7 элементов успешного обучения
Сегодня хотелось бы рассказать о тех принципах и правилах, которые позволяют эффективно учиться. И не только программированию. Мы уже более 5 лет наблюдаем за тем, как люди из новичков превращаются в квалифицированных разработчиков. За это время мы многократно обсуждали и обдумывали принципы успешного обучения, строили различные модели и выдвигали теории, которые старались проверить на практике.
Поэтому те принципы, о которых сегодня пойдет речь – это плод совместного наблюдения и анализа обучения нескольких тысяч студентов. Но прежде чем начать, хотим задать Вам вопрос: а важно ли вообще эффективно учиться?
Без сомнения, важно! Качество обучения определяет планку Ваших профессиональных и карьерных достижений. Без преувеличения можно сказать, что, результат обучения определяет и Вашу дальнейшую судьбу.
Как часто мы видели людей, которые с огромным энтузиазмом и блеском в глазах брались за разработку, но уже через некоторое время понимали, что программирование – это «не про них». Так ли это на самом деле? Зачастую мы делаем выводы о том, подходит ли нам профессия, только из того, насколько сложно или легко нам ее осваивать. В то время как сложности в освоении зачастую возникают из-за неправильного подхода к обучению или просто легкомысленного к нему отношения.
В программировании существует множество языков, концепций, технологий и парадигм, которые буквально сводят с ума начинающего разработчика. Существуют сотни форумов и сообществ программистов, на которых возносятся одни технологии и принижается значение других. При этом оценки одной и той же технологии могут быть диаметрально противоположны, а авторы и с одной, и с другой стороны баррикад оказываются весьма опытными разработчиками. Кого же слушать новичку? На чем сконцентрировать свое внимание и чему уделить время, которого у нас, к сожалению, ограниченное количество. Время – очень ценный ресурс для разработчика. Именно его эффективное или неэффективное использование, влияет на то, что некоторые становятся высококлассными профессионалами за несколько месяцев, в то время как другие десятилетиями протирают штаны в одних и тех же конторах. КПД программистов может различаться в десятки, а то и сотни раз!
Как же не растратить энтузиазм на полпути и максимально быстро и качественно учиться новым языкам и технологиям программирования? Давайте определим, что мы понимаем под успешным обучением. В первую очередь успешное обучение – это высокоэффективное обучение, протяженное во времени.
Успешное обучение = высокоэффективное обучение * время
Сразу скажем, что мы стараемся скорее определить качества успешного обучения, нежели вывести четкую формулу, обязательную к исполнению. Такая формула (если бы она существовала) имела бы огромное число параметров, мы же хотим выделить элементы, которые несут наиболее весомое значение, как в правиле Парето, по которому 20% усилий дают 80% результата.
Время
Итак, почему же вторым параметром мы назвали время. Все дело в том, что эффективности в освоении той или иной технологии еще не достаточно для овладения ею. Важно, чтобы эта эффективность в обучении сохранялась достаточно долгое время. Тогда получаемая информация из фрагментарной и поверхностной превратится в четко выстроенную систему знаний. Как раз отсутствие выдержки по времени мы наблюдаем у людей, о которых шла речь в начале статьи. Сначала они с энтузиазмом хватаются за любую новую концепцию, делают первые шаги и даже получают результат, но очень быстро теряют интерес и переключаются на что-либо еще. Качественно никак не меняясь, ситуация повторяется вновь и вновь в различных областях деятельности.
Что же из себя представляет параметр времени в нашей формуле. Мы хотели бы разложить его на два ключевых свойства: регулярность и дисциплину.
Время = регулярность * дисциплина
Напомним, что приводимые здесь формулы не имеют никакого отношения к математике. Главное, постарайтесь проследить качество предлагаемых параметров.
Параметр регулярности говорит нам о том, что обучение должно быть периодичным и протяженным по времени. Не думаем, что здесь мы Вас сильно удивили. Тем не менее, лишь единицы могут похвастаться тем, что постоянно повышают свои профессиональные знания. Даже опытные программисты в большинстве своем достигают некоторого уровня знаний и останавливаются в своем развитии. То же самое происходит и в обучении новичков. Человек может прочитать одну главу из книги и что-то применить, потом прочитать еще одну главу, потом отложить книгу и вернуться к ней только через неделю. После этого обычно книга откладывается навсегда. Это типичный пример увеличения временных интервалов между этапами обучения. Постепенно продолжительность перерывов начинает стремиться к бесконечности.
Принцип регулярности говорит о том, что эффективным может быть только то обучение, в котором выдержана некоторая периодичность. Это могут быть ежедневные или еженедельные занятия. Более редкие занятия обычно имеют не очень высокий результат. Для эффективного освоения какой-либо технологии требуется уделять ей время хотя бы раз в неделю.
И как раз об этом говорит второй параметр – дисциплина. Собственно, дисциплина – это та сила, которая призвана обеспечить регулярность занятий. Откуда ее взять? Бытует мнение, что дисциплина зависит от силы воли человека, и тот, у кого сильна воля, легко может быть дисциплинированным. К сожалению, это не совсем так. Дело в том, что бесконечно заставлять себя выполнять некомфортные действия (а обучение – это некомфортное действие, потому что оно связано с повышенными умственными нагрузками) не способен ни один человек. Тем более делать это регулярно. Это в большей мере относится к самообучению. Чтобы решить данную проблему человечество придумало практику наставничества, когда за дисциплиной в обучении студента следит другой человек. Подумайте, практически с самого рождения мы имеем учителей, воспитателей и наставников. И это неспроста. Мы никогда не смогли бы найти в себе внутренние силы и волю для того, чтобы по собственной инициативе изучить все то, что знаем на текущий момент.
Именно поэтому мы выделяем дисциплину в отдельный параметр. Помимо обеспечения регулярности занятий дисциплина призвана обеспечить полное включение в процесс обучения. Так как максимальный эффект достигается не только когда Вы регулярно выделяете время своему образованию, но и когда это время используется эффективно. Но это уже другой параметр формулы, о котором и пойдет речь далее.
Высокоэффективное обучение
Вернемся к первой части нашей формулы и поговорим о составляющих эффективного обучения. Как и в прошлый раз, попытаемся выделить ключевые аспекты, которые делают наш образовательный процесс продуктивным. Можно сказать, что эффективность достигается высокой плотностью подаваемой информации в совокупности с мотивацией ученика к ее освоению.
Высокая эффективность = высокая плотность информации * мотивация
Почему важен параметр мотивации? Да потому, что усвоение больших оъемов информации возможно только при наличии сильного стимула, каковым и является мотивация. Итак, что же она в себя включает?
Мотивация
Мы предлагаем выделить следующие ключевые элементы мотивации к обучению: интерес, групповая динамика, баланс теории и практики.
Мотивация = интерес * групповая динамика * баланс теории и практики
Пойдем по порядку. Принцип интереса очевиден - чтобы мы испытывали желание учиться, сама предметная область должна быть для нас привлекательна. Это понятно каждому. Однако мы предлагаем рассматривать каждую составляющую формулы как инструмент, который можно использовать для увеличения общего результата.
Когда мы начинаем изучать какое-либо дело по собственной инициативе, оно нам, как правило, интересно. Но потом энтузиазм проходит. Дело становится нам НЕ интересным. Обычно в данной ситуации мы выступаем в качестве сторонних наблюдателей. Мы даже и не догадываемся, что собственный интерес к теме можно подогревать. Как? Да очень просто – изучая новости или просто факты из выбранной области и обсуждая их в кругу единомышленников.
Каким образом еще усилить интерес к обучению? Совмещать обучение с реальной разработкой. Это то, что мы рекомендуем всем нашим студентам. Учитесь на реальных проектах. Нет заказчиков? Просто выдумайте интересную задачу сами для себя. Разрабатывайте то, что Вам действительно интересно, и тогда мотивация Вас не покинет.
Следующим элементом формулы является групповая динамика. Уже давно замечено, что наличие группы поддержки существенно улучшает общий результат обучения. Под группой поддержки мы понимаем таких же, как Вы, учеников, единомышленников, людей, которые разделяют Ваши интересы. Любой может подтвердить, как приятно бывает найти родственную душу, человека с которым легко и просто можно разговаривать на интересные Вам темы. Но это не только приятно, но и полезно, так как ответы на большинство вопросов, которые появляются у Вас в ходе занятий, можно получить, просто общаясь с единомышленниками.
Но суть групповой динамики не только в поддержке. Это также и стимул двигаться вперед, потому что групповая динамика привносит в обучение соревновательный элемент. Вы не захотите отставать от Ваших коллег, и это будет побуждать уделять обучению больше времени, чем, если бы Вы учились самостоятельно.
Повторим, что каждый элемент формулы следует рассматривать как инструмент влияния на результат. Поэтому не просто соглашайтесь с нашими аргументами, а думайте, как применить их в своей ситуации. Подумайте, как и где найти единомышленников, как найти точки соприкосновения с ними.
Наконец, последний важнейший аспект, влияющий на мотивацию - это баланс теории и практики. Иногда бывает больно смотреть, как человек мучает себя, пытаясь запомнить тонны теоретического материала, и при этом полностью забывает о практическом использовании полученных знаний. А ведь в этом кроется секрет освоения профессии программиста! Грамотным программистом становится тот, кто много программирует, а не читает об этом. Уровень специалиста напрямую зависит от его практического опыта. В этом правиле не бывает исключений, как не бывает и профессионалов без успешно выполненных проектов за плечами.
Накопив многолетний опыт работы со своими студентами, мы вывели для себя принцип "20/80", по которому только 20% времени обучения следует уделять теории, остальные же 80% - ее отработке на практике. Программирование не любит теоретиков. Любой разработчик Вам скажет, что даже совсем небольшую программу невозможно написать с первого раза. Обязательно найдутся опечатки, ошибки и прочие сложности, которые разработчик изначально не учел. Практика дает такой опыт, который просто невозможно извлечь ни из одного учебника.
Теперь давайте вернемся к принципу высокой эффективности. Напомним, что он состоит из мотивации и высокой плотности информации. Теперь рассмотрим второй параметр.
Высокая плотность информации
Этот принцип говорит о том, что для поддержания высокой эффективности обучения нам необходимо усваивать большие объемы информации. Здесь мы выделяем два ключевых качества: сбалансированная учебная программа, живое общение.
Высокая плотность информации = сбалансированная учебная программа * живое общение
Сначала поговорим о сбалансированной учебной программе. Строго говоря, это отдельная большая формула. Здесь важны и наглядность материала, и наличие текстовых справочных пособий и наглядных примеров из реальной практики, и многие другие компоненты. Скажем только, что по нашим наблюдениям, грамотно сбалансированная учебная программа в десятки раз эффективнее чтения справочников и учебников.
Почему так важно чередовать различные способы получения и передачи информации (текст, видео, работа с кодом, общение с учителем и т.п.). Все дело в том что высокой плотности невозможно добиться, запихивая в себя информацию только одного вида. Вспомните, как начинает закипать голова от заумной книжки по программированию уже после 10 минут чтения. Что-то похожее происходит и при многочасовом просмотре видеоуроков. И только когда источники информации чередуются и дополняют друг друга, мы получаем эффект комплексного обучения.
Отдельным пунктом мы выделим живое общение, под которым мы подразумеваем общение с учителем (наставником, профессионалом и т.п.), то есть с человеком уже обладающим знаниями, которые Вы стремитесь приобрести. Почему это так ценно?
Потому что, несмотря на развитие современных технологий и огромные базы информации, накопленные в Интернете, человечество еще не изобрело более совершенного способа передачи практических знаний, чем от человека к человеку. Та практическая мудрость, которая накапливается только с опытом разработки, зачастую не укладывается в рамки строчек книг по программированию. В Интернете, на форумах доступ к нужным данным может быть затруднен. Зачастую не так просто найти ответ на какой-нибудь нестандартный вопрос, выходящий за рамки справочников. И только прямой контакт с непосредственным носителем информации позволяет не только быстро получать ответы на свои самые сложные вопросы, но и интегрировать их на уровне личного опыта. Добавим к этому еще и дисциплинирующее воздействие преподавателя - вот вам и отдельный пункт, который хоть и не является обязательным, тем не менее, имеет сильнейшее влияние на успешность всего обучения.
Заключение
Что ж, мы разобрали все слагаемые этой «магической» формулы успешного обучения. На самом деле, хоть мы и увидели, что никакой магии здесь нет,когда смотришь на разительные отличия в успеваемости отдельных студентов, действительно может сложиться мнение, что без магии здесь не обошлось. То, что одни усваивают за мучительные месяцы обучения, другие проглатывают за считанные дни. Те проблемы, над которыми некоторые бьются долгими днями и ночами, другие решают за несколько часов или минут. Все это связано с моделями обучения, которые, как Вы успели заметить, имеют огромное влияние на судьбу будущего специалиста.
Итак, вот она, наша формула успешного обучения программированию. Приведем сначала короткую запись, а потому разложим на все составляющие.
Успешное обучение = Высокоэффективное обучение * время
Успешное обучение = Мотивация * высокая плотность информации * регулярность * дисциплина
Успешное обучение = интерес * групповая динамика * баланс теории и практики * живое общение * сбалансированная учебная программа * регулярность * дисциплина.
В заключении еще раз повторим: не относитесь к этим выкладкам, как к неким строгим и непреложным законам. Приведенные здесь размышления являются лишь нашими наблюдениями, на которые, правда, мы затратили несколько лет изысканий. Но последнее слово всегда остается за вами. Дорогу осилит идущий.
Успехов в обучении и трудовой деятельности!
Хотите стать программистом? Рекомендуем профессию «Веб-разработчик».