помощником, а не господином. Сбор информации, анализ, рекомендации можно отдать ему на «аутсорсинг», финальное принятие решений — никогда.
— Какие события и открытия в сфере ИИ вы бы назвали самыми значимыми в 2018 году?
— Подводить итоги, на мой взгляд, еще рано — и год не закончился, и результаты открытий нельзя оценивать только по факту их свершения. Важными считаю разработки в области медицины. Например, ученые из Института Генриха Герца создали систему автоматизированной диагностики инфаркта миокарда на основе самообучающейся компьютерной программы. А научные сотрудники Токийского университета разработали систему анализа Ghost Cytometry, которая совершенствует технологию обнаружения раковых клеток в крови человека.
— Какие проекты в области ИИ сейчас актуальны? Какие насущные проблемы нужно решить?
— Системы на базе искусственного интеллекта сегодня наиболее актуальны для аналитики в компаниях, оперирующих массивами больших данных: это медицина, нефтегазовая отрасль, логистика, физическая и информационная безопасность. На особой волне хайпа — проекты в области беспилотного транспорта (самые известные — Tesla и «Яндекс») и автоматизации клиентского обслуживания. Компании ищут способы не только автоматизировать рутинные операции вроде работы службы поддержки, но и зацепить клиента необычным сервисом — хотя чат-ботами сегодня уже мало кого удивишь. Российское представительство Coca-Cola недавно успешно протестировало робота Веру в ходе одной из HR-кампаний — она проводила первичное собеседование с кандидатами на одну из лидерских программ компании.
— В каких проектах в области искусственного интеллекта заинтересована «Инновационная радиоэлектроника»?
— В этом году мы впервые запустили набор проектов в области ИИ и пока присматриваемся к уровню подготовки и экспертизе. В текущем сезоне таких проектов было немного. Мы не отбираем команды под решение конкретных задач, по крайней мере на нынешнем этапе развития у нас таких целей нет. Рады поддержать проект в развитии и рыночной реализации, а также любую инициативу в этой области, если она найдет достойное применение на практике.
— Есть ли сейчас такая задача, решая которую, проект на 100 % получает поддержку?
— Нет, такой задачи нет. За сезон проект проходит несколько стадий и оценивается по ряду критериев: отдельно рассматриваются прототипы, бизнес-планы, попадание в рынок и ЦА и прочее. Окончательное решение принимает экспертная комиссия по результатам очной защиты проекта. Проекты проходят через несколько фильтров, после чего и формируется полное понимание, какие задачи они решают, насколько актуальны и какие у него перспективы на рынке. Из этого складывается решение о поддержке проекта.
— Какие стартапы в этой сфере вы считаете наиболее успешными?
— Мне очень близки технологические проекты, которые глобально могут позитивно повлиять на человечество. К таким относится система Watson for Oncology, разработанная в онкологическом центре имени Слоуна-Кеттеринга в Нью-Йорке. Программа анализирует индивидуальные планы лечения, данные онкологической экспертизы, а также использует массивы медицинской литературы в объеме более 300 научных журналов, 200 учебников и почти 15 миллионов страниц текста. Система ранжирует опции лечения, привязывая их к независимым исследованиям и клиническим рекомендациям.
Очень интересны проекты стартапа NTechLab и их сверхточный алгоритм распознавания лиц. Особенно приятно, что эта российская команда востребована и за рубежом — обычно отечественным стартапам довольно сложно пробиться на западные рынки.
— Есть ли моменты в сфере ИИ, которые вас пугают или удивляют?
— Классические страшилки о порабощении человечества роботами и искусственным интеллектом хороши для сюжета фантастического фильма, но с реальностью имеют мало общего. По крайней мере в ближайшие сто лет технологии навряд ли выйдут на такой уровень — современные роботы больше похожи на героев фильма «Трансформеры», чем на робо-девушку Софию.
Однако уже сейчас ИИ следует особо контролировать в некоторых областях: например, во всем, что связано с информационной безопасностью. Отдельно нужно учитывать влияние искусственного интеллекта на самостоятельность человека — полностью полагаясь на виртуальных помощников, мы перестаем развивать собственные навыки. Особенно это касается людей, применяющих ИИ повсеместно, даже в бытовой домашней рутине.
— Когда человек сможет разговаривать с искусственным интеллектом наравне?
— Думаю, это возможно уже сейчас. Необходимо обучить ИИ на основе анализа огромного количества диалогов. Один из примеров — яндексовская Алиса, которая может на простом уровне поддержать беседу. Она сильно эволюционировала с тех пор, как была выпущена.
— Когда ИИ сможет понимать иронию и многогранные значения русского мата в зависимости от контекста? Что для этого нужно?
— Распознавание нецензурной брани с точки зрения алгоритма ничем не отличается от обработки любых других слов. Мат, ирония, значение слова в контексте требует просто немного больше времени на машинное обучение. Легче распознать голосовое сообщение, потому оно несет эмоцию и интонацию. Гораздо сложнее научить машину понимать шутки в тексте— это не всегда под силу даже человеку, особенно если собеседник на другом конце мессенджера не использует эмодзи или другие символы.
— Что бы вы посоветовали почитать, посмотреть и посетить тем, кто интересуется искусственным интеллектом?
— Для вдохновения рекомендую футуристическую классику: «Матрица», «Терминатор» «Я робот», «Двухсотлетний человек», «На крючке», «Она», «Из машины», «Превосходство», сериал «Мир Дикого запада». Из художественной литературы — Стругацких и Айзека Азимова. Если хочется чего-то более реального, в формате «прямо сейчас в мире», то советую добавить в закладки раздел «Технологии» TED Talks. Из последнего меня впечатлила лекция о том, как беспилотники используют для доставки донорской крови.
По мероприятиям могу дать такой совет: обращайте внимание на организаторов. Очень хорошо, если это крупная IT-компания или компания на стыке отраслей — из сферы финтеха, например. Выбирать нужно, основываясь на своем уровне знаний и мотивации — ходить «просто послушать» абсолютно бессмысленно. Как вариант, можно начать с AI Conference в ноябре 2018 или Opentalks.ai в феврале 2019.
Освоить востребованную профессию в Data Science можно всего за полтора года на курсах GeekBrains. После учёбы вы сможете работать по специальностям Data Scientist, Data Analyst, Machine Learning, Engineer Computer Vision-специалист или NLP-специалист.