Архитектор информационных систем — новая профессия
Как посетители GeekBrains, вы наверняка знаете, что в сфере IT сегодня можно обучиться практически любой профессии с нуля до уровня, необходимого для старта карьеры. Однако когда речь заходит о дальнейшем развитии, хотя бы до уровня middle – всё гораздо сложнее. Количество предложений значительно меньше, специфика выше, а наполнение подойдёт далеко не каждому.
Чтобы разработчики могли не останавливаться и продолжать профессиональное развитие, мы открываем новый курс — профессию архитектора информационных систем. Он прекрасно подойдёт разработчикам из разных областей, при этом полученная информация точно поможет каждому в карьерном и профессиональном росте.
А чтобы разобраться с тонкостями этой интересной профессии и процесса обучения в целом, мы поговорили с начальником департамента исследований и разработки компании Qoollo, а вместе с тем разработчиком курса — Денисом Бекасовым.
— Денис, привет! Для начала расскажи, кто такой архитектор информационных систем и в чём его основная задача?
Основная его задача, как ни странно, — проектирование архитектуры программного обеспечения. То есть он не занимается непосредственно программированием, хотя может, и в какие-то моменты, безусловно, выступает в роли рядового разработчика. Но всё же основную часть времени он тратит на принятие необходимых технических и проектных решений, минимизирует риск появления стратегических ошибок, определяет вектор построения и развития систем.
Для большей наглядности можно сравнить архитектора ПО с архитектором в области строительства. То есть это человек, который всегда держит в голове проект в целом, и уже отталкиваясь от этого, создаёт задачи отдельным группам и людям. Кроме того, у архитектора ПО также есть исполнители, помощники, руководители подразделений, с которыми он постоянно взаимодействует для достижения лучшего результата.
— На кого в первую очередь рассчитан курс «Архитектор информационных систем»?
Прежде всего, это программисты, разработчики ПО middle уровня, которые столкнулись с задачей создания проекта в целом или каких-то отдельных частей, после чего у них возникло желание развиться в этом направлении. Также обучение будет интересно тем разработчикам, которые хотят расширить свои знания и компетенции, взглянуть на разработку ПО структурно.
Кстати, многие базовые вещи, связанные с созданием архитектуры, программисты с хорошим фундаментальным образованием должны знать. Но как показывает практика, зачастую это не так. Поэтому наш курс — также возможность устранить этот недостаток у состоявшихся разработчиков.
— Как прохождение курса влияет на карьерный трек?
Очень зависит от того, где человек работает в настоящий момент, какие задачи решает, в каком формате, кто инициатор обучения и какие задачи решает. Но в любом случае, если студент будет ответственно подходить к обучению, скрупулёзно изучит материал и, преобразовывая его в навыки, поднимет свою квалификацию, это рано или поздно приведёт как к получению новых, более интересных, комплексных задач, так и к продвижению по карьерной лестнице. Плюс, когда человек начинает мыслить на уровне общей структуры проекта, он начинает совершенно иначе реализовывать свои маленькие задачи, лучше понимает, что требуется и что для этого надо сделать.
Ещё сложнее давать прогнозы финансового роста — рынок перегрет, и всё очень зависит от компаний, руководителей отделов, проектов и много другого. Но совершенно очевидно, что если человек становится более самостоятельным в принятии решений, лучше понимает процесс, то рано или поздно к нему придёт материальное вознаграждение. Если же говорить абстрактно — то профессия архитектора ПО оценивается на рынке значительно выше классического разработчика, так как предполагает другой уровень знаний и ответственности.
— Сколько человек участвовали в разработке курса?
Если брать общее наполнение, разработку структуры курса, его наполнение, то над созданием курса работали три человека: я, Денис Бабарыкин, плюс мы привлекали ещё одного нашего коллегу в качестве консультанта. Однако если брать отдельные темы, то в той или иной степени над разработкой курса работало, думаю, 10 человек.
Для нас было очень важно получить максимальную компетентность и качество выдаваемой информации. Поэтому наполнение каждого модуля тщательно оценивалось, чтобы повысить эффективность каждой затраченной студентами минуты.
— Перейдём непосредственно к курсу. Расскажи немного о каждом блоке программы.
Первые два модуля, введение в разработку ПО и базовые принципы проектирования, — это как раз то, о чём мы говорили ранее. Вроде бы все это знают, проходили, слышали, но по факту — надо изучать с нуля. Но естественно, всё это будет рассматриваться в контексте профессии, с прикладными задачами, самостоятельной работой. Так что данные модули — не просто повторение и краткий ликбез, а взгляд на знакомый материал с прикладной точки зрения.
Третий модуль у нас будет посвящён работе с данными и правильной структуре приложения. Любой программист с опытом имеет представление, как использовать разного рода данные в проектах, но далеко не каждый понимает, как должно правильно выглядеть взаимодействие кода с данными в зависимости от задачи.
Далее мы переходим к сервис-ориентированным архитектурам. На их примере нагляднее всего продемонстрировать организацию внутренних взаимодействий, протоколов, структуру, масштабирование — в общем, всё то, что делает приложений современным, надёжным, по-настоящему ориентированным на клиента и динамически развивающимся.
Ну и завершаем обучение мы большой темой сопровождения продукта. В частности, речь пойдёт о контейнеризации — это логичное продолжение внедрения микросервисов из прошлого модуля, развёртывание, настройка приложения и его дальнейший мониторинг. Таким образом, мы пройдём полный цикл от общего понимания об организации приложений до развёртывания собственных сервис-ориентированных архитектур.
— Что будет у студентов в портфолио по окончании курса?
Каждый модуль, кроме первого, завершается большим личным проектом, один из которых будет разработан в сотрудничестве с «Ростелекомом». Кроме того, у нас будет более сотни часов практики только в формате курса, так что, думаю, каждому прилежному ученику будет что показать настоящему или будущему работодателю.